ЦБ: банки стали реже возвращать деньги обманутым мошенниками клиентам

Центробанк заявил, что во втором квартале этого года резко выросли объёмы средств, похищенных у россиян через системы дистанционного обслуживания. Сумма похищенного достигла 1,8 млрд руб. При этом уровень возврата средств банками оказался рекордно низким и составил всего 5%.

c15460138f7f597be5271cb37171db67.jpg

Доля хищений у граждан оказалась на исторически рекордном уровне — 63%. Объём хищений у физлиц по сравнению с первым кварталом вырос в 1,5 раза.

Больший объём хищений был зафиксирован только в четвёртом квартале 2021 года, тогда он превысил 1,9 млрд руб. 

Граждане смогли вернуть только 142 млн руб. Ещё в 2021 году доля возвращённых средств постепенно росла, достигнув 7,7%, но в 2022 году она снижается с 6,2% в первом квартале до 5% во втором.

Гендиректор SafeTech Денис Калемберг назвал статистику ЦБ «странной». Он отмечает, что регулятор говорит о резком падении количества двух основных типов атак, но при этом на 70% выросли «остальные атаки», и непонятно, что под ними подразумевается.

«Я подозреваю, что в этот раз некоторые банки при сдаче отчетности в ЦБ не стали маркировать классификацию атак, что и привело их в раздел «остальные» и, соответственно, к перекосу статистики», — считает Калемберг.

По данным ЦБ, доля социальной инженерии в хищениях во втором квартале снизилась до 44,8% с 52,5% в первом квартале.

Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский связывает существенное снижение доли возврата средств с тем, что «банки пытаются выжить и им не до того». «Также играет роль, что рабочими остались в основном схемы, в реализации которых виноват сам простодушный клиент, назвавший мошенникам код из SMS», — уточняет он.

Музалевский видит основную причину общего снижения числа и объёма мошеннических операций в отключении России от международных платёжных систем Visa и MasterCard. Ещё одной причиной он считает сложности при выводе денег за границу. 

С ним соглашается главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. По его словам, теперь данные карт россиян не представляют большого интереса для злоумышленников — «к концу мая количество объявлений с упоминанием российских банков в Darkweb и на других площадках сократилось практически до нуля».

Руководитель подразделения Group-IB по противодействию мошенничеству Павел Крылов говорит о разрушении всех отлаженных схем взаимодействия в киберпреступных группировках. «Например, стало больше мошеннических звонков не по телефону с подменой номеров, а через мессенджеры — Telegram, WhatsApp», — поясняет он. При этом, по его словам, во втором и третьем кварталах обычно наблюдается появление количества фишинговых ресурсов, использующих тему летнего отпуска, но в этом году такого не произошло. Однако мошенники активизировались в сфере предложений вывести валюту и перевести средства на зарубежный счёт, заключил эксперт.

В конце 2021 года Центробанк предложил ввести упрощённый порядок возврата денег российским клиентам банков, пострадавшим от действий мошенников. Так, регулятор хотел установить определённую обязательную сумму для возмещения в случае выявления мошенничества, а также изменить порядок списания средств по мошенническим операциям. Например, если пострадавший обратится с заявлением в банк в течение суток после обмана, то финансовая организация должна будет в любом случае вернуть клиенту-физлицу сумму, которую определит Банк России.

В июне этого года Центробанк предложил разработать и внедрить механизм двойной проверки платежей, позволяющий обязать банки в полном объёме возвращать клиентам украденные мошенниками деньги.

При этом регулятор не поддержал идею блокировать денежные переводы свыше 10 000 руб. до получения дополнительного подтверждения от отправителя средств. Вместо этого ЦБ предлагает ввести двухдневный «период охлаждения», во время которого отправитель может отменить перевод.

© Habrahabr.ru