Чем полезным заняться в праздники?
Или как сделать, чтобы не было мучительно больно за впустую пролетевшие новогодние каникулы? Если в связи с обесцениванием рубля вы внезапно никуда не едете на новогодние праздники, или едете, но уверены, что будет куча времени, которое вы ещё не знаете, чем занять (например, в дороге), то предлагаю вам 7 способов приятно и полезно провести время.1. Посмотреть видео с конференцийМногие сейчас в восторге от TED. Да, там есть интересные и полезные вещи, но если интересно развитие в отраслях менеджмента и IT, то я рекомендую сайт IT Talks. Там подборки с самых интересных тематических конференций за последние годы.Ещё есть очень интересная подборка видео с семинаров на CodeFreezeЧтобы смотреть видео в оффлайне (самолёте, поезде и т.д.) могу посоветовать пару расширений для FireFox: • addons.mozilla.org/ru/firefox/addon/download-flash-and-video/ — качает почти всё кроме Vimeo• addons.mozilla.org/ru/firefox/addon/video-downloadhelper/ — качает почти всё и Vimeo в том числе, но названия файлов генерит абы как.
2. Почистить френдлентуКогда есть 5–10 минут свободного времени многие из нас уже почти бессознательно лезут проверять френденты в соц. сетях. Но новый год такое время, когда в соц. сетях почти полный штиль. Отличное занятие на 5–10–30–60 минут (смотря на сколько всё запущено) почистить френдленты от реально бесполезной информации. У большинства в друзьях не по одной сотне человек, и в лучшем случае половину из них вы видели в живую. И очень часто нам совершенно не интересно, что они едят на обед и как здорово прыгает их собака. Поэтому практически во всех популярных соц. сетях есть инструменты отписки от обновлений без удаления людей из друзей. Поэтому, если вам надоели постоянный постинг одного из ваших друзей про политику или про работу, просто нажмите «отписаться».Есть правда побочный эффект, отписавшись от большинства обновлений, вам часто не чем будет занять 5–10 минут свободного времени в будущем, но надеюсь сегодняшняя подборка поможет вам решить эту проблему :)
3. Почитать книжкуКак бы банально это не звучало, но серьёзно! Наверняка есть множество книг, которые позволили бы вам вырасти профессионально, что весьма кстати в наше нестабильное с экономической точки зрения время. Понимаю, что в выходные хочется отдохнуть и не думать о работе, специально для этого есть компромиссное решение: развлекательно-«обучательные» книги. Это так называемые бизнес-романы и просто написанные легко или с юмором профессиональные книги. Примеры таких книг: • Фримен Э., Сьерра К., «Паттерны проектирования» — Без преувеличение шаблоны проектирования разжёваны для блондинок (проверено на одной светловолосой верстальщице:-)).• Литвак М. Е., Психологическое айкидо — на удивление живое психологическое пособие по общению в конфликтных и не очень ситуациях, как в жизни, так и на работе.• Слава Панкратов, «Черная книга менеджера» — больше похоже на презентацию нежели на книгу, но очень концентрированное пособие для менеджеров, помогающее слегка взглянуть на себя со стороны.• Майкл Льюис, «MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире» — Книга не сколько про математику, сколько про то как можно совершить прорыв, открытие, как в бизнесе, так и в устоявшейся научной среде. Она входит в топ-10 рекомендуемых бизнес-книг в США. Признаюсь, что книгу не читал, зато экранизация, произвела на меня неизгладимое впечатление.• Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — Книга, вроде бы, художественная, но показательно, что после неё автор из художественной литературы перешла в философскую, поэтому сама книга несколько посередине. По опросам в США, эта книга на втором месте после Библии в рейтинге книг, наибольшим образом повлиявших на людей.• Элияху Голдратт, «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» — Обычно, если книгу мне порекомендовали минимум 3 человека, чьё мнение я считаю авторитетным, это показатель того, что книгу стоит прочитать. В общем эту книгу я сам собираюсь прочитать на каникулах.• Сгрийверс Йооп, «Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе» — Долго колебался добавлять ли книгу в список. Лично я не взял из неё ни одного совета, но могу сказать, что если вы работаете с госухой или «естественными» монополиями, то книга поможет вам лучше понимать на первый взгляд кажущиеся не логичными некоторые действия руководителей и рядовых сотрудников таких предприятий.
