Честь Huawei. Как Honor обогнала своего прародителя
Три года назад Huawei была той редкой компанией, способной не только конкурировать, но и превзойти Apple и Samsung на рынке телефонов. Однако из-за санкций США, которые вводятся с 2019 года, ещё при Дональде Трампе, такая возможность отпала. С 2019 года Huawei пытается выживать в секторе, где компании не дают применять любые технологии или ПО «made in USA». Санкции США также коснулись отношений компании с TSMC, которая являлась крупнейшим поставщиком SoC для подразделения микропроцессоров Kirin. Без этих полупроводников Huawei сильно отстала в производстве современных телефонов. Осенью 2020 года компания продала свой суббренд Honor китайской государственной компании Shenzhen Zhixin New Information Technology. В 2021 году Honor восстановилась как самостоятельный бренд и официально превзошла Huawei на внутреннем рынке Китая.
Падения и взлёты
Экономика Китая выросла всего на 4,8% в годовом исчислении в первом квартале 2022 года, что ниже целевого показателя годового роста в 5,5%, установленного правительством, поскольку страна пострадала от пандемии и санкций. Рост розничной торговли в марте также снизился на 3,5%, впервые с августа 2020 года. Уровень безработицы в крупных городах также достиг рекордно высокого уровня. Эти факторы в сочетании с тенденцией к снижению спроса, уже заметной на китайском рынке смартфонов до новой волны пандемии, значительно повлияли на сектор.
Согласно последнему ежемесячному отчету Counterpoint, продажи смартфонов в Китае снизились на 14% в годовом исчислении в первом квартале 2022 года, достигнув 74,2 млн. единиц. Квартальные объёмы были близки к уровням, наблюдавшимся в первом квартале 2020 года. Honor занял место Huawei на рынке, с ростом от скромных 5% до 17%. Huawei же, напротив, упал с 15% до 6,2%.
Huawei больше не входит в топ-5 крупнейших поставщиков смартфонов в Китае по объёму, впервые за четыре года, в течение которых группа неизменно занимала первое место в списке. Вот топ-5 лучших китайских компаний-производителей смартфонов:
- Apple
- Honor
- Vivo
- OPPO
- Xiaomi
В целом же, рынок смартфонов демонстрировал еженедельную тенденцию к снижению в течение первого квартала 2022 года с небольшим пиком во время китайских новогодних праздников. И спрос на смартфоны по-прежнему останется низким из-за слабого потребительского настроения и отсутствия инноваций для стимулирования потребителей. Например, в 2021 году на китайский рынок было поставлено 1,5 миллиона раздвижных смартфонов, но он оставался нишевым рынком с долей всего 0,5%.
Хотя китайский рынок немного вырос в 2021 году, признаков улучшения потребительского спроса в краткосрочной перспективе по-прежнему нет. Таким образом, проблемы сохраняются и в 2022 году, что подчеркивает важность совершенствования технологий и работы offline-каналов.
Рождение «дочки»
В 2011 году Huawei выпустила смартфон U8860, который был известен как «Huawei Honor». Но в тот момент «Honor» являлось только ярлыком, под которым Huawei производила линейку смартфонов, подобно тому, как Samsung обозначает словом «Galaxy» свою линейку смартфонов. Интересный факт, в 2010 году OPPO разработала телефон под названием OPPO Real Me. Аналогично, как OPPO, которая в 2018 году перепрофилировала «Realme» как суббренд, Huawei также приняла решение сделать Honor отдельным подразделением, с помощью которого можно продавать смартфоны Android по более приемлемым ценам. И поэтому, на форуме CES 2012 компания Huawei решила разнообразить свою деятельность и стала ориентироваться на рынок люксовых смартфонов, выпустив свою первую топовую модель Ascend P1.
Здесь необходимо отметить, что появление Honor произошло в тот момент, когда в Китае зародилась очень важная компания для развития сектора: Xiaomi, которая сразу же ворвалась на рынок со смартфонами премиум-класса, но для любого бюджета. Huawei понимала, что ей нужно готовиться к борьбе, которая будет становиться всё более жесткой, и в 2013 году она выпустила серию Honor 3, состоящую из многих недорогих моделей, таких как Honor 3X и Honor 3C.
За последнее десятилетие Huawei стала символом технологического роста Китая. Когда в 2018 году торговое и технологическое соперничество между США и Китаем усилилось, компания оказалась в центре внимания. Эта китайская технологическая компания пережила немало взлётов и падений, успехов и достижений на протяжении многих лет.
Huawei уникальна тем, что ни одно государственное учреждение или сторонняя организация не имеет акций корпорации. Только сотрудники Huawei имеют право купить акции, потому что это частная фирма, полностью принадлежащая её сотрудникам. Поэтому её счета не подлежат такому же уровню аудита, как компании, торгуемые на фондовом рынке.
В 2012 году Huawei сформировала партнерство в области облачных вычислений с клиентами в 33 странах, что привело к созданию крупнейшего в мире облака для настольных компьютеров, которым ежедневно пользуются 70 000 сотрудников. Кроме того, 35 операторов по всему миру, запустившие коммерческие услуги 5G в 2019 году, использовали технологию Huawei B.E. S.T. для 5G.
Huawei добилась многих технологических достижений, с которыми на сегодняшний день не может сравниться ни одна другая компания в мире. Компания испытала свою технологию 5G как на более низких, так и на более высоких частотах. В начале 2019 года она представила чипсет и устройства собственной разработки, проложив путь к тому, чтобы 5G стал реальностью. Подписала 30 контрактов на строительство сети 5G по всему миру, и ещё десятки находились на грани подписания.
