Авторынок. Вот и лето пролетело, что ждать впереди…
Как любой автолюбитель слежу за автомобильным рынком. Последние годы, в силу разных причин, на авторынке наблюдается заметная турбулентность.
По основному роду деятельности я управляю ИТ-проектами, а также занимаюсь DS на фрилансе и мне стало интересно посмотреть в цифрах, что происходит в области продажи поддержанных машин. Для этого я вооружился Python, усилив его джентльменским набором из requests, BeautifulSoup, selenium, pandas, matplotlib и пошел грабить добывать информацию с самой популярной площадки по продаже авто. Дальше не будет технических подробностей и примеров кода, т. к. особых откровений в технике нет, плюс к этом в данной статье хотел поделится именно полученными данными, а также соображениями, на которые эти данные меня натолкнули.
Я сравнил цифры за декабрь 21-го года и цифры с апреля по август 22-го года. Отсутствие данных в промежутке между декабрем и апрелем связано с нехваткой времени, а также усилением защиты, от автоматического сбора данных на площадке, видимо, из-за участившихся хакерских и DDoS-атак на российские сайты.
Активность рынка
В качестве меры активности рынка я использовал количество объявлений о продаже автомобилей.
Общее количество объявлений о продаже автомобилей в апреле снизилось на 60% относительно декабря, т.е. больше чем в 2 раза! 225 107 в декабре 21-года против 90 095 в апреле. Далее в течении года наблюдается продолжение снижения количества объявлений. Минимум был в июне (всего 50 520 объявлений), хотя в июле произошел возврат к майским значениям, но в августе количество объявлений опять снизилось до 58 тыс.
Самые же значительные изменения произошли в соотношении предложений о продаже новых и поддержанных автомобилей.
В августе доля предложений новых автомобилей составила всего 7.4% от общего числа предложений на рынке! Это абсолютный минимум этого года. По-настоящему начинает ощущаться уход иностранных производителей с нашего рынка.
Посмотрим, как будут развиваться события осенью, раньше это был достаточно жаркий период, особенно ближе к зиме. Правда, если динамика цен не изменится, чего стоят только весты под 3 млн. рублей в салонах, я предполагаю, что многие передумают расставаться со своими «ласточками», т.к. вряд ли смогут позволить себе новый автомобиль.
Теперь посмотрим десятку наиболее часто встречающихся в объявлениях о продаже марок автомобилей
Первое место за собой прочно удерживает Mercedes, несмотря на потерю 38% процентов относительно июля. На второе место ворвался Nissan, единственная марка, которая показала рост числа объявлений о продаже. Самую большую долю потерь показала BMW, с которой хотят расстаться в 2 раза меньше владельцев, чем в прошлом месяце. Кстати, как и с Ладами, объявлений о продаже которых стало меньше на 44%.
В топ 10 самых предлагаемых моделей мы ожидаемо видим целых трех представителей Nissan, но при этом, что удивительно, ни одного Mercedes, возглавляющего топ марок. Самая популярная модель Mercedes на вторичном рынке — GLE только на 24 месте. Замыкающая тройку Rio потеряла относительно июля 68%. Поднялся с 64 места на 7 Pajero. Из премиальных моделей в 10-ке BMW 3-й и 5-й серии, которые поднялись в рейтинге несмотря на более чем 50% сокращение количества объявлений, а также Audi A3. Отечественных моделей в топ 10 самых популярных на вторичке моделей нет.
Динамика изменения цен
Ну, а теперь про деньги. Посмотрим как менялись цены с декабря 21-го года до августа 22-го на примере десятки самых предлагаемых на вторичном рынке автомобилей.
Я посчитал среднюю стоимость в объявлениях в зависимости от возраста автомобиля, по следующим интервалам:
до 3 лет
от 4 до 7 лет
от 8 до 10 лет
старше 10 лет
После шокового роста цен в начале весны, практически все модели показывают снижение стоимости. Так цены в объявлениях о продаже лидера рейтинга Solaris, в среднем опустились до докризисных значений декабря 21-го года, а машины старших трех лет можно было найти даже дешевле в июне и июле.
Идентичные показатели у родственного Solaris Rio.
Несколько иная ситуация у BMW. Цена на свежие 3-ки стабильно держится выше цен конца прошлого года, хотя также ниже апрельского пика, не считая аномального снижения цен в июне, что скорее всего, связано со снижением предложения.
Машины в возрасте от 4 до 10 лет вообще продемонстрировали максимальную стоимость именно в начале лета, после чего цены все таки опустились ближе к докризисным значениям.
Машины же старше десяти лет стоят стабильно выше, чем в декабре прошлого года и дешеветь пока явно не спешат.
Любителям Audi A3 несколько проще, и если варианты в возрасте до трех лет стоят в среднем на 10% дороже, чем в конце прошлого года, то машины старше 4-х лет можно найти по таким же ценам и даже дешевле.
Единственный представитель внедорожников в топ 10 — Pajero. В целом, цены держаться выше прошлогодней отметки, хотя и не сильно, в районе 5–10% в зависимости от возраста.
Вместо заключения
Количество предложений в начале года на автомобильном рынке снизилось на 60% относительно 21-го года и продолжает снижаться вплоть до текущего месяца. В августе объявлений о продаже автомобилей в 4 раза меньше, чем в декабре 21 года (57 993 против 225 107). При этом количество новых автомобилей, которые предлагают официальные дилеры, сократилось на 92% относительно докризисных значений. Что касается стоимости, то наиболее популярные на вторичном рынке модели не сильно выросли в цене, а по ряду позиций можно найти предложения на уровне конца прошлого года или даже чуть дешевле, но снижение количества предложений говорит о том, что машину в хорошем состоянии найти будет сложнее.
На этом все. Буду стараться дальше следить за изменениями рынка.