Чиновники и бизнесмены стали вдвое чаще пользоваться мессенджерами
Корпоративные клиенты операторов связи переходят на общение посредством мессенджеров. Крупнейший телеком-оператор России МТС по итогам первого полугодия зафиксировал резкое увеличение трафика в данном сегменте.
Растет у операторов
Корпоративные абоненты стали активнее пользоваться мессенджерами вроде WhatsApp, Viber и др. Оператор МТС зафиксировал двукратный рост потребления подобных сервисов: в структуре трафика корпоративных клиентов МТС этот сегмент вырос с 4 до 9% (первое полугодие 2015 года к аналогичному периоду 2014-го), рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. По данным AC&M Consulting, МТС является лидером рынка корпоративной связи в России с долей 40% абонентов, в денежном выражении на МТС приходится более 35% рынка, приводит статистику Солодовников.
Меняется в целом структура пользования мобильным интернетом — все чаще компании для повышения эффективности бизнеса используют все доступные каналы коммуникаций, включая не только мобильную почту, но и мессенджеры, онлайн-конференции, специальные мобильные приложения, отмечает Солодовников. Каждый второй новый абонент МТС в бизнес-сегменте пользуется не только голосовыми услугами, но и мобильным интернетом: проникновение интернет-пользования среди корпоративных клиентов выросло у МТС на 10%, говорит представитель оператора.
«ВымпелКом» и «МегаФон» данные по изменению трафика мессенджеров дать отказались.
Появление на рынке новых мобильных устройств, бизнес-приложений, развитие облачных сервисов привело к тому, что среднемесячное потребление дата-трафика в b2b-сегменте «ВымпелКома» выросло год к году на 175% (второй квартал 2015-го к аналогичному периоду 2014-го), рассказала представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Структура доходов мобильных операторов меняется и будет и дальше меняться в сторону предоставления услуг передачи данных. Президент МТС Андрей Дубовсков на объявлении финансовых результатов за второй квартал 2015 года подчеркивал, что голосовая связь рано или поздно должна стать бесплатной, а оператор концентрируется как раз на доходах от передачи данных.
У всех операторов мобильной связи распределение выручки в последние годы идет в сторону увеличения потребления трафика с мобильных гаджетов, уверяет Сергей Кравцов, создатель мессенджеров QIP и 4talk. Люди начинают больше пользоваться интернетом, мессенджерами, предпочитают реже отправлять СМС и гораздо меньше звонить — это связано в первую очередь с появлением такого стандарта, как LTE, благодаря которому интернет стал быстрым, им стало гораздо удобнее пользоваться, считает Кравцов.
Растет у мессенджеров
Аудитория восьми самых популярных мессенджеров в России (Facebook Messenger, Hangouts, ICQ, «Mail.Ru Агент», Telegram, Skype, Viber, WhatsApp) в июне 2015 года составила 11,6 млн человек (в городах России с населением более 700 тыс.; 12–64 лет), следует из исследования TNS Web Index Mobile. Аудитория мобильного приложения WhatsApp с января по июнь выросла на 11,4%, до 7,2 млн пользователей, Facebook Messenger — на 14,3%, до почти 1,5 млн человек.
Согласно статистике App Annie, на 1 сентября в топ самых популярных сервисов на платформе iOS входят мессенджеры WhatsApp (четвертое место) и Viber (шестое), в Google Play WhatsApp занимает второе место, Viber — четвертое.
Трафик мессенджеров может расти и растет лавинообразно, считает редактор агентства Content Review Сергей Половников. С помощью мессенджеров пересылают фотографии, файлы, совершают звонки, то есть подобные сервисы уже давно перестали быть «просто про текст», что естественно влияет на трафик, заключает он.
Угроза сверху
Замедлить стремительное развитие мессенджеров может государство. Вопрос об использовании зарубежных IT-сервисов, в том числе WhatsApp, сейчас поднят на самом верху.
В среду, 26 августа, секретарь Совбеза Николай Патрушев раскритиковал чиновников, которые по работе обращались к иностранным сервисам. По мнению Патрушева, использование таких решений вредит защищенности государственных и муниципальных информационных систем.
Слова Патрушева развили и депутаты Госдумы. Вице-спикер нижней палаты эсэр Николай Левичев в тот же день в эфире телеканала «Россия 24» заговорил о необходимости запретить госслужащим использовать зарубежные компьютерные программы и приложения не только на работе, но и на личных электронных устройствах. А член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросс Илья Костунов предложил еще и ввести санкции за использование продукции Google, WhatsApp и других сервисов.
В четверг, 27 августа, о готовности заблокировать сотрудникам доступ к сервисам по обмену документами и к мессенджерам сообщило правительство Московской области. Из сообщения пресс-службы следовало, что это будет сделано с октября во исполнение утвержденного губернатором Андреем Воробьевым плана мероприятий по переходу на использование российских интернет-сервисов и программного обеспечения. А в дальнейшем подмосковные чиновники будут использовать «единую платформу обмена сообщениями», в которых «используются средства криптографической защиты, лицензированные ФСБ».
Тренд на борьбу с мессенджерами поддерживают и операторы. В середине июля в интервью телеканалу «Россия 24» президент «МегаФона» Иван Таврин говорил о необходимости регулировать работу WhatsApp, Viber и Skype. По словам Таврина, мессенджеры работают в серой зоне, вне принятого в телекоммуникационной отрасли регулирования. Глава «МегаФона» тогда подчеркнул, что ими пользуются террористы и организаторы спам-рассылок, и эту проблему нужно решать, потому что «безопасность должна быть превыше всего». Вместе с тем Таврин признал, что пользоваться WhatsApp и Viber удобно, так как в них можно создавать группы и с помощью их проще отсылать фотографии, чем через СМС.
Попытка обязать чиновников отказаться от публичных почтовых сервисов и мессенджеров предпринимается не в первый раз, рассуждает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян: «С точки зрения безопасности чиновники не должны использовать публичные сервисы — как американские, так и российские, так как они создают серьезную проблему утечек, особенно с учетом низкой грамотности в защите информации. Однако в личных беседах чиновники признаются, что пользуются почтой, например, «Яндекса» вместо служебной, потому что она удобна. Таковы результаты программы «Электронное правительство», на которую были выделены миллиарды рублей», — заключает Казарян.
«Несмотря на то что те мессенджеры, которые сейчас распространены в России, являются зарубежным продуктом, существуют способы защитить информацию от несанкционированного доступа. Кроме того, целесообразно развивать альтернативы под корпоративные нужды, предлагать такой инструмент для внутрикорпоративных коммуникаций, который будет гарантированно защищен», — считает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.
РБК
© Megamozg