Байконур, часть 2: отсюда стартуют «Союзы»

Один день нашей поездки на Байконур был посвящен экскурсии на 31 площадку космодрома. Так называется монтажно-испытательный комплекс и стартовое сооружение для ракет-носителей семейства «Союз».

Наибольший эффект присутствия дает видео в формате 360°, а в фото и тексте можно вглядеться в отдельные детали и почитать более подробные пояснения.

Первый построенный стартовый комплекс для тогда еще Р-7 получил раздельные названия — площадка 1 — это старт, площадка 2 — это монтажно-испытательный комплекс (МИК). Второй же комплекс получил единое название «площадка 31» и для МИКа и для старта. При этом, одновременно, старт имеет название «пусковая установка №6», а МИК — «сооружение 40». 31 площадка расположена в 20 км на северо-восток от первой площадки. Поскольку оба стартовых комплекса первые годы использовались как пусковые для боевых межконтинентальных Р-7А, такое расстояние было выбрано специально, чтобы их нельзя было вывести из строя одной ядерной боеголовкой. Распространенные сейчас онлайн калькуляторы поражающих факторов ядерного взрыва говорят, что даже воздушный подрыв мегатонной боеголовки на одном из комплексов оставлял второй вне зоны поражения.

31 площадка была введена в строй спустя четыре года после 1&2 и несколько лет предназначалась только для военных задач. Первый пуск с нее осуществили 14 января 1961, а первый космический аппарат был выведен на орбиту 1 ноября 1963. Причем это был прототип противоспутникового оружия, официально обозначенный как «первый в мире маневрирующий спутник «Полет-1».

Первый на очереди — МИК. На момент нашего визита там располагаются две частично собранные ракеты-носителя «Союз-2.1Б» под спутники OneWeb. Интересная особенность старых МИКов — желто-зеленое освещение. Даже на строившемся в 90-х «Морском старте» заметен этот же желтый оттенок. А чистый белый свет в МИКе на «Восточном» кажется гораздо более комфортным.

Пакет из первой и второй ступеней в сборе. Примерно так (не считая изменений в носовой части, где сейчас переходный отсек на третью ступень) выглядели самые ранние модификации «семерки»: боевая и запускавшая «Спутник-1» и «Спутник-2». На одной из ракет ведутся работы. Судя по тому, что подобравшихся поближе блогеров просят отойти подальше, а то у них газ под давлением, это был какой-то из видов пневмоиспытаний.

Обратите внимание на выдвинутую в рабочее положение серую стрелу рабочего места над ракетой. Она не предназначена для крановых работ, мостовой кран передвигается под потолком, его часть желтого цвета видна в самом верху фото. А эти стрелы поддерживают электрические, пневматические и прочие коммуникации для подготовки ракеты-носителя к пуску.

А на этой фотографии над ступенями видны стрелы рабочего места в убранном положении.

Рядом две третьи ступени. Отсутствие маленьких сопел рулевых двигателей говорит, что перед нами ступени с более новыми и эффективными двигателями РД-0124, которые стоят на «Союз-2.1Б». Любопытный факт — в частично собранном виде «Союзы» хранят именно так — пакет первой и второй ступеней в сборе, а третья ступень отдельно.

Третья ступень крупным планом. Обратите внимание на закрытый красной защитной решеткой левый (верхний) торец, выпуклая часть — бак горючего. Если на первых двух ступенях окислитель (жидкий кислород) сверху, то тут — внизу. Оранжевая часть — переходный отсек из трех частей, он нужен как силовой элемент крепления и сбрасывается вскоре после разделения второй и третьей ступеней, повышая эффективность последней.

Открытый технический лючок межбакового отсека центрального блока второй ступени. Слева (сверху) бак окислителя, справа (снизу) — горючего. Чуть выше свешивается красная лента заглушки дренажно-предохранительного клапана горючего.

Переходный отсек, верх второй ступени. Красные заглушки закрывают разъемы коммуникаций, серая ткань — силовые крепления. Если приглядеться, на фото третьей ступени выше хорошо видны ответные разъемы.

Во втором зале МИКа располагается оборудование для работы с головной частью и разгонным блоком. По сторонам универсальные стенды сборки и подготовки космических головных частей с кантователем. На них уже подготовленные в других МИКах спутники устанавливаются на диспенсер, диспенсер — на разгонный блок, все это поворачивается в горизонтальное положение? и затем накатывается собранный из двух половинок головной обтекатель. Потом головная часть отправляется в зал, где мы уже были, для окончательной сборки. Полностью собранная ракета перегружается на транспортер-установщик и отправляется на старт.

На железнодорожной платформе готов к отправке на заправочную станцию разгонный блок «Фрегат» в транспортировочном контейнере. Контейнер — серый цилиндр сверху. Белая коническая часть внизу — это переходник, его нижняя часть будет установлена на верх третьей ступени. Помните третью ступень, накрытую защитной решеткой? Вот туда его и установят. При монтаже это низ головной части, таким образом она оказывается полностью закрытой со всех сторон. Но в полете этот переходник — часть третьей ступени и отделяется вместе с ней.

Скорее всего, это банальный противовес, но смотрится очень внушительно. Обратите внимание, что его массу можно менять, снимая и навешивая элементы в верхней части.

Испытательный стенд, судя по вентилям, скорее всего, для пневмоиспытаний.

