Автоматизированные системы управления автовокзалами России

520847dadb4c2b0fbcb1c11fdb6f4598.jpg Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию эксклюзивное исследование по рынку автоматизированных систем управления (АСУ) автовокзалами. Утверждения автора, у которого есть «технический бэкграунд» — опыт системной и веб-разработки, системного администрирования и защиты информационных систем — подкреплены экспертными мнениями ведущих специалистов из компаний-разработчиков АСУ для автовокзалов из России и ближнего зарубежья.Приятного чтения!

Автор: Александр ТимофеевРедактор: Дмитрий Судовиков

СодержаниеОт автора и редактора Участники и структура исследования История автоматизированных систем управления (АСУ) автовокзалами Настоящее и будущее систем управления автовокзалами Особенности российского рынка систем управления автовокзалами Техническая сторона АСУ для автовокзалов Внедрение АСУ автовокзалов: сроки и стоимость Взаимодействие между различными АСУ для автовокзалов Мнения и опыт автовокзалов Приложения: Развернутые интервью с участниками исследованияСравнение некоторых АСУ для автовокзалов между собой Заключение 1. От автора и редактора От автораЗдравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию эксклюзивное исследование по рынку автоматизированных систем управления (АСУ) автовокзалами. Утверждения автора, у которого есть «технический бэкграунд» — опыт системной и веб-разработки, системного администрирования и защиты информационных систем — подкреплены экспертными мнениями ведущих специалистов из компаний-разработчиков АСУ для автовокзалов из России и ближнего зарубежья. Приятного чтения! С уважением, Александр Тимофеев.От редактораСовременный российский рынок систем автоматизации автовокзалов встал на ноги и окончательно сформировался несколько лет назад. Решения, представленные на рынке, повзрослели и избавились от «детских» проблем, но не перестали отличаться друг от друга.В современном обществе формируются запросы на качественно новый уровень предоставления услуг пассажирских перевозок и эффективного управленияпредприятиями отрасли, создается спрос на технологичные инструменты ведения деятельности пассажирских перевозок. В нашем исследовании мыхотим познакомить читателя с рынком систем автоматизации деятельности автовокзалов и некоторыми его участниками, а также впервые предоставитьчитателю сравнительную информацию о различных системах в одном источнике и помочь оценить их сходства и различия. Надеюсь, мой опытработы в команде одного из разработчиков АСУ для автовокзалов и прошлый опыт в мониторинге коммерческого транспорта позволят сделатьисследование полным и интересным. С уважением, Дмитрий Судовиков.