А потом пришёл Трамп… И вынуждает китайского технологического гиганта принимать болезненные для себя решения. Во-первых, Huawei 17 ноября 2020 года освобождает своё подразделение Honor, у которой была задача увеличить продажи Huawei на online-платформах. Во-вторых, хоть компания и не покинула рынок смартфонов, она сосредоточилась на производстве умной бытовой техники, автомобилей и мониторов. Huawei до 2020 года и Huawei после — это уже совершенно разные компании.
Дело чести
Продажа Honor для Huawei до ноября 2020 года была бы неосмотрительностью. Но в тот момент этот шаг был сделан для обеспечения выживания Honor. Поскольку Honor больше не являлся собственностью Huawei, она по праву выходит из чёрного списка организаций, что позволяет вернуться к сотрудничеству с Google, Qualcomm и другими корпорациями, ранее принимавшим участие в американском запрете Huawei. Отличная возможность для Honor, которая в первые месяцы 2021 года запускает реструктуризацию.
Прежде всего компания изменила коммерческую стратегию, ориентируясь на offline-рынок, а не ограничиваясь online-рынком, как до этого момента делала Huawei. Во-вторых, Honor расширила свою экосистему за счёт ноутбуков, планшетов, носимых устройств, смарт-телевизоров и так далее, чтобы конкурировать по всем фронтам. В-третьих, компания с головой ушла в премиальный рынок.
Honor решила быть смелее. Об этом свидетельствует презентация серии Magic 3 с Honor Magic 3 Pro + от 1560 долларов, которая подверглась сильной критике. Если взглянуть на сам смартфон, то придраться не к чему: OLED-экран с частотой 120 Гц, Snapdragon 888+ 5G, 12 ГБ ОЗУ и 512 ГБ встроенной памяти, аккумулятор на 4600 мАч с зарядкой на 66 Вт и лучший в своем классе фотокамера. Причина, по которой его критиковали, связана с имиджем Honor, который был у публики на протяжении многих лет, то есть брендом, доступным по соотношению цена/качество. Но Honor хочет поднять планку из-за стремления принять новые форм-факторы, например, раздвижные смартфоны, которое могло бы конкурировать с OPPO X.
И кажется, компания выбрала правильную стратегию. Но необходимо, чтобы этот переходный период закончился, в течение которого Honor должна стряхнуть с себя негативный флёр Huawei. Отказаться от Huawei непросто, но продажи доказывают его правоту. На данный момент любопытно узнать ближайшее будущее Honor в Европе, возможно, с Magic 3, у которого, похоже, есть всё необходимое, чтобы конкурировать с самыми известными брендами в сегменте high-end.
Huawei не раскрыла стоимость продажи, хотя в своем последнем годовом отчёте сообщила о более чем 60 миллиардах юаней (9,2 миллиарда долларов) в качестве дохода, не связанного с её основным бизнесом. Как отдельная фирма, Honor не попала под те же торговые ограничения и сохранила доступ к американским технологиям и программному обеспечению, необходимым для производства. С тех пор бренд бюджетных телефонов Honor добился успехов, заняв второе место по поставкам смартфонов в Китае после Apple Inc. в последнем квартале 2021 года.
Такое отделение позволило Honor свободно торговать с поставщиками компонентов из США, такими как Qualcomm Inc., чьи чипсеты Snapdragon используются в большинстве мобильных Android-телефонов в мире. По данным исследовательской компании IDC, в конце прошлого года бренд более чем утроил свои внутренние поставки, заняв 17% крупнейшего в мире рынка смартфонов.
После получения автономности Honor избавилась от влияния Huawei. Но из-за многоуровневой структуры акционерного капитала, Honor тесно сотрудничает с государственными активами, что может привести к определённым политическим рискам. Например, 6 августа 2021 года «группа республиканцев с Палаты представителей обратилась в Министерство торговли США с заявлением добавить компанию Honor в официальный экономический чёрный список правительства».
Если Honor удастся успешно закрепить свои позиции на рынке, доля частных акций увеличится. В дальнейшем, как и Xiaomi, Honor сможет свободно приобретать микропроцессоры из Америки или Европы. С этой точки зрения листинг имеет большое значение как для снижения бизнес-рисков Honor, так и для будущего развития.
Тем не менее, есть серьёзные трудности для Honor. Финансовый стандарт листинга заключается в том, что компания должна получать последовательную прибыль в течение последних трёх финансовых лет. Кроме того, накопленная чистая прибыль должна превысить 30 млн. юаней (4,5 млн. долларов). Учитывая, что Honor стала самостоятельной всего полтора года назад, очевидно, что она не соответствует требованиям.
Так что Honor ещё не Huawei. Но компания стремительно растёт. Если она не наступит на те же грабли, что и Huawei (т.е. будет плясать под дудку США), есть все доводы полагать, что Honor способен конкурировать с ведущими брендами на мировом рынке. Но позволят ли США появление нового Huawei?
И насколько хороши китайские микропроцессоры для разработчиков телефонов? Разборка Honor X30 показала, что почти 40% деталей были произведены американцами. Это заметное увеличение звёздно-полосатых компонентов по сравнению с 10% для предыдущей модели 30S, когда Honor ещё была в составе Huawei. Большая часть основных компонентов, а именно процессор и чипсеты 5G, были поставлены производителями из США, такими как Qualcomm, а не производителями из Китая, такими как подразделение микрочипов Huawei HiSilicon. Это подчёркивает, насколько важными остаются технологии США, вопреки активным усилиям Пекина по развитию своей индустрии микрочипов. Учитывая их политическую важность, использование или неиспользование отечественных микрочипов может стать деликатной темой для китайских компаний.