4. Провести ретроспективу годаКак в классических, так и в Agile методологиях управления есть разные процедуры для взгляда назад, чтобы посмотреть, что было сделано хорошо, а что не очень. Я привык делать такие «взгляды» после каждого факапа или крупной победы, но тем не менее всё равно стоит периодически останавливаться и смотреть, всё ли, что я делаю, помогает мне или стоит что-то изменить. Если делать такое упражнение с охватом прошедшего года, то можно просто вспомнить: • Крупные неудачи и провалы (если не было крупных, то хотя бы те, которые запомнились)• Крупные победы, удачи и «Like A Boss» моменты• Те вещи, действия или люди, которые постоянно «доставали», беспокоили, мешали сосредоточенно работать или полноценно отдыхать• Наиболее запомнившиеся моменты отдыха• И т.д. список можно расширить в зависимости от ваших предпочтений и ценностей в жизни и на работе.Дальше попытаться проанализировать почему эти вещи происходили. Сам процесс называется по-умному Root cause analysis (RCA). Есть много методик по этому поводу, в том числе диаграмма Исикавы,»5 почему» и другие. Многие из них описаны в 6 главе книги Esther Derby и Diana Larsen «Agile Retrospectives: Making Good Teams Great», если есть трудности с английским или больше нравится смотреть видео, то можно посмотреть видео с доклада Бориса Вольфсона «Эффективные ретроспективы». Единственное от чего хочется предостеречь: сваливать вину за неудачи на других и внешние обстоятельства. Да, это легче всего сделать и наш мозг научился это делать на автомате, но цель ретроспективы найти то, что мы сами можем изменить. А если во всем винить внешние причины, то улучшить что-то мы просто не сможем.Когда понятны истинные причины, нужно понять, можете ли вы что-то изменить из этих причин, и, если да, то что нужно для этого сделать. Тут нужно брать давно известную, но не потерявшую свою актуальность методику SMART, чтобы ваши планы на год не звучали «с 12 января начинаю ходить в спортзал». Нужно поставить конкретную цель, достижение, которой будет легко проверить (измерить), а также чёткий срок. Например, в жиме лёжа поднимать 90 кг к 1 мая 2015 года. Кроме того, нужно всегда знать свой следующий шаг, например, «достать с антресоли кеды для тренировок», «купить абонемент в спортзал NNN» и т.д.
5. Заняться своим теломРаз уж заговорили про спорт, то если вы на новогодние праздники не едите на горнолыжный курорт, то уж явно вам не помешает восстановить своё здоровье после долгих часов в офисе, питания пончиками, пиццами и прочими продуктами, привычными для офисного работника. Можно это делать без покупки абонемента в спортзал. Есть множество других недорогих и интересных способов: • горнолыжные трассы в городе или пригороде, • беговые лыжи в ближайшем парке, • катание на коньках, • скалодром• конные прогулки, • постройка снежной крепости с детьми (или без ;)), • панда-парки, • бассейн, • workout-ы во дворе или в парке, • приседания и отжимания прямо дома для самых ленивых :).В общем, было желание.
6. Тренируйте мозгМозг тренировать также важно, как и мышцы. В Сети описано много упражнений по тренировке мозга, но мне больше всего понравился совет американского финансиста Джеймса Алтучера: «Каждый день записывайте 10–20 плохих идей в день. Или хороших идей, не важно. После того, как вы 6 месяцев будете тренировать свою «мыслительную мышцу», вы почувствуете себя «машиной для идей». Это как суперсила, которой нет конца.»
7. Проведите время с детьмиЭтот пункт последний не потому что самый не важный, а потому что не у всех ещё есть дети. Почему важно посвящать значительную часть свободного времени, а иногда и выкраивать время специально, общению со своими детьми? Потому что именно вы как родители сможете научить их вещам, которые им больше всего пригодятся. И не важно сколько вашему ребёнку: 16 дней или 16 лет — в каждом возрасте есть чему научить ребёнка или просто о поговорить по душам. Кстати, с 16-летними вполне можно проводить ретроспективы по поводу конфликтов между вами. К этому могу лишь добавить ссылки на книгу Масару Ибуки «После трёх уже поздно» и заметку «Agile в воспитании детей»