2. Участники и структура исследования На сегодняшний день на российском рынке существует около 10 актуальных систем управления автовокзалами. Для этого исследования были отобранынаиболее интересные представители различных сегментов рынка. Перечень компаний, которые приняли участие в исследовании (в алфавитномпорядке): «Артмарк», компания из Барнаула c продуктом «Е-автовокзал», e-atp.ru0b790512cddf052a85f599d38a9e975f.jpg  9ec487cf08dc53a1ae947a1c6a16d447.jpg   63ff991c23a7c1813777fc710bc2bb83.jpg  077d21dcb34c031235f1fcfa208158a0.jpg «ИТТ» (бывший ООО «РАЙС»), компания из Ижевска с продуктом «Авибус: Управление автовокзалами» (ранее «Райс: Управление автовокзалами»), avibus.pro377a5574082110320be3f3a216653a98.jpg  a67aef8bddc42d2d0c529bf5272430f1.jpg  a81d5f300dc0e9aa950276b24bc9cf1b.jpg  d23c434148bf666c4210f69b86d6c078.jpg  9a96584da6364efa5674a6726532456a.jpg «КВЦ-Сервис», компания из Тулы с продуктом «Автоматизированная система продажи билетов», tkvc.rubf9268946d3a16e90c07ed2f237f38f7.jpg  907b0949d41f366c5402815499d2ebf0.jpg  fbf140670b8d8b5292c9a90bf278e369.jpg  b8d524d58b26a0d3808399e00be5b845.jpg  24e1beb9175f5935f7dc4a52fad66a62.jpg «ТАИС», компания из Москвы с продуктом TAIS AUTO, tais.ru9bbb6feb9803575a13be55a52471f71f.jpg  764d98de215e53dc7f976fa7b9ce2f7d.jpg  55b1955408a880f9db87d94b56feb8fa.jpg  65bd153fcc2ff8d8de3165c55d1e12df.jpg SWD Factory, компания из Риги (Латвия) с продуктом BusTicketPro, swdfactory.com6c265dbc39cb4ed5c95c861812264e3b.jpg  7ac89f29cedf803eaa0a26cc45434a42.jpg  fe05dca1628f61d95a1a997fe52431ad.jpg  ce480fd4994b3367845419370b0b8555.jpg  6854a1a93ff17dc0960ac3ddb02e7f97.jpg Каждая из компаний также предоставила контактное лицо от автовокзала, где установлена их система. Перечень автовокзалов, которые приняли участие в исследовании: Барнаульский автовокзал (система «Е-автовокзал») Центральный автовокзал г. Ижевска (система «Авибус: Управление автовокзалами») Санкт-Петербургский автовокзал (система «Автоматизированная система продажи билетов») Псковский автовокзал (система BusTicketPro) Щелковский автовокзал г. Москвы (система TAIS AUTO) Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Количество автоматизированных объектов ≈50 ≈200 ≈70 ≈10 ≈190 Возможно ли установить систему на сервер предприятия? Да Да Да Нет Да Возможно ли арендовать систему в облаке? Да Частично Да (основной формат) Да Да Данное исследование отвечает на несколько вопросов, а именно: история развития автоматизированных систем управления автовокзалами, настоящее и будущее систем управления автовокзалами, место России на рынке АСУ для автовокзалов, специфика российского рынка систем автоматизации автовокзалов, технические особенности АСУ, вопросы внедрения систем (сроки и стоимость), взаимодействие между различными АСУ для автовокзалов.Далее идет блок, в котором излагаются мнения представителей автовокзалов, эксплуатирующих различные системы. После — раздел приложений, в одном из которых предпринята попытка сравнить продукты компаний, участвующих в исследовании, во втором находятся развернутые интервью с сотрудниками компаний и автовокзалов, принявших участие в исследовании. И в финале — заключение.3. История автоматизированных систем управления автовокзалами После интервью с экспертами у автора сложилось следующее пониманием истории развития АСУ для автовокзалов в России. Сначала, до эры автоматизированных систем, все «дела» велись «на бумаге», на этом этапе, фактически, были отработаны все процессы деятельности автовокзала, которые потом и были автоматизированы. Первые АСУ для автовокзалов были созданы, когда на рынке появились доступные персональные компьютеры, ведь до их появления об автоматизации такихдостаточно «мелких» объектов, как автовокзалы, не могло быть и речи. Конечно, когда появилась первая АСУ для автовокзала, автоматизированные системы в других областях «народного хозяйства» уже существовали, но, видимо, автовокзалы не являлись первоочередной целью в плане автоматизации, поэтому прогресс в эту сферу пришел позже, чем, скажем, на АЭС или подводные лодки.Итак, насколько известно, одна из первых систем в бывшем СССР была разработана и внедрена на Тульском автовокзале «предком» компании «КВЦ-сервис» в 1989 году. «Первый вариант автоматизированной системы продажи билетов был внедрен на Тульском автовокзале в 1989 году. Техническую основу системы составлял управляющий вычислительный комплекс СМ-1420. Система автоматизировала работу основных служб автовокзала и позволяла подключать через модемы, связанные по выделенной линии, городскую кассу Трансагентства.»

