Чего хотят CTO, уехавшие из России?
2022 год резко поменял приоритеты многих русскоязычных кандидатов и работодателей на IT-рынке. Во второй половине 2023 года компания NEWHR Data изучила настроения среди технических руководителей, живущих за рубежом. В частности — узнала, насколько им интересны российские работодатели и каковы их потребности в текущей ситуации.
Цель исследования
Мы хотели выяснить, чем российские работодатели могут привлечь востребованных кандидатов уровня CTO. Таких кандидатов раньше приходилось хантить, а сейчас они стали менее доступны из-за релокации.
Мы отвечаем на вопрос: что сейчас может предложить российский работодатель, чтобы СТО, уехавший за рубеж, рассмотрел его предложение о работе?
В этой статье мы описываем краткие результаты нашего исследования.
Кому будет полезна статья
Российским компаниям, которые хотят привлечь опытных русскоязычных СТО, работающих за пределами России.
Компаниям с российскими корнями, которые нанимают русскоязычных топов за рубежом.
СТО и топ-менеджерам, которым интересны критерии выбора работодателей среди руководителей их уровня.
Вы узнаете, на что обращают внимание целевые для вас кандидаты, и сможете учесть это в своём EVP — ценностном предложении для кандидатов.
Чьё мнение мы изучали
Нашим фокусом были технические менеджеры — руководители, которые занимают позиции engineering manager, head of development, CTO и так далее. В подчинении у них минимум три руководителя, а общее число подчинённых — не менее 15 человек. Далее в этой статье для простоты мы будем называть их просто «CTO».
Наши респонденты — это 24 опытных технических менеджера, которые в данный момент живут за рубежом и работают как на иностранные (Bolt, Delivery Hero и т. д.), так и на компании с корнями на русскоязычных рынках (inDrive, TripleTen, Miro и другие).
Специализация респондентов: техническая, инженерная, инфраструктурная.
Общий опыт руководства: от 3 до 10 лет. В том числе — опыт руководства другими руководителями (тимлидами) от 1 года до 5 лет.
Размер команды: 3–16 руководителей и 30–550 специалистов.
Текущая позиция: CTO, engineering manager, VP of engineering, head of development, platform lead, head of backend.
Компании, где они работают: крупные (бигтех) и средние технологических компании.
Не находятся в активном поиске работы.
Преимущественно живут за рубежом.
Как мы исследовали
Нам было важно подробно изучить потребности, ожидания, трудности и опасения респондентов. Поэтому мы провели не количественное (например, опрос людей по стандартной анкете), а качественное исследование.
Собрать необходимую информацию нам позволили глубинные полуструктурированные интервью, то есть беседы с каждым респондентом в течении 40–60 минут.
Наблюдения и выводы в этом тексте мы подкрепили анонимными цитатами из интервью.
Почему такая выборка?
В среднем для выявления устойчивых моделей поведения достаточно от 6 до 12 интервью при тщательной выборке. Для наших целей мы остановились на 24 интервью. Этого достаточно для выявления основных моделей поведения CTO и факторов, влияющих на них.
Какие типы работодателей выделяют СТО?
На основе интервью можно выделить четыре типа работодателей, которые привлекают или отталкивают проживающих за границей CTO.
1. «Внутрироссийские» компании
Находятся в России и развивают продукты для внутреннего рынка. По словам наших респондентов, работа на эти компании сопряжена с некоторыми рисками:
Увеличивается технологическое отставание страны после 2022 года.
Государство расширяет своё влияние в экономике.
Снижается качество продуктов.
Российский рынок отделяется от мирового.
Санкции против компаний из России.
Поскольку наши респонденты в основном проживают за границей, то часто они считают «внутрироссийские» HR-бренды непривлекательными для профессиональной самореализации и развития карьеры.
Часть CTO сообщили, что продолжают следить за российским рынком, чтобы нанимать специалистов себе в команду. Кто-то же совсем оторвался от повестки и уже плохо себе представляет, что происходит в российском IT.
