Часы
Я уже писал, что прочитал множество обзоров Apple Watch от тех журналистов, кто получил образцы для обзоров. Но есть один «обзор», который, несмотря на то, что он самый короткий, показался мне самым емким и таким, который, наверно, лучше всего отражает мои ожидания от этих умных часов. Этот обзор (или даже скорее отзыв) написал Horace Dediu, известный аналитик технологического рынка (настоящий), а также автор сайта Asymco. Не уверен, что у меня получился удачный перевод — для многих даже вроде бы простых фраз пришлось пострадать над формулировками на русском языке, так что по возможности прочитайте оригинал.—————–Еще до анонса я говорил, что Apple Watch будут настолько же часами, как iPhone — телефоном. Вспомните, что когда в продажу выходил iPhone, он тоже отталкивался от трех составляющих вещей, одна из которых была телефоном, а когда анонсировали Apple Watch, он также состоял из трех основных частей, одна из которых — часы.
Осознание того, что на iPhone «телефон» — это всего лишь приложение — которое я все чаще нахожу заполненным звонками по FaceTime вместо сотовых звонков, и сообщения в котором заполнены ветками iMessage, а не SMS, позволяет говорить о том, что iPhone сегодня не столько телефон, сколько очень личный компьютер. Поэтому вопрос в том, насколько быстро Watch оставят позади свою функцию хронометража и станут чем-то совершенно другим.
У меня была возможность использовать Watch несколько дней, и я хочу сказать, что хронометраж, скорей всего, настолько несущественен для сути гаджета, насколько это возможно. Да, в физическом смысле они воспринимаются как часы, которые к тому же в процессе отлично выглядят (как и iPhone физически воспринимался как iPhone, тоже без особого ущерба для глаз).
Однако, концептуально устройство вообще не воспринимается как часы. Я обнаруживал себя втянутым в разговоры с помощью его словаря вибраций. Я обнаруживал себя разговаривающим с часами. Я обнаруживал себя слушающим их. Я обнаруживал себя бросающим взгляд на информацию об удаленных местах. Я обнаруживал себя платящим за товары с их помощью. Я обнаруживал себя регистрирующимся на рейсы с их помощью. Я заказывал транспорт, слушал новости, просматривал потоки данных в реальном времени, и оказывался принужденным к упражнениям. Часы сообщают мне мое местоположение. Они говорят мне куда идти. Они говорят мне, когда уходить.
Ничего из того, что можно носить на запястье или в другом месте, не могло делать подобные вещи ранее. Эти все вещи не только завораживающие, но они еще и реализованы в продуктивной форме наручных часов. Другими словами, они сделаны в весьма продуманной манере.
Циники могут сказать, что часы делают слишком мало. Филистеры могут сказать, что они делают слишком много. Но для меня это было именно то, что я хотел, именно тогда, когда я этого хотел. Те вещи, которые не сделаны, не мешают. Это разграничение настолько же важно, как и эффективность действия.
Что еще более удивительно, этот сделанный со вкусом «хранитель» предлагается не только нескольким счастливчикам, но и миллионам людей со средним достатком. В настоящем смысле технологической демократизации Apple Watch оказывается феноменом для массового потребления.
Запуск их в продажу должен восприниматься как переломный момент. Это можно сравнивать с запуском Mac или iPhone, но этот старт настолько же похож, насколько и отличный от других продуктов.
У этого продукта совершенно другой характер. Он пытается делать не больше, а делать меньше. Но то, что он делает, имеет больше смысла, больше продуманности. Мы говорим о скоростях вычислений и сетевых потоках, но мы тратим гораздо больше времени и денег на то, чтобы посетить людей, которые немногословны и говорят медленно. Мы ценим шарм и ум гораздо больше, чем ширину потока и объем выдачи. Нас притягивает больше к красоте, чем к скорости. Вот это и отражает этот компьютер.
Аксиома компьютеризации 21 столетия заключается в том, что чем ближе к нам машина, тем больше мы ее ценим. Мы оцениваем ее не за то, насколько она быстра, а за то, насколько она может стать товарищем. Она оценивается не за функции, а за красоту. Она получает от нас задачи не за мощность, а за контроль. Мы не носим ее потому что она сообразительная, а носим потому, что она умная.
Люди инстинктивно понимают эти компромиссы. Эта концепция не нуждается в продаже. Продукт сам за себя понятно говорит, и его успех, таким образом, гарантирован.