Дешин Александр, заместитель директора ООО «КВЦ-сервис»

Еще одним из пионеров была компания «ТАИС», которая в том же 1989 году, в ту пору являясь кооперативом, внедрила свою первую систему на Щелковском автовокзале в Москве.Постепенно, начиная с девяностых годов, на рынок автоматизации автовокзалов начали приходить новые игроки, которые, опираясь на коммерческие заказы от автовокзалов, создавали АСУ специально под конкретного заказчика. Некоторые из этих систем далее «выросли» и начали внедряться на других автовокзалах. К примеру, в 1995 году появилась первая версия барнаульского продукта «Е-автовокзал» от ООО «Артмарк».В 2003 году появился продукт BalticLines, который позже развился в систему BusTicketPro, от латвийской компании SWD Factory. А через некоторое время произошел бум АСУ для автовокзалов, который был связан с тем, что перед теперь уже частными автовокзалами остро начали становиться вопросы повышения эффективности своей деятельности. Формировался спрос на системы управления автовокзалами, а как известно, спрос рождает предложение. Как раз под конец первой десятилеткидвадцать первого века — в 2008 году — появилась первая АСУ «Райс: Управление автовокзалами» от ижевской ООО «Райс» (сейчас ООО «ИТТ»).Еще чуть позже — в 10-ые годы — АСУ для автовокзалов ждала новая революция. Широкополосный интернет стал более доступным, поэтому появился новый формат автоматизации деятельности вокзала — SaaS или «программное обеспечение как услуга». В этом формате система не устанавливается на оборудовании автовокзала, а автовокзал ведет деятельность по продаже билетов, соединяясь с удаленным центром обработки данных (ЦОД), который находится в специализированномдата-центре, что обеспечивает гораздо более высокую надежность и возможность экономить на обслуживающем персонале. Но формат SaaS имеет некоторые недостатки, например, крайне высокую зависимость от поставщика сервиса, поставщиков услуг связи и фактическую невозможность самостоятельно вносить правки в продукт.В это же время со стороны некоторых заказчиков стали все острее ставиться вопросы открытости систем, что позволяло бы достаточно крупным автовокзалам самостоятельно вносить мелкие изменения в установленную АСУ.На сегодняшний день все более актуальна идея объединения всех автовокзалов в единую информационную систему на условиях взаимной выгоды для всех участников рынка.4. Настоящее и будущее систем управления автовокзалами Современная АСУ автовокзала — это, во-первых, продажа билетов всеми возможными способами, удобными пассажиру. То есть это не только классические кассы, в которых пассажиров обслуживает человек, но и терминалы самообслуживания, и специальные «интернет-магазины», и покупка через мобильные приложения. «Цель всего нашего труда — приблизить услугу автотранспортной перевозки ближе к пассажиру, сделать так, чтобы для него все было максимально комфортно и удобно. Поэтому исходя из этого и должны развиваться подобные системы. Например, необходимо вводить в строй мобильные способы покупки билета — например, через смартфон. Они уже, в целом, есть и у нас. Именно к электронным билетам, не привязанным к бумаге, надо двигаться, считаю. Это делает жизнь пассажира удобнее.»

Борис Кадиш, д.т.н.председатель правления «SWD Factory»