2. Компании с государственным влиянием
Это «внутрироссийские» компании, на бизнес которых прямо или косвенно влияет государство (некоторые респонденты называют их «госухой»). С этой категорией участники интервью обычно связывают:
«С Россией у меня сложные истории. Я бы назвал тебе [в качестве привлекательного работодателя] «Яндекс». Но сейчас в текущей истории мне очень не хочется связываться. У меня всегда была аллергия на какой-то government».
3. «Околороссийские» компании
Расположены вне России, но имеют связи с российской IT-отраслью. Это могут быть филиалы и юрлица российских компаний за рубежом. Или — иностранные компании с русскоязычными фаундерами и командой.
Такие компании наши респонденты оценивают в основном положительно.
Эти бизнесы работают на международном рынке либо находятся в процессе выхода туда.
В отличие от «внутрироссийских» не страдают от рисков нахождения в России. А значит — безопасны для респондентов с точки зрения развития бизнеса и легализации в других странах.
Сохраняют привычную респондентам организационную культуру и язык общения. Поэтому в таких компаниях респондентам проще адаптироваться и развиваться.
Примеры, которые называли респонденты: EPAM, Wrike, Semrush, Miro, компании зарубежного Yandex и так далее.
«Возможно, есть исключения в виде «Яндекса». Потому что я его знаю, люблю и понимаю, как там всё делается. Но опять же: в российский «Яндекс» я не пойду. Мы разговаривали с израильским».
4. Иностранные компании
Это компании без связей с Россией и свободные от рисков российского IT-рынка. Некоторые CTO, с которыми мы пообщались, уже работают в таких компаниях. Другие отмечают, что трудоустройство в иностранные компании требует подготовки и специальных усилий.
Что отпугивает CTO в российском рынке
Угроза личной безопасности от нахождения на территории России.
«Я очень люблю свою страну. Но я не хочу туда сейчас возвращаться. И не хочу прямо сейчас иметь с ней какие-то отношения, потому что слишком всё рисково».
Потери в профессиональном развитии. IT-рынок России, по мнению респондентов, всё больше закрывается от мирового. Это влечёт за собой риски его отставания, отсутствия доступа к передовым технологиям и проектам на местном рынке.
«Российский рынок ограничен. Россия — одна из стран в мире. Хочется быть гражданином мира и иметь возможность работать в любой компании, которая так или иначе подходит. Поэтому важно иметь возможность работы в интернациональной компании, которая позволит дальше работать в любой стране и компании мира».
Проекты под влиянием государства часто низкого качества и не имеют цели создать хороший продукт.
Репутационные риски. Опыт работы в российской компании может быть негативно оценен потенциальными работодателями за рубежом.
Личные принципы. Работа на российскую компанию и уплата налогов в бюджет РФ противоречит взглядам части наших респондентов.
«Даже удалёнка неинтересна. Всё равно я, получается, плачу там налоги. И это всё равно в каком-то виде поддержка того, что сейчас происходит».
Снижение уровня жизни. Доход и его покупательная способность в России упали.
Чего CTO хотят от работодателей вообще
Из перечисленных выше опасений вытекает список потребностей респондентов, которые мог бы удовлетворить работодатель. Общий список целей выглядит так.
1. Гарантии безопасности себе и семье
Свой отъезд из России многие CTO объясняют опасениями именно в этой области. Хотя и за границей есть свои трудности.
«Я переехал на Кипр по личным соображениям и чтобы компания чувствовала себя защищённой. Но переехав сюда, я понимаю, что это не то место, где я хотел бы остаться. <...> Мысль переехать [с Кипра в другую страну] есть. Но сейчас, на мой взгляд, невозможно строить планы. У нас уже есть полупозитивный опыт переезда. И пробовать в ближайший год куда-то двигаться — пока непонятно. Есть, конечно, мысль, [что] если бы всё в обозримом будущем нормализовалось в России, то, возможно, и стоило бы вернуться. Но пока нет».
2. Удалёнка или офис
Для части респондентов важна возможность выбора локации для жизни и полностью удалённая работа.
Других интересует наличие офиса за рубежом (хотя все отмечают, что это необязательное требование). Дело в том, что наши респонденты — руководители, и им может быть трудно управлять командой в дистанционном режиме.
