Бывший сотрудник Apple обвинил компанию в измене принципам Джобса

ab1b2d5f4dfab3c7ef221f4299a3e08c.jpg

Apple забыла заветы Стива Джобса и думает только об увеличении доходов, пренебрегая пользователями и разработчиками. К этому сводится последний памфлет Майкла Гартенберга. Бывший старший менеджер по маркетингу Apple, он успел поработать директором по исследованиям в Gartner, а также в Jupiter Research и Altimeter Group. Сейчас Гартенберг выступает в роли журналиста и блогера, а пакет акций Apple, оставшийся у него после работы на корпорацию, может служить защитой от обвинений в предвзятости: сам-то он за рост доходов. Но не такой ценой. 

О чём же пишет принципиальный акционер Apple в своей колонке для Insider? В первую очередь, об изменении приоритетов в компании. «Никакой рекламы. Мы создаём продукты, которые хотим и для себя, и нам просто не нужна реклама», — определял стратегию Стив Джобс в 2011 году. Тогда Apple следила за своим магазином приложений, и он соответствовал этому заявлению. 

Раньше у Apple была сильная экосистема. В какой-то момент она оказалась уникальной: компания стремилась к тесной интеграции аппаратного и программного обеспечения. Это был один из уроков, которые Apple извлекла из своих Mac в 90-е: лучшее оборудование и программное обеспечение не имеют большого значения без приложений. 

Раньше самыми важными людьми были разработчики (Гартенберг с ностальгией вспоминает те времена и выступление Стива Балмера из Microsoft с его знаменитым кличем «Разработчики! Разработчики! Разработчики!»). App Store был создан, чтобы эти разработчики наполнили его полезными приложениями, раскрывающими потенциал железа и ПО. Программисты получали известность и монетизацию, пользователи — лучший выбор, Apple — «скромные 30% с продаж за свои усилия по поддержанию магазина» (кажется, автор использует слово «скромные» без иронии).

Сегодня в App Store главенствует реклама — она стала чересчур навязчивой. При поиске нужного приложения приходится уворачиваться от рекламы ненужных. Модерация хромает: об этом говорят засилье мусорных приложений, подражающих оригинальным, но не выполняющих их функций;, а также несметное количество бесполезных приложений (здесь Гартенберг вспоминает, как в 2010 году Стив Джобс запретил все «пукающие» проги).

Высказавшись об App Store, бывший старший маркетолог Apple плавно переходит к айфонам: «Посмотрите на любое из новых устройств Apple: по большей части они довольно скучные. iPhone 14 очень похож на iPhone 13, который, в свою очередь, очень похож на iPhone 12. Какие бы новые функции ни появлялись, они применимы только к классам устройств Pro, которые также имеют самые высокие ценники и самую высокую прибыль».

В октябре, когда мир готовился к рецессии, Apple подняла цены на некоторые из своих самых популярных сервисов, в первую очередь на Apple TV+ и Apple Music. В общем, Apple облагает налогом всё, что выходит из Купертино.

При этом на аппаратном и программном уровнях конкуренты опережают Apple: в качестве примеров приводятся Samsung Galaxy Z Fold 4 и семейство смартфонов Google Pixel. И их самая большая проблема — в столкновении с мощнейшей маркетинговой машиной Apple. Финал колонки Гартенберга выглядит парадоксально: пока никто не может повлиять на корпорацию. Но ей надо как-то меняться самостоятельно.   

© Habrahabr.ru