Автоматизированная система управления автовокзалом на сегодняшний день должна обладать следующими функциями: ведение тарифов, остановок, маршрутов и расписаний; диспетчеризация — прием и отправка рейсов, печать посадочных ведомостей, пересадка пассажиров; предоставление справочной информации; продажа билетов, предоставление льгот, учет сборов; работа с фискальным оборудованием; формирование отчетов; выгрузка персональных данных пассажиров в автоматизированную централизованную базу персональных данных пассажиров (АЦБПДП) в соответствии с требованием законодательства РФ. Соответственно, обычно в АСУ реализованы такие «модули», как рабочее место кассира, агента по продажам, диспетчера, бухгалтера, руководителя и администратора, модули интеграции с фискальным оборудованием, модуль отчетов, модуль выгрузки данных в другие системы.Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Способы оплаты: оплата наличными (касса) Да Да Да Да Да безналичная оплата Да Да Да Нет Нет (В планах) банковские карты Да Да Да Нет Да терминалы оплаты Да Да Да Нет Да оплата через SMS Да Да Да Нет Да оплата на сайте Да Да Да Нет Да электронные деньги Да Да Нет Нет Да оплата через агентов («Связной») Да Да Да Нет Да Поддержка выгрузки данных в АЦБПДП Да Да Да Да Да Возможна ли продажа билетов агентами (тур. агентствами)? Да Да Да Да Да Возможна ли продажа билетов удаленных и чужих автовокзалов? Да Да (только в системе АСПБ) Да Да (только в системе TAIS AUTO) Да Насколько система документирована? Документация 70% Полная документация Руководствокассира, бизнес-администратора, администратора Полная документация Полная документация (в открытом доступе) При этом некоторые АСУ обеспечивают дополнительный функционал, например: голосовой авто-информатор, дисплей покупателя для выбора рейса и места в автобусе, продажи через интернет, мониторинг автобусов, информационное табло рейсов и расписания, идентификация по штрих-кодам, сканирование документов, продажа билетов «чужих» автовокзалов, терминалы самообслуживания и прочее.Плюс, так или иначе, современная АСУ обычно имеет задел на интеграцию с другими системами, хотя полноценной интеграции мы — пассажиры — еще не видим. Однако нитернет-сервис «Яндекс.Расписания» ужепредоставляет весьма прилично реализованное интегрированное расписание автовокзалов страны, данные для которого «отдают» практически все АСУ, представленные на рынке. Однако приобретение билета через интернет из любой точки «А» в точку «Б» территории страны пока что полностью не реализовано, хотя некоторые разработчики готовят свои системы к этому.Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Периферийные компоненты: продажа билетов на сайте Да Да Да Нет Да терминалы самообслуживания Да Да Да Нет Да мобильное приложение Нет (в планах) Нет Да Нет Да дисплей покупателя Нет Да Да Нет Да табло расписания Да Да Да Нет Да табло рейсов Да Да Да Нет Да перронные турникеты Да Да Нет Нет Да Поддерживаются ли средства автоматической идентификации? Да Да Нет (в планах) Да Нет (в планах) Имеется ли пользовательский конструктор отчетов? Да Да Нет Нет Да Реализована ли интеграция GPS и ГЛОНАСС мониторинга? Да Нет Нет (в планах) Нет Нет (в планах) Как же эксперты видят будущее АСУ автовокзалов и вообще автовокзалов самих по себе в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе? «В настоящее время АСУ умеют пожалуй больше, чем требует рынок. Скорее всего, все АСУ в скором времени обзаведутся возможностью отслеживать автобусы по GPS или ГЛОНАСС, автоматически выполнять диспетчерские функции, повысится связность систем, появится автоматическое сканирование документов. Все эти нововведения запланированы и в нашем решении.»

Сергей Соловьев, директор ООО «ИТТ»

Теперь — о перспективах упомянутой интеграции различных систем в единое информационное пространство. Большинство экспертов, принявших участие в этом исследовании, в один голос утверждают, что потребность в этом на данный момент ощущается как со стороны пассажиров, так и со стороны автовокзалов. Более того — некоторые из них отмечают, что такая«фишка», как возможность работать с другими системами — это фундаментальное требование к продукту со стороны заказчика, а все АСУ, которые этому критерию не соответствуют, могут просто «отмереть». Сейчас успешно реализована интеграция друг с другом двух систем «Е-автовокзал» и «Авибус: Управление автовокзалами», а латвийская BusTicketPro и того больше, интегрирована с автовокзалами и автостанциями 23 стран, будем надеяться, что и остальные системы незаставят себя долго ждать.Интересно, что эксперты в основном отмечают тот факт, что, скорее всего, автовокзалы никогда не перейдут на какую-то конкретную АСУ от одного производителя, поскольку исторически сложилось, что на разных автовокзалах функционируют различные АСУ. Поэтому на повестке дня именно объединение «разношерстных» систем друг с другом. Само собой, есть несколько сценариев такого объединения, например — создание общей независимой надорганизации, которая будет курировать все вопросы взаимодействия между системами, или объединение всех пользователей одной системы и представление их в другой в виде одного большого агента с множеством собственных рейсов. «Мы в следующую версию продукта закладываем возможности, которые позволят объединить несколько разных автовокзальных систем в глобальную систему. В любом случае запрос на это есть и со стороны автовокзалов, и со стороны пассажиров. Есть на это как бы социальный заказ, который толкает нас именно к разработке подобного функционала. При этомпонятно, что все вокзалы никогда не перейдут на какой-то один продукт, будет смешанная система. Поэтому мы на это и ориентируемся и закладываем интеграцию с другими системами, которые разработаны другими компаниями»

