Боги и котики: запомнившиеся игры 2022
Индустрия все еще не оправилась от пандемии: многие долгожданные релизы были отложены, а другие не оправдали ожиданий. Но совсем уж безрадостным год не стал. На рынок вышли значимые релизы, которые геймеры еще долгие годы будут обсуждать и вспоминать. Мы выбрали 10 таких — самых обсуждаемых и необходимые для понимания индустрии в этом году.
Elden Ring — самая обсуждаемая
Дата выхода: 25 февраля
Платформы: PS, Xbox, Windows
Японская студия FromSoftware известна «сложными» играми — Demon«s Souls, Dark Souls, Bloodborne, Sekiro. У каждой своя фишка: Demon«s Souls и Dark Souls создали собственный поджанр игр Souls-like: высокая цена ошибки, глубокая боевая система, мрачные тона в дизайне, полный загадок лор внутриигрового мира. Bloodborne добавила в эту формулу смену режимов оружия и повышенную скорость боя. Sekiro убрала ролевые элементы, заменив их на еще больше возросший темп сражений и интересную механику парирования ударов.
Elden Ring перенесла идеи Dark Souls в большой открытый мир и упростила некоторые вещи для более широкой аудитории геймеров — при этом не став «казуальнее».
Игра напомнила, каким должен быть дизайн открытых миров: наполненный загадками, которые интересно искать. Elden Ring не водит игрока за ручку, а подталкивает к самостоятельному изучению мира. После многих лет однообразных открытых миров, повторяющих формулу второй и третьей частей Assassin«s Creed (открываемые вышки, скопированные активности, указатели и подсказки, не побуждающий к настоящему исследованию мир), игроки наконец-то получили серьезный и большой open-world, который не держит их за дураков.
Игра вызвала много споров —, но по крайней мере геймерам было что обсудить! Игра продержалась в инфополе до самого конца года, а на выставке The Game Awards в ноябре взяла награды «Игра года», «Лучшая режиссура» и «Лучшее визуальное оформление».
10 фактов и гипотез об игре Elden Ring
Stray — котики рулят!
Дата выхода: 19 июля
Платформы: PS, Windows
Будем честными, Stray — самая рядовая инди-игра. Это ничем не примечательный платформер с исследованиями и простыми загадками, забавными диалогами и неплохим футуристичным сеттингом. Здесь нет безумной графики, детальной анимации или захватывающих сражений.
Игре нечем удивить искушенного геймера. Кроме одной вещи: главный герой — это кот. Эта маленькая деталь позволила Stray стать главной инди-игрой года (согласно тем же The Game Awards, где она получила звание «Лучшей независимой игры» и «Лучшего инди-дебюта»). В 2022-м вышло немало гораздо более интересных и инновационных инди-игр, но все их заслуги не смогли пересилить простой факт: все любят котов.
Гифки с главным героем Stray вместе с мемами заполнили интернет вскоре после релиза, обеспечив игре дешевую и эффективную рекламу. Stray наглядно показала, что порой для успеха не обязательно совершать революцию и достаточно правильно подобрать один «гиммик» — эффектный прием.
Разработчики не продумали все возможные варианты прыжков для котиков ;) Например, не получится запрыгнуть на каждый понравившийся вам карниз ;)
10 игр про котов: для тех, кому не хватило Stray
The Last of Us Remake — неприятный тренд
Дата выхода: 2 сентября
Платформы: PS
Ремейк первой The Last of Us — это великолепная реставрация не очень старой, но уже устаревшей игры. В этом релизе полностью переработана вся визуальная часть — от моделей до освещения.
Однако все достоинства этой впечатляющей работы перекрыты несколькими минусами. Например, высокая цена: ремейки все-таки должны стоить дешевле, чем новые игры, но этот ремейк стоит как свежий релиз (хотя сюжет и геймплей остались теми же, что и почти 10 лет назад).
Кроме того, оригинальная The Last of Us все-таки не выглядит как старая игра. Геймеры опасаются, что это станет началом неприятного тренда: возможно, теперь студии примутся повторно продавать старые игры, которым еще не требуется косметический ремонт. Сразу же после The Last of Us Remake случился анонс нового визуального апгрейда — им стала переработка Horizon: Zero Dawn 2015 года, которая и вовсе не торопится в звание ретро. Она вышла всего одно консольное поколение назад.
Эта тенденция пугает, если вспомнить, сколько действительно устаревших игр заслуживают переосмысления или хотя бы адаптации под современные системы и платформы. Трудно описать, сколько классических игр сейчас сложно или вовсе невозможно запустить без модов, патчей и даже пиратства.
Лучшие ремейки игр: Mafia, Resident Evil 2, Half-Life и не только
Overwatch 2 — неудачный запуск большой игры
Дата выхода: 4 октября
Платформы: PS, Xbox, Nintendo Switch, Windows
Free-to-play сиквел знаменитого шутера от Activision Blizzard стал очередным, но, пожалуй, самым громким провалом студии, последние годы переживающей нелучшие времена. Overwatch 2 даже завораживает тем, насколько много вещей в ней сделаны неправильно — кажется, что у разработчиков был какой-то специальный чеклист.
Оригинальной Overwatch было бы достаточно хорошей контентной поддержки и крупных патчей, а зачем нужен полноценный сиквел — неясно. Да Overwatch 2 на сиквел и не тянет: это скорее большое платное обновление с цифрой 2 в названии.
Главной инновацией стал режим боя против компьютерных противников —, но он до сих пор не вышел (что не мешает Activision Blizzard его продавать). Другие изменения малозаметны (скажем, дизайн персонажей) либо спорны (баланс и количество урона и здоровья).
Релиз игры был чудовищным: сервера не справлялись и томили игроков в очередях, а после этого Overwatch 2 чуть ли не каждую неделю страдала от багов, отчего дело доходило даже до выключения персонажей на месяцы для правок.
К тому же, в Overwatch 2 куда более агрессивный донат и микротранзакции. Контент вроде платных образов и украшений не впечатляет своим дизайном, но при этом стоит дорого даже по по меркам бесплатных игр. Ситуация дошла до абсурда: реальный брелок по мотивам игры стоил дешевле, чем его виртуальный аналог.
Каким-то чудом игра все еще привлекает геймеров — видимо, сказывается заслуга первой части, яркий дизайн «той самой» Blizzard и тот факт, что в игру можно играть бесплатно. Но в целом это чуть ли не наглядное пособие по тому, как разочаровать свою аудиторию.
Scorn — неудачная игра с отличным дизайном
Дата выхода: 14 октября
Платформы: Xbox, Windows
Scorn — игра-долгострой. Это вдохновленная работами Ханса Рудольфа Гигера (создателя Чужого) адвенчура от первого лица с загадками и небольшой боевой системой. Главное ее достоинство — это дизайн и визуальная часть, смешивающая технологии и органику.
Scorn — одна из самых красивых игр этого года, если не всех времен: каждый угол игры можно разглядывать часами. И еще дольше гадать, как и по каким правилам работает местный чудной мир мутантов, машин из мяса и неописуемых чудовищ.
Помимо этого, игра впечатляет сроками разработки — почти восемь лет геймеры ждали «Гигер-шутер». Правда, сложно сказать, оправдала ли игра эти ожидания: насколько прекрасна она с точки зрения дизайна, настолько плоха как игра.
Отсутствие внятной подсветки объектов и навигации, неуклюжие бои, полное отсутствие сюжета, небольшая продолжительность в три-четыре часа. Scorn — это скорее инсталляция завораживающих трехмерных дизайнов, признание в любви Гигеру. Но при этом совершенно невнятная видеоигра, в которую больно играть. И все же свой след в 2022 году она оставила: это не только одна из самых красивых игр вообще, но и конец долгого пути одного из самых грандиозных инди-долгостроев.
Vampire Survivors — новый жанр
Дата выхода: 20 октября
Платформы: Xbox, Windows, Mac OS, iOS, Android
Если бы не Stray, именно эта игра наверняка стала бы главным дебютом и инди-релизом года. Небольшая и крайне недорогая разработка программиста-одиночки Луки Галанте вызвала ажиотаж в Steam: сотни тысяч копий были проданы еще на этапе раннего доступа.
Vampire Survivors — это игра про сражение с бесконечными ордами монстров, где надо продержаться как можно дольше. Управлять можно лишь движением героя — бьет, стреляет и колдует он сам. Задача игрока — маневрировать между чудищами, собирать способности и артефакты, чтобы сделать персонажа машиной для уничтожения нечисти. Простой, понятный и чудовищно аддиктивный геймдизайн сделали игру «цифровым наркотиком» — настолько сложно от нее оторваться.
Успех Vampire Survivors подстегнул многих небольших разработчиков делать «свой ответ»: Bounty of One, 20 Minutes Till Dawn, Void Scrappers, Soulstone Survivors… Какие-то игры вслепую копируют идеи Галанте, какие-то — развивают и дорабатывают их. Разве что большие студии еще не проснулись и не анонсировали высокобюджетные аналоги игры: все случилось настолько быстро, что они еще не успели ничего придумать.
Call of Duty Modern Warfare II — самая продаваемая часть франшизы
Дата выхода: 27 октября
Платформы: PS, Xbox, Windows
Иронично, что от одной и той же Activision Blizzard одновременно вышли самый провальный и самый успешный мультиплеерный шутер года. Пока Overwatch 2 страдал и продолжает страдать от всех возможных бед, Call of Duty в очередной раз бьет рекорды популярности. Все это благодаря неплохой классической сюжетной кампании, которая вернула старых и горячо любимых геймерами персонажей, при этом заметно доработав их предысторию и характеры. Помимо одиночной кампании, у игры есть как классический мультиплеер, так и бесплатная королевская битва Warzone версии 2.0.
И конечно же, главный сюрприз — режим DMZ, хардкорные операции с потерей экипировки после смерти, вдохновленный идеями Escape from Tarkov. Это не первая попытка сделать конкурента знаменитому тактическому шутеру (вспомнить хотя бы провальный Hazard Zone для Battlefield 2042), но определенно самая удачная. Режиму удалось как минимум передать дух Escape from Tarkov и, хоть и не без упрощений многих ключевых элементов, перенести некоторые идеи на рельсы Call of Duty. Это, конечно, не конкурент игре Battlestate Games, но точно самый удачный «казуальный» аналог.
Было бы удивительно, если бы игра по самой известной франшизе шутеров провалилась. Конечно, она заслужила успех и рекорды, но вряд ли кого-то удивит тот факт, что очередная часть серии про «мужиков с автоматами» стала событием среди геймеров.
God of War: Ragnarok — блокбастер, который нельзя пропустить
Дата выхода: 9 ноября
Платформы: PS
Каждый эксклюзив Sony — это событие. Особенно сиквел God of War 2018, экшена, что переизобрел всю серию, переосмыслил ее главного персонажа Кратоса и подарил геймерам одну из самых проникновенных семейных драм.
При всех своих достоинствах, God of War 2018 был скорее затравкой настоящей, большой и эпической истории. Несмотря на весь свой бюджет, беспрецедентный уровень качества и постановки, история Кратоса и Атрея была весьма камерным приключением с простой и понятной целью, готовящей игроков к Рагнареку — концу света в скандинавской мифологии.
Сиквел окунает игроков в самую гущу событий вокруг великой битвы богов, после которой мир будет разрушен. Это не только продолжение приключений полюбившихся персонажей Кратоса, Атрея и их друзей, но и первое появление Одина и Тора, которыми игроков пугали в рассказах в God of War 2018.
Блокбастеры выходят каждый год, и ими уже сложно удивить даже самого неискушенного геймера, но блокбастеры Sony все еще — веха и тот уровень, до которого многим разработчикам очень далеко. Конечно, обе части перезапуска God of War есть за что поругать, но это не отменяет того факта, что в эти игры стоит сыграть.
Введение в серию God of War для новичков, которые собираются играть в Ragnarök
Calisto Protocol — нашумевшее проблемами возвращение
Дата выхода: 2 декабря
Платформы: PS, Xbox, Windows
Новая игра от Глена Скофилда, создателя Dead Space. Как и его самая знаменитая работа, Calisto Protocol — это космический хоррор, где уязвимый герой пытается выжить в большом заброшенном индустриальном комплексе, захваченном монстрами.
Calisto Protocol вызвала бурное обсуждение из-за своего проблемного релиза. Она хорошо работала на PS5, но вот на Xbox и особенно на ПК релиз был ужасным из-за низкой кадровой частоты и в целом скверной производительности.
Кроме того, мир игры оказался недостаточно проработанным и вообще вторичным: получился не идейный наследник Dead Space, а его дешевая копия. Оказалось, что Callisto Protocol не предлагает ничего нового в жанре, кроме динамичной боевой системы, более сосредоточенной на ближнем бое.
В общем, Callisto Protocol стала одной из главных игр года и вызвала большое обсуждение в сети, но не по тем причинам, по которым хотелось бы. К сожалению, она в 2022 году такая далеко не одна.
Dwarf Fortress — одна из главных инди-игр индустрии
Дата выхода: 6 декабря
Платформы: Windows
Dwarf Fortress — невероятно старый проект по меркам видеоигровой индустрии. Его разрабатывают целых 20 лет и не планируют на этом останавливаться. Все это время игра распространялась бесплатно —, но теперь стала доступна в Steam, где добавили поддержку мыши, более удобные интерфейсы и приятную графику.
Вы играете за колонию дворфов, которая просто пытается выжить, копая впечатляющую подземную крепость, попивая грибное пиво и добывая золото из недр земли.
На сегодняшний день это самый проработанный, глубокий и комплексный симулятор. Фишка Dwarf Fortress в том, что в ней симулируется вообще все, каждая деталь. В реальном времени у всех живых существ отдельно просчитываются все части тела — вплоть до каждого из 32 зубов. Детально симулируется земледелие, хозяйство, экономика, политика, дипломатия… Игра, изначально использовавшая вместо графики ASCII-символы, была и все еще остается самой детальной симуляцией реальности — пускай и фэнтезийной, с дворфами, гоблинами и драконами.
Релиз в Steam содержит множество улучшений для массового игрока, однако для новичков игра по-прежнему чудовищно сложна. Чтобы в ней разобраться, надо читать статьи, смотреть видео — и не забывать вести конспекты…
P.S. Делитесь в комментариях своими открытиями и впечатлениями. Если вам понравился наш обзор, читайте другие — в М.Клик.