Будущее авиации. Перспективные проекты самолетов и вертолетов

d7fc1ac07c244551b7198a5caae9d687.jpg

Глядя на то, как всемирно известный самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 уже больше года (он вылетел 9 марта 2015) «завершает» кругосветное путешествие, можно подумать, что развитие пассажирской авиации остановилось или даже идет в обратную сторону. Конечно, Solar Impulse 2 это не будущее авиации, но современные самолеты медленнее сверзвуковых «Конкордов», летавших 30 лет назад. Новые модели самолетов в основном отличаются от старых только чуть большей эффективностью расходования топлива. Airbus даже не собирается разрабатывать новый самолет на 2020е годы.
Тем не менее все не так уж безнадежно. Ниже описаны самые перспективные проекты в воздухоплавании, демонстрирующие, что развитие авиации все же продолжается

Airbus-E-Fan

1656e011d0474108b14633de80c3a826.jpg

Airbus тестирует небольшой, но полностью электрический самолет Airbus-E-Fan. Последним достижением самолета является перелет через Ла-Манш.  Пока что эта модель не может использоваться для, сколько-нибудь продолжительных перелетов, даже одним человеком.
подробнее

DISPURSAL

07425e0046fc46ce96c945d7fa628e48.jpg

Но многие авиапроизводители не сомневаются, что за электрической авиацией будущее. Для начала планируется, как и в автомобилях, сделать гибридный двигатель. Airbus намерен провести испытания «более электрического самолета» в рамках проекта DISPURSAL в 2022 году. Вклад электрического вентиляторного двигателя в общую тягу должен составить 23%.
подробнее

X-57 Maxwell

a6693cd58fbe4ba7a7683f37a5c32d04.jpg

NASA в 2016 году объявило о начале разработки самолета X-57 Maxwell оснащенного 14 электрическими двигателями. Это будет небольшой четырехместный самолет. По словам инженеров, внедрение электродвигателей значительно сократит эксплуатационные расходы. В какие сроки самолет будет создан агенство не сообщает.
подробнее

Aerion AS2

752540fa72d74791b069cc35c0c0733e.jpg

Aerion AS2 это первый сверхзвуковой самолет за очень долгое время от Airbus. Это частный самолет, рассчитанный на 12 пассажиров. В его разработку будет вложено $4 млрд, а выпуск планируется к 2023.
подробнее
 

QueSST

ea328283258c448ea96f1caf380fa7cc.jpg

В начале марта NASA объявила о разработке почти бесшумного сверзвукового самолета QueSST. Главной причиной запрещения сверхзвуковых пассажирских самолетов (помимо экономии топлива) был слишком сильный шум при переходе на сверхзвуковую скорость. NASA разработатала методы, позволяющие избавиться от шума и собирается построить прототип примерно в 2020.
подробнее

Boom

d716bbd631cb4122a4bfa7a2776a1ac0.jpg

Авиационный стартап Boom поддержанный Virgin Galactic работает над сверхзвуковым самолетом. Стартап собирается использовать новый самолет для перелетов над атлантикой в 2.5 раз быстрее обычных самолетов. Инвестиции в $2 млрд. должны позволить компании построить прототип к концу 2017 года.
подробнее

D-SEND 2

db64cce0321e4087b69d8f3f8aafd8fe.jpg

Япония расположена далеко от мировых центров и потому очень заинтересована в получении сверхзвуковых самолетов. Они даже хотели купить Конкорд, но в итоге ничего не вышло. Поэтому теперь космическое агенство JAXA проводит испытания сверхзвукового планера D-SEND 2. Успехи с уменьшением шума уже есть, примерная дата выхода коммерческой модели — 2030 год.
подробнее

Skylon

cc2fe9fbc7c54e5d83a413fc1a98758b.jpg

Самолет Skylon сможет добраться в любую точку за 4 часа со скоростью в 5 раз быстрее скорости звука. Чтобы создать его британские инженеры тестируют новый тип двигателя. Они анонсировали первые испытания на 2019. Однако этот проект, несмотря на инвестиции в 60 млн. евро от британского правительства, является самым долгосрочным и труднореализуемым
подробнее

Крупнейшие авиапроизводители полагают, что воздухоплавание это уже чудо и, хотя новый самолет появляется раз в 5–10 лет, нет необходимости в каких-то прорывных улучшениях. Подробнее в таблице.
 