Константин Измалков, заместитель директора ООО «Артмарк»

Помимо интеграции эксперты обращают внимание на то, что было бы весьма полезно в будущем реализовать такую специфическую вещь, как автоматизированную продажу билета на автобус прямо во время нахождения автобуса на маршруте, удаленно подключаясь с переносного компьютера водителя к центральной АСУ по беспроводному каналу связи.В плане наиболее отдаленной перспективы эксперты называют возможную интеграцию автобусных перевозок с остальными видами пассажирского транспорта — морского, авиа и железнодорожного, что может быть реализовано в рамках концепции «прямых смешанных перевозок». В этом случае пассажир сможет «проехать» на разных видах транспорта по одномубилету, при этом по возможности будет осуществляться умная «подгонка» расписаний различных видов транспорта, чтобы все пересадки были быстрыми и удобными. Именно сейчас происходит общественное обсуждение проекта федерального закона РФ о прямых смешанных перевозках (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/28660.html), и есть надежда, что эти перспективы — дело не такого уж и отдаленного будущего.5. Особенности российского рынка систем управления автовокзалами Все участники этого исследования по-разному оценивают место России в плане развитости автоматизации автовокзалов. Однако все так или иначе сходятся во мнении, что Россия занимает одну из лидирующих позиций на мировом рынке систем автоматизации автовокзалов, как минимум по количеству разработанных решений. При этом эксперты указывают наглубокие традиции автобусных перевозок в России и высокий уровень автобусных перевозок на территории бывшего СССР, пик которого пришелся на 1990 год (http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d4/17–13.htm).36fb2cd1ce5f9ddabb2e3235443682b3.jpg Среди других стран довольно серьезный рынок АСУ для автовокзалов имеют США, Япония, Китай, Индия, Украина и некоторые европейские страны.К сожалению, эксперты оценивают роль государства в России скорее как негативную, чем позитивную или нейтральную. С одной стороны, государство с недавних пор предоставляет некоторые льготы разработчикам программного обеспечения, что делает их продукцию более доступной и конкурентоспособной. С другой стороны, некоторые утверждают, что государство фактически борется как с перевозчиками, так и с самими автовокзалами. Требует от них тратить существенные суммы на избыточную безопасность — камеры по всему автовокзалу, различные рамки и турникеты, выгрузку данных о пассажирах и их поездках в информационные базы госструктур, что отнимает часть средств, которые могли бы пойти на нужную и полезную для всех автоматизацию автовокзалов. «Сейчас у нас в России наблюдается борьба государства и частного сектора. И в этой борьбе сжигается много ресурсов, которые могли бы быть направлены на развитие отрасли.»

Константин Измалков, заместитель директора ООО «Артмарк»

Примерно в том же ключе высказались и представители SWD Factory. Сотрудники компании «ТАИС» тоже много говорили о том, что нужно менять формат отношений между перевозчиком, агентом и автовокзалом. В компании «ИТТ» посетовали на недостаточную либерализацию рынка перевозчиков, слишком высокие требования к автовокзалам, сложные процедуры регистрации маршрутов и отсутствие прогресса в решении других насущных проблем, например, легализацию статуса «независимых» перевозчиков.Некоторые эксперты отмечают тот факт, что в сфере пассажирских перевозок уже достаточно давно действует частный капитал, при этом весьма эффективно. Что касается всеобщей государственной стратегии развитии транспорта в стране, то это, конечно, поле деятельности Министерства Транспорта РФ, хотя эксперты данного исследования в целомне упоминали о какой-то известной им единой стратегии развития автовокзалов страны и, в частности, их автоматизации, которую государство планомерно и активно реализовывало бы. «Никакой государственной программы развития сети автоматизированных автовокзалов нет.»