Ворота, из которых тепловоз вывозит полностью собранную и перегруженную краном на транспортно-установочный агрегат ракету. Вывоз — торжественное событие, и пилотируемые пуски в доковидные времена собирали сотни зрителей, в том числе и туристов. Отсюда до старта по прямой всего 700 метров, так что по зрелищности и количеству точек для съемки 31 площадка проигрывает первой.

Агрегат с названием, которое не гуглится, на железнодорожном шасси. Судя по тому, что попал на спутниковые снимки, стоит тут уже давно. Совпадающий номер, но другой индекс имеет агрегат для транспортировки космических головных частей.

Вот мы и у стартового сооружения. Диагональные элементы с желтыми цилиндрами — это фермы-опоры, они выдерживают основную нагрузку от установленной ракеты. Желтые цилиндры — противовесы, они обеспечивают автоматическое откидывание ферм-опор во время пуска. Над ними две высокие фермы обслуживания. Боевой Р-7 и двухступенчатым ракетам, которые выводили первые спутники, хватало всего одного уровня. Когда появилась третья ступень («Луны» -1,2,3 или корабли «Восток»), сделали мобильную ферму обслуживания с тремя уровнями. Для кораблей «Восход» и четырехступенчатой модификации с разгонным блоком Л добавили еще пару уровней. Затем мобильную ферму убрали, а получившиеся девять уровней очень наглядно показывают, как росли ракеты семейства Р-7.

На левой ферме звездочки показывают количество произведенных с этого стартового сооружения пусков. На момент нашего визита их 407, число, прямо скажем, впечатляющее.

Бросаем взгляд в противоположном направлении. Слева вагон, по виду похожий на агрегат заправки перекисью водорода, если приглядеться, то чуть правее серых ворот ангара прямо по центру можно разглядеть полукольца креплений транспортера-установщика. В отличие от «Восточного» здесь его хранят под открытым небом.

Обратите внимание на полосатое покрытие периметра стартового сооружения. На Байконуре стартовые столы для «семерок» могут вращаться вокруг своей оси. Сделано было это для того, чтобы ракета уже в момент старта была в плоскости стрельбы, и у системы управления не возникло неудобных углов поворотов подвесов гироскопов. Современные системы управления могут без проблем поворачивать на гораздо больший диапазон углов, но, раз возможность вращения стола есть, ее продолжают использовать.

Спускаемся вниз, под стартовое сооружение, на кабину обслуживания. Здесь ведутся работы с хвостовой частью ракеты — подключение коммуникаций, установка пирозажигательных устройств для запуска двигателей и т.п.

Кабина сконструирована подвижной и раскладной. На фото колонны, по которым при помощи поршней поднимаются и опускаются рабочие площадки. Люк на переднем плане говорит, что это не самый нижний уровень.

Черная деталь в виде буквы V в верхней части фото — одна из четырех нижних опор. Они почти не несут на себе вес ракеты, а, главным образом, удерживают ее от поворота в верхних фермах-опорах. Когда ракета стартует, они автоматически уходят в стороны. А еще на них стоят датчики, формирующие сигнал «контакт подъема», который и считается временем старта.

Одна из двух труб нижней части системы эжекции крупным планом. В момент старта отсюда бьет сжатый газ и создает прослойку, дополнительно защищающую стартовое сооружение от выбрасываемого пламени.

Труба с форсунками в нижней части фото — верхняя часть системы эжекции. Эта труба проходит вокруг всего огневого проема.

Ниша кабины обслуживания, в которую она отъезжает в сложенном состоянии незадолго до старта. Справа видны рельсы, по которым она передвигается.

С противоположной, внешней, стороны кабина закрыта защитной шторой. Несмотря на систему эжекции вид у нее потрепаный. Как-никак, температура выхлопа ракеты в районе 2000°С. А еще отсюда открываются необычные виды на чашу газохода из-под стартового сооружения.

При взгляде сбоку отлично видны кабель-заправочные мачты (слева), которые подводят различные коммуникации к ракете. На переднем плане справа выход одной из аварийных эвакуационных галерей. Они стоят по бокам старта и позволяют персоналу в случае серьезной аварии при подготовке к пуску быстро покинуть опасную зону.

Вид на старт с еще одного ракурса. Под столом видна защитная штора, слева — мачты освещения и громоотводы, справа на переднем плане — оборудование для ведущихся работ по обновлению покрытия чаши газохода.

А с этого ракурса хорошо видна изогнутая металлическая конструкция газоотражателя в самом низу.

Оправдывая свое звание космического археолога @Zelenyikot уходит в сторону от старта и находит там выброшенную при предыдущем пуске часть пирозажигательного устройства. Это кусок той самой здоровенной «спички», которой и запускают двигатель «семерок». От нее остался только верх с частью одной из двух пирошашек. Человек (ваш покорный слуга) здесь для масштаба.

Вход в бункер («сооружение №2»), из которого и управляют пуском. Увы, в нем нас просили не фотографировать. Главная новость — металлические ключи на старт остались в прошлом (вы их можете видеть в репортаже из музея). Теперь везде ключ пластиковый с двумя металлическими деталями, как на космодроме «Восточный».

Любопытная особенность бункера, которой нет на Восточном — перископы. Бункер всего в полутора сотнях метров от старта, и в 1961 году они давали лучшую картинку, чем камеры с мониторами. Вот они — две черные трубы всего в сотне метров от старта.

Продолжение следует, пусть и медленнее, чем мне бы хотелось.

Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.

© Habrahabr.ru