«Если компания из РФ, особенно крупная, то это не должна быть удалённая работа! Да и удалённая работа в принципе для меня в самом деле не очень интересна. Мне интересно работать сегодня в офисе. Я прямо вижу, насколько это важно с точки зрения культуры и ускорения процессов принятия решения».
Идеальный вариант — работа в филиале компании за пределами России в привлекательной стране. «Привлекательными» участники интервью считают, к примеру, Германию, Нидерланды, Великобританию, США и Канаду. Некоторые респонденты относят к этой категории Кипр, Португалию, Испанию, Сербию, Хорватию и другие страны.
3. Легализация
Некоторым респондентам важно, чтобы работодатель помог легализоваться за рубежом: получить разрешение на проживание, вид на жительство и так далее.
«Можно трындеть как магическое слово: интересные задачи, более конкурентная заработная плата и что-нибудь ещё. Но на самом деле, всё это сломается об этот факт: чтобы легально находиться сейчас за рубежом, нужно иметь для этого основания».
«Не рассматриваю пока другие страны, ещё примерно год хотя бы. <...> Я зависим от рабочей визы».
4. Привычная культура
Плюс российских работодателей для уехавших CTO — знакомый язык общения и организационная культура. «Околороссийские» работодатели с привычной культурой могут рассматриваться как переходный этап перед выходом кандидата на международный рынок.
«Ищу именно такую компанию, в которой в идеале все не нейтивы, но говорят на английском. А лучше всего работать с русскими, потому что ещё и культура будет плюс-минус похожая, и адаптация. Я не про то, чтобы общаться на русском языке внутри компании. Это не моя цель. Моя цель — просто попасть в среду, где люди проходили те же проблемы и они лояльны к этому. Знают, что нужно время, чтобы натаскать язык».
5. Профессиональное развитие
К этому относятся условия, которые может быть затруднительно обеспечить на территории России после 2022 года:
использование передовых технологий благодаря открытости рынка и международным проектам;
создание качественных и востребованных продуктов, не замкнутых только на российский рынок;
работа с экспертами международного уровня.
«Я точно не люблю следить за тем, что уже работает, тупо подкручивать гаечки, обслуживать. Больше люблю строить».
6. Уровень жизни
CTO хотели бы, чтобы доход и качество жизни сохранились на прежнем уровне, несмотря на смену локации.
Особые требования к «внутрироссийским» работодателям
Если компания работает в основном на российском рынке, то нашим респондентам будут важны:
Возможность работать из привлекательной страны.
Зарплата в валюте, защищённая от колебаний курса рубля и потерь при выводе средств за рубеж.
«Работать в российской компании? <…> Я думаю, да, можно что-то придумать. В такую компанию можно пойти на какую-то должность повыше [чем у меня сейчас]. Потому что я понимаю, что руководить на английском я сейчас вообще не потяну. <...> А там [в российской компании] можно пойти заниматься тем, чем я занимался последние пять лет. То есть настраивать какие-то процессы в команде, как-то помогать, пользу приносить. Если предложат хороший проект, хорошую команду, внутри будет тоже хорошее отношение, построенное, и зарплата привязана к валюте — окей».
Компенсация сложности работы на «внутрироссийскую» компанию. В частности — возможность накопить опыт или финансовую подушку для дальнейшего развития карьеры в других странах.
«Я чувствую себя немножко безопасней здесь, где я живу сейчас [не в России]. Но в целом, наверное, если я буду понимать, что это [оффер из российской компании] закроет мои планы на жизнь <...> и будет зарплата в полтора-два раза выше, чем у меня есть сейчас, я прям подумаю. Может, даже соглашусь [вернуться в РФ]. Но на ту же сумму я даже думать не буду о Москве. У меня и здесь [на текущем месте] всё прекрасно».
Компания создаёт продукты в том числе для европейского или международного рынка.
Высокотехнологичный бренд. Некоторые компании в России вроде «Яндекса» всё ещё воспринимаются CTO как таковые.
«Авито», Ozon, «Тинькофф» — это всё топ современного рынка, создатели этих технологий в большинстве своём. <...> Не знаю, Россия отрезана теперь от мира. Как это будет влиять, непонятно. Но в целом, конечно, вот эти компании — топ рынка по всяким этим инструментам».