Самолет-таблица

Boeing 737 MAX

2f7f7a0462e946f7bfbc9b3ee5801c5f.jpg
                                      

На Boeing 737 MAX оформлено уже 2500 заказов и он будет лидером рынка. Его основное превосходство над существующим лидером Airbus A320neo в том, что он расходует на 4% меньше топлива. Первые доставки клиентам начнуться в 2017. 1
  
МС-21

0813d2f3985c4f27b953fd0ae2c9f661.jpg
                                       

В новом российском самолете МС-21 будет полностью российский двигатель. Путин заявлял, что он ничем не будет уступать иностранным аналогам. Рогозин сообщил журналистам, что массовое производство начнётся с 2020 года.    2
Mitsubishi Regional Jet

7205cd67c4334925aed46687aa82a093.jpg
                                        

Япония построит первый в своей истории пассажирский самолет. Он небольшой и ни на что не претендует. Плановое начало эксплуатации в 2018.   3
Comet C919

604a02af49bc408e887449d4a81a4431.jpg
                                      

А вот первый за долгое время китайский пассажирский лайнер Comet C919 собирается разрушить дуаполию Boing и Airbus на рынке. Правда пока 500 заказов на него в основном от китайских же перевозчиков. Дата выхода — 2018 год.    4
E2

0b937ab0978a4173826b732127033016.png
 
                                      

Бразильская компания Embraer даже не собирается создавать новый лайнер, а просто модернизирует текущую модель и называет это втором поколением. Ожидаются новые двигатели и больше экономия топлива. Тем не менее уже заключено контрактов на более 300 поставок этих самолетов. Доставки клиентам —  с 2018 года.   5
SSJ 100SV (Stretched Version)

e5eed23af3d9440bb7796cef8dadf0ac.jpg
                                     

Удлиненный Сухой Суперджет будет иметь до 120 кресел и выйдет в 2019. По остальным характеристикам он будет почти как текущий суперджет и вероятно будет уступать Boing 737 MAX, а в 2020 ещё выйдет Boing 777X… в общем главное он будет летать и будет удлиненный, Аэрофлот их закупит.  6
Bombardier Cseries

438e58106c7f4c0b9e80440d0480f8dd.jpg
                                                      

Самолеты канадской компании Bombardier превзошли ожидания. Производитель обещает, что самолеты будут тратить на 10% меньше топлива чем Boeing 737 MAX и МС-21. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2016.  7

Boeing 777X

d6f9bbcc98e04fa8a8264a74ea92a82c.png

Чемпионом по числу незначительных улучшений будет новый Boeing 777X, планирующийся к выпуску в 2020. В нем будет на 5% сильнее двигатель, на 12% ниже затраты топлива и выбросов CO2, на 17 тонн больше грузоподъемность и на 18% больше сидений.
подробнее

Bombardier Global 8000

3b0e6a7398044c63b507491ed6b7ba99.jpg

Бизнес-джет Bombardier Global 8000 на 8 пассажиров будет способен пролететь без дозаправки рекордные 14600 километров со средней скоростью 956 км/ч. Компания планирует ввести его в эксплуатацию в 2019.
подробнее

Cobalt Co50 Valkyrie

7ccc7a01093448a7bbe2b54018107f81.jpg

Новый частный самолет Cobalt Co50 Valkyrie дешевле конкурентов (600 тыс $) и самый быстрый в своем классе, но его главная инновация в дизайне — он выглядит совершенно как самолет Брюса Уэйна. Дата выхода — середина 2017.
подробнее

SkiGull

2692a226f20749cea75824c4911e9489.jpg

Частный самолет-амфибия SkiGull будет способен садиться не только на воду, но вообще на любую поверхность (траву, снег, лед). Он совершил первый полет в ноябре 2015 и в ближайшее время начнет продавться
подробнее

E-GO

80cc53d037794a45b2ecc0ff31145d7c.jpg

Британский одноместный самолет e-Go уникален своей низкой ценой всего $70000. Дешевле чем многие автомобили. Первый покупатель получил самолет в июне 2016 года.
подробнее

Lilium Aviation

f53ba4aca46147608c005c65da7b91f8.jpg

Немецкий стартап Lilium Aviation получил финансирование на создание электрического частного самолета способного взлетать и садится без аэропорта. Для взлета и посадки самолету нужно будет всего 225 метров. Компания уже создала прототип и планирует представить полноразмерную версию в конце 2018 года.
подробнее

С момента появления вертолета люди хотели создать транспортное средство, которое будет таким же быстрым как самолет, но сможет летать и садиться где угодно как вертолет. Это средство передвижение даже получило рабочее название VTOL (vertical takeoff and landing) или просто самолет с вертикальным взлетом. Упорные, но безуспешные попытки создать это устройство запечатлены в инфографике wheel of misfortune (колесо неудачи).

f1398073e52a42e08bc69bf5dc7dd0d9.jpg

VTOL должен быть «способен в воздухе на все на что способна птица» и лететь хотя бы в 3 раза быстрее обычного вертолета
 
