Бухгалтерия прямо в банке: как сделать ИП счастливыми

Подальше от бухгалтерских забот — именно так звучит мечта любого индивидуального предпринимателя, использующего упрощенный налоговый режим. Объединение интернет-банка и бухгалтерии в один сервис становится одной из важнейших задач каждого банка. Какой путь развития в этом направлении выбрала наша команда, какие болевые точки обнаружились и как мы собираемся их решать — раскрываем свои карты.
mypisyjlsv4rsjecrcfq0a5wro8.jpeg
Значительную часть малого бизнеса в России составляют индивидуальные предприниматели на УСН 6% без сотрудников. Но ИП не слишком охотно пользуются банковскими услугами. Чтобы помочь этим людям максимально безболезненно автоматизировать процессы, связанные с бухучетом, отчетностью и документами, мы создали и развиваем проект «Моя Бухгалтерия 1С». Визуально — это отдельная вкладка на странице интернет-банка «Мой бизнес», которую мы постепенно наполняем все новой и новой полезной функциональностью. В настоящий момент сервис позволяет подсчитывать и оплачивать все налоги и взносы ИП. За последние два месяца к сервису подключились несколько сотен клиентов. В лучших традициях UX-практики мы активно обзванивали клиентов, встречались с ними и собирали обратную связь. В итоге появилось понимание того, куда дальше развиваться. И вот этим опытом и видением продукта мы хотим здесь поделиться.

Сначала о том, как это работает сейчас. Для того, чтобы стать пользователем сервиса «Моя Бухгалтерия 1С», в интернет-банке «Мой бизнес» клиенту требуется зайти на вкладку «Моя Бухгалтерия 1С» и нажать кнопку «Подключить». Всё, что нужно от ИП, — это указать адрес электронной почты, куда придет уведомление об успешной регистрации в сервисе. Для каждого клиента создается и запускается экземпляр приложения »1С: БизнесСтарт». Это приложение привязывается к личному кабинету интернет-банка.

После успешного подключения к сервису формируется выписка за последние 2 года деятельности компании, и на ее основе воссоздаётся налогооблагаемая база.

h8cwdutjr0mm3aqh8zova-uspcq.gif

Под каждого клиента запускается отдельное полноценное приложение »1С: БизнесСтарт» и привязывается к интернет-банку «Мой бизнес». В приложении 1С выписка обрабатывается, и для клиента создается налоговое событие. Фактически — это аналог напоминания, но в более расширенном формате. Налоговое событие содержит информацию о том, когда и какой нужно оплатить налог и сдать отчетность, а также о том, как этот налог высчитан. Когда клиент работает в интернет-банке, он видит напоминания, которые формируются на основе данных, подгружаемых из приложения 1С. Отображение этих напоминаний можно отложить, и тогда они снова появятся лишь за неделю до окончания срока налоговых событий. Баннеры небольшие, сильно отвлекать от текущих задач не будут. Но при этом заметные, проморгать их достаточно сложно.

atpq-nc65dzpzbmwjtvgp13unie.gif

Обратная связь от первых пользователей сервиса позволила нам составить карту дальнейшего развития «Моей Бухгалтерии 1С». Среди основных направлений: отчетность, прозрачный учет, документооборот, кассы и восстановление учета.

Методология учета: требуется ликбез


У предпринимателей, использующих УСН 6%, за год создается всего 13 налоговых событий. Такое количество событий можно держать в уме. Клиенты же, как правило, не вспоминают о налогах ровно до момента их оплаты. И только тогда возникают вопросы типа «а почему именно столько?» Кто-то уже заплатил больше в предыдущий налоговый период, кто-то только недавно зарегистрировался и должен заплатить сумму меньше текущей. И начинаются звонки на горячую линию поддержки.

hgk152u2bs0qjukdf2mwwzz2c2s.gif

Мы просматриваем различные варианты того, как правильно выстроить работу с клиентом, как ему до момента наступления налогового события объяснить, что и когда нужно заплатить. Для этого готовим большую, подробную методичку — что, когда и кому нужно платить. Для удобства разместили в ней математические формулы, чтобы клиент с помощью калькулятора сам смог все проверить. Также мы будем прорабатывать отдельный раздел FAQ, который поможет клиенту разобраться, что, когда и почему ему нужно оплачивать.

Отчетность: спасибо, КЭП!


Как мы выяснили, клиенты не воспринимают бухгалтерию отдельно от отчетности, для них это — единый сервис. Другими словами, бухгалтерия должна сама формировать все требуемые отчеты и декларации, отправлять их в контролирующие органы. Логично?
Формирование требуемых законодательством отчетов и деклараций выполняет приложение 1С. Но для того, чтобы их можно было отправить в контролирующие органы, клиенту потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи — КЭП.
Его получение — это нетривиальная задача, так как клиенту нужно собрать документы, заполнить заявление. При общении с клиентами мы выяснили, что в среднем на подключение требуется около 20 минут: нужно найти номер своей налоговой, номер в ПФР, СНИЛС, и всё это ввести в соответствующие поля. Тут есть над чем подумать и что улучшить.

x5lijdbwshtf0vtn2kld8htwzby.gif

Например, можно заняться интеграцией со сторонними сервисами и подтягивать необходимые данные автоматически. На основании имеющихся у банка сведений можно реализовать автозаполнение большинства полей — клиенту останется только сверить данные. В настоящий момент мы двигаемся в этом направлении.

Документооборот: подальше от бумаг


Во время общения с клиентами мы выяснили, что им иногда требуются простые формы документов, и клиенты хотели бы иметь гарантированно корректные шаблоны и заполнять их прямо в интернет-банке. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы у клиентов появилась такая возможность. Для УСН 6% и подобных простых систем налогообложения мы прорабатываем конструктор документов. За основу была взята подборка из нескольких тысяч типовых форм, которые есть в приложении 1С. Мы отбираем самые часто встречающиеся формы и позволим клиентам заполнять их в нашем интернет-банке.

У нас уже есть сервис по выставлению счётов, но, к сожалению, он пока не интегрирован с сервисом »1С-ЭДО». Интеграция позволит клиентам, пользующимся ЭДО интернет-банка, посылать своим подрядчикам документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, напрямую в приложение 1С, в электронном виде.
Сейчас лишь малая часть наших клиентов подключена к »1С-ЭДО» и пользуется возможностями электронного документооборота, но мы считаем, что популярность этой услуги будет расти. Намного удобнее и проще вести бизнес, привязав создание закрывающих документов к созданию платежных поручений. Провёл платеж — проведи его через »1С-ЭДО», чтобы твоя бухгалтерия получила эти документы и закрыла операцию. По планам, конструктор документов появится в нашем интернет-банке до конца 2019 года.

Кассы: пора на автомат


При общении с клиентами мы выяснили, что многие из них работают с кассами и что им требуется возможность «ручного» внесения данных в онлайн-бухгалтерию. В рамках нашего проекта ИП смогут работать с кассами, но, к сожалению, им придется заходить непосредственно в приложение 1С. У большинства клиентов трудностей возникнуть не должно, но, тем не менее, мы подготовили сотрудников первой линии поддержки — они будут рассказывать, куда и когда надо нажать, чтобы, например, в приложение 1С занести Z-отчет.

На самом деле, это несложно: выбираете налоговое событие, нажимаете на ссылку «Редактировать в 1С», там проваливаетесь на доходы и в них создаете поступление денежных средств. Для этого потребуется перебить номер чека, сумму чека и наименование операции. Сервис автоматически пересчитает доход, учтет, что этот доход был через кассу, и отчетность у клиента будет в порядке. В наших дальнейших планах — автоматизировать ручной ввод.

Восстановление истории учета: тень прошлого


Мы думали, что в первую очередь наш проект привлечет людей, которые только-только зарегистрировались в качестве ИП. Но на деле всё оказалось иначе. Сервисом начали пользоваться люди, которые уже давно занимаются предпринимательской деятельностью. А начинать вести отчетность «не с чистого листа» не так-то просто. Встал вопрос восстановления отчетности, которую ИП вели за предыдущие годы.

Здесь мы планируем развиваться в сторону автоматических актов сверки. Есть 5 документов, которые позволяют в определенном формате восстановить учет клиента и получить всю ту информацию, что налоговая знает или хочет знать о бизнесе нашего клиента. В результате мы сможем сдать декларации, которые клиент не сдавал ранее, и правильно рассчитать сумму пени и штрафов в случае неуплаты или частичной оплаты налогов.

Сейчас мы активно думаем над тем, как всё завязать в едином сценарии: когда клиент только подключает бухгалтерию, мы сразу же выпускаем ему КЭП и позволяем запросить акт сверки и дополнительные документы из контролирующих органов. И, самое важное, — получив ответ от контролирующих органов создать необходимые налоговые события, чтобы клиент их закрыл.
Как это будет работать? При регистрации ИП в сервисе мы создаем приложение 1С и передаем туда выписку с клиентского счета. Но выписка может не закрывать все налоговые события, так как содержит только то, что происходило непосредственно в нашем банке. В случае, если клиент пользуется другими расчетными счетами в других банках, нужно будет забрать выписки оттуда и загрузить к нам в приложение 1С. Тогда мы сможем понять, какие налоги он заплатил. Затем приложение »1С: БизнесСтарт» создаст задачу для клиента на запрос акта сверки.

Следующий этап — выпуск сертификата квалифицированной электронной подписи. После того, как сертификат выпущен, мы просим клиента подписать им все документы. Клиент проверяет все запросы, направляемые в контролирующие органы, и нажимает «ОК». Спустя какое-то время приходит ответ от контролирующих органов, обрабатывается в «Бухгалтерии» и можно считать, что теперь у нас есть все данные, чтобы правильно выставить счета на оплату и сдать отчетность.

Главное — фидбэк


Когда развитие сервиса идет от потребностей клиента, самое важное условие реализации наших планов — это наличие обратной связи. На первом этапе мы опросили около 100 человек, получили от них развернутые ответы, и в результате запланировали задачи по актам сверки и конструктору документов. Дальше — больше. Мы ищем клиентов, которые хотят поучаствовать в тестировании. Если вы ИП на УСН 6% — присоединяйтесь!

Пишите свои вопросы и предложения в комментарии, мы с удовольствием с ними ознакомимся и сделаем выводы.

С уважением, команда «Моя Бухгалтерия 1С».

© Habrahabr.ru