Хорошо подготовленная, образованная, профессиональная команда.
Готовы ли СТО работать на компании из России?
Нам было важно узнать, как СТО, уехавшие за рубеж, относятся к идее работы на российскую компанию. По этому вопросу респондентов можно разделить на три сегмента.
Сегмент 1. Готовы рассмотреть работу на российскую компанию
Допускают работу на компанию из России из-за пределов страны. Но в идеале хотели бы работать на «околороссийские» компании за границей.
«Я точно не считаю, что работа в российских компаниях — это что-то плохое. Я исключительно прагматично смотрю на это. Как это будет менять мои стратегические цели. Если бы мне могли платить в Москве и в Питере достойные мировому, так скажем, уровню деньги, зарплату и при этом… Ну, то есть моя платёжеспособность могла быть такой же, как у среднестатистического, так скажем, европейца, то мне всё равно. Я готов работать в России удалённо и так далее».
Сегмент 2. Заинтересованы, но на определённых условиях
Потенциально готовы поработать на российскую IT-компанию в качестве переходного варианта. В данном случае респондентам интересно накопить профессиональный опыт или финансовую подушку, чтобы потом уже трудоустроиться в компанию вне России.
«Если бы что меня действительно могло заинтересовать, переманить, это было бы что-то большое <…> Например, чтобы 500 человек в подчинении — во, это уровень! Наверное, из того, что бы хотелось: большую и стабильную компанию. Ну и, очевидно, в идеале что-то не из России. Хочется работать потому, что тебе нравится то, что делаешь, а не потому, что боишься, что тебе денег не хватит. Поэтому у меня есть представление, сколько бы мне хотелось [денег от российской компании]».
Сегмент 3. Не готовы рассматривать российские компании ни в каком виде
Эти технические менеджеры больше не планируют свою карьеру на российском рынке или не хотят сотрудничать с компаниями из России по принципиальным соображениям.
«Любая работа в России и на Россию в ближайшее время так или иначе будет опять связана не с тем, чтобы работу работать, а с оптимизацией, выживанием, перестроением, адаптацией и так далее, и так далее, и так далее. Я не хочу».
«Российская компания — это рискованно и грустно».
Кому-то важно работать в иной культуре, чем принято в IT-отрасли России и ряда соседних стран.
«Самым лучшим способом будет сделать сравнение подхода СНГ-шного и подхода европейского. <...> [В СНГ и российском бигтехе] — это либо некоторая степень выживания через авральные проекты, авральное delivery, либо это попытка захватить рынок, опять же через авральную разработку. Навалились все скопом и делаем пятилетку за три года.
Здесь же [в Европе] всё сильно по-другому. Основной упор компании делается на то, чтобы компания была sustainable — очень стабильная, в долгосрок именно. Практически все изменения, которые производятся, производятся через довольно большое количество экспериментов».
Выводы и рекомендации
«Внутрироссийские» компании малопривлекательны для востребованных русскоязычных СТО, уехавших за рубеж. Основная причина — страновые риски России: возможное технологическое отставание, рост государственного влияния, снижение качества продуктов, закрытость рынка.
СТО заинтересованы в «околороссийских» и иностранных компаниях, а не «внутрироссийских». Особенно настороженно участники исследования относятся к российским компаниям под санкциями и сильным влиянием государства.
«Околороссийские» компании привлекают русскоязычных СТО более привычной культурой по сравнению с другими иностранными работодателями.
СТО опасаются возвращаться в Россию из-за рубежа. Поэтому они рассматривают в основном вакансии с удалённой работой или (в некоторых случаях) с офисом за границей.
Некоторые СТО готовы работать на «внутрироссийские» компании на особых условиях. Например, это может быть для них работа, которая поможет получить уникальный опыт или создать финансовую подушку на будущее.
Компаниям из России, которые нанимают кандидатов за границей, важно присутствовать в информационном поле стран, где живут русскоязычные айтишники. Иначе о вашем HR-бренде за пределами России могут забыть или составить о нём некорректное представление.
Автор исследования: NEWHR Data. Мы анализируем IT-рынок России и международный tech-рынок.