Дешин Александр, заместитель директора ООО «КВЦ-сервис»

Как один из интересных примеров общей стратегии развития транспорта можно рассматривать Белую книгу европейской комиссии «Транспорт-2050».6. Техническая сторона АСУ для автовокзалов Читателю наверняка будет интересно заглянуть «под капот» современных АСУ для автовокзалов. Начнем со «стека» технологий, используемых разработчиками при создании своих систем. Однако тут сразу стоит сказать, что, как показало исследование, различные производители АСУ «пекут хлеб» по своим собственным рецептам. И преимущество одногоконкретного набора технологий над другим можно долго оспаривать, поэтому мы не будем оценивать удачность «стеков», а просто перечислим их особенности.Итак, кровь и плоть любой программной системы — это язык программирования. А как известно, языков программирования очень много, каждый со своими преимуществами и недостатками, что, конечно, оказывает влияние на свойства всего продукта. Но так или иначе, компании, принявшие участие в исследовании, используют в своей разработке языки, являющиеся отраслевыми стандартами, к примеру, на этапе сбора информации промелькнули такие «языковые пары», как C++ и PHP в барнаульском решении от компании «Артмарк», Delphi и PHP в продукте от «КВЦ-Сервис». Разработчиком системы «Авибус: Управление автовокзалами» используется система »1С Предприятие» как технологическая платформа ифреймфорк Qt (C++) в прикладных решениях. Решение BusTicketPro написано на языке Java. При этом продукт «Авибус: Управление автовокзалами» и решение от компании SWD Factory поставляются с открытым для изменений кодом, закрыты лишь некоторые модули ядра.Еще один важный столп современной АСУ автовокзала — это база данных. Некоторые из разработчиков, принявших участие в этом исследовании, используют исключительно платные базы данных от Oracle — признанный отраслевой стандарт. Другие решения используют бесплатные и тоже достаточно популярные базы данных, например, Firebird. Одна система, не так сильно завязана на конкретную базу данных и предлагает для автовокзала несколько различных конфигураций — от бесплатной базы данных PosgreSQL до тех же платных Oracle и Sybase.Пожалуй, не лишним также будет перечислить список операционных систем (ОС), используемых АСУ. Тут все достаточно просто — все «терминалы» участников исследования, например, рабочее место кассира, могут работать в Windows, хотя есть решения с клиентами под операционную систему Linux и мобильную ОС Android. Серверная часть АСУ обычно работает под бесплатной ОС Unix, Linux либо под серверной версией ОС Windows. Выбранная разработчиками операционная система влияет на общую стоимость внедрения и на то, какой квалификацией должны обладать системные администраторы, которые будут обслуживать АСУ после ее внедрения.Все без исключения представленные решения умеют работать с фискальным регистраторами, но каждая система имеет свой набор поддерживаемого оборудования. Так или иначе, упоминались продукты компаний «Штрих-М», «Искра», «Атол-технология», «Меркурий», «Пирит», «Спарк», «КАСБИ», «ОРИОН» и «Феликс».Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) На каком языке программирования разработано решение? С++ Delphi Java С++ 1С, Qt (C++) Какие СУБД используются в решении? Oracle Firebird Oracle Sybase Microsoft SQL, IBM DB2, Oracle, PostgreSQL Операционная система сервера Windows, Unix Windows Server 2008, 2012, Linux Linux (любая ОС, на которой работает SUN JDK6) Unix Windows, Linux Операционная система рабочих станций Windows Windows (не ниже XP) Кассир — Windows (для остальных ОС с веб-браузером) Windows Windows, Linux Какое фискальное оборудование поддерживается? «Штрих», «Искра», в скором времени «Атол» «Штрих-М», «Искра», «Атол», «Меркурий» и «Пирит» «ШТРