Boeing признала проблемы с софтом космического корабля Starliner

image

Компания Boeing не успела до конца провести тестирование программного обеспечения космического корабля Boeing CST-100 Starliner, первый беспилотный запуск которого провели в декабре 2019 года. Именно из-за этого корабль не смог состыковаться с МКС, рассказал вице-президент корпорации Джон Махолланд.

20 декабря Starliner в беспилотном режиме стартовал с авиабазы на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя Atlas V. После отделения от ракеты в системе расчёта полётного времени корабля произошёл сбой, в результате которого было израсходовано слишком много топлива. Из-за этого корабль не смог пристыковаться к Международной космической станции. По словам Малхолланда, к этому привела первая из двух критических ошибок в программном обеспечении судна. Вторая же ошибка была обнаружена за несколько часов до приземления — она могла привести к неправильной работе двигателей сервисного модуля Starliner. Её успели исправить, однако из-за неё могло произойти столкновение посадочного и сервисного модулей сразу после их разделения перед входом в атмосферу Земли.

Инженерам Boeing банально не хватило времени, чтобы провести полное тестирование систем корабля, говорит вице-президент компании. По его мнению, для обнаружения ошибок им пришлось бы проверять каждую строку кода программного обеспечения, но сроки поджимали, и отложить запуск было невозможно — NASA требовала результат, поскольку компания и так затянула с исполнением контрактных обязательств и испытанием корабля. При этом ошибки в софте не были результатом недостатка финансирования, утверждает вице-президент корпорации. Тот запуск всё же признан частично успешным как компанией, так и ведомством, и сейчас у Boeing есть время, чтобы исправить недостатки софта, заверил Малхолланд — NASA помогает корпорации в выявлении проблем, и 6 марта будут представлены официальные результаты расследования.

Пока планы NASA и Boeing на космический корабль неясны — агентство всё ещё раздумывает, стоит ли требовать от компании ещё одного беспилотного запуска, или же отправить Starliner в пилотируемый полёт с тремя членами экипажа на борту. Однако руководитель пилотируемых программ NASA Даг Ловерро настроен не так оптимистично — по его словам, проблемы Boeing «фундаментальны». «Мы не знаем, сколько у нас программных ошибок — всего две или же несколько сотен», — сказал он. Но в любом случае процедуры тестирования должны быть более надёжными — даже эти две ошибки в софте могли привести к фатальным последствиям, говорит Ловерро.

В будущем компания с большей ответственностью отнесётся к предполётным тестам систем корабля, пообещал Малхолланд.

В феврале 2020-го стало известно о планах NASA на программу высадки на Луну «Артемида». В ней агентство продолжит сотрудничество с Boeing, которая строит сверхтяжёлые ракеты-носители Space Launch System (SLS) — они будут использоваться в запуске космического корабля «Орион» к земному спутнику. При этом NASA также недовольна исполнением контрактных обязательств компанией относительно строительства ракеты-носителя — из-за проблем с первой ступенью запуск SLS был отсрочен с 2016-го на 2020 год. По словам генерального инспектора агентства Пола Мартина, корпорация виновна в многолетних задержках и излишних затратах на разработку ракеты-носителя.

См. также: «NASA рассказала об изменениях в программе высадки на Луну «Артемида» в 2024 году»

© Habrahabr.ru