AW609

d7d6aef62e4545bfacd95fafea344b7e.jpg

Формально ближе всего к созданию VTOL транспорта подошла итальянская компания AgustaWestland с конвертопланом AW609. Он действительно способен вертикально садиться и лететь дальше обычных вертолетов, но по скорости (509 км/ч) все ещё значительно уступает самолетам. Пока что конвертопланы производили только для нужд американских военных. Но AW609 будет гражданским транспортом для бизнесменов и нефтяной индустрии. Сертификация ожидается в 2017 году и уже 70 заказов получено.
подробнее

DARPA

ef2db3842bd542c581e723bf89a6fd64.png

DARPA объявила о конкурсе на создание наконец самолета с вертикальным взлетом (1)  и 4 крупные корпорации (Boeing, Aurora Flight Sciences Corp, Sikorsky Aircraft Co и Karem Aircraft) представят свои полноразмерные прототипы для испытаний в феврале 2017 го.
подробнее

Joby Aviation

fd57715ad2f644d1a2e1bc3e5122f333.jpg

Ещё одна попытка это электрический VTOL от стартапа Joby Aviation. Компания говорит, что он будет стоить 200000$ за штуку, но дату выхода не называет.
подробнее

TriFan 600

581c3e2e064a417d9fa118c7cc40142c.jpg

Другой претендент — частный самолет с вертикальным взлетом TriFan 600 собравший $18 млн с помощью краудфандинга. Компания обещает перевозить до 12 человек на 3000 км. И провести сертификацию самолета через 4–6 лет.
подробнее

S-97 Raider

ea09a22cbe2546979eee0b1ab50952ec.jpg

Альтернативой создания VTOL является просто увеличение скорости вертолета. Этого добивается Sikirsky aircraft. Их новый вертолет S-97 Raider способный летать со скоростью до 450 км/ч. Первый тестовый полет был сделан в мае 2015 го. Изначально эту модель смогут использовать только военные.
подробнее

Вертолеты тоже не остановились в развитии (особенно военные, но здесь о них речь не идет). Перспективные модели в разработке описаны в таблице ниже:
 
Вертолет-таблица
 

X6

674bce99a32349969907e1325373c988.jpg
 

Airbus Helicopters собирается создать новый тяжелый вертолет
к 2020 году. Основные улучшения будут касаться как обычно улучшению топливной экономичности на 25% и также грузоподъёмности до 10 тонн. 1  2
 
Mi-38

a72035d83e5a49c3bcfa889a254cb0fb.jpg
 

В России разрабатывается новый вертолет в среднем классе — Mi-38. К 2017 его пассажирская версия должна пройти сертификацию. Одно из достижений вертолета — подъём на высоту 8600 метров что ранее было невозможно для вертолета.
1  2
 
Bluecopter

5e48556c2b65499f8e93e12f5af48479.jpg
 

В соответствии с общим трендом на спасение планеты не могло обойтись без экологичного вертолета. Европейский легкий вертолет — Bluecopter будет потреблять на 40% меньше топлива и сократит выбросы углекислого
газа. Также будет снижен шум на 10 децебел. Пока что его прототип проходит тестирование.  1  2
 
Ка-62

2876e211aef4452e909ecd49149701d8.jpg
 
 

Ещё один перспективный российский вертолет К-62 совершил первый полет в середине 2016 года. Госкорпорация «вертолеты России» рассчитывает продавать эту модель по всему миру.  1   2
 
SKYe SH09

750d1df2375d4bbc81efa16d385749be.jpg
 
 

Швейцария сделала первый в своей истории легкий вертолет SKYe SH09 и его качество оказалось очень хорошим. Окончательная сертификация вертолета ожидается в 2018, но уже более 90 машин было предзаказано.  1   2
 
 
 
Bell 525 relentless

389a28b8709c4e519cc718d381ea70c2.jpg
 
 

Американский вертолет Bell 525 relentless будет первым вертолетом с электродистанционной системой управления, снижающей нагрузку на экипаж. Есть уже 60 предзаказов, а сертификация вертолета пройдет в 1 квартале 2017 года.    1     2
 
H160

d9f9b63fe26f465d9dfebf98ccf7ad13.jpg
 
 

Завершает парад новейших вертолетов ещё один вертолет от Airbus на этот раз в среднем классе — H160. Он должен был совершить революцию в вертолетостроении, но в результате только оказался более тихим, с меньшим расходом топлива, новой авионикой и электрическим шасси. Выпуск в продажу ожидается в 2018 году.  1   2


Подводя итог можно отметить как минимум 3 тренда в развитии авиации. Разработки электрических самолетов, возвращение сверхзвуковых и создание гибрида самолета и вертолета (VTOL). Реализация хотя одной из этих разработок будет большим прорывом для отрасли. Помимо этих революционных изменений, самолеты и вертолеты постепенная улучшаются с выходом новых моделей (большая эффективность топлива, больше композитных материалов, дешевле эксплуатация, больше автоматики и.т.п.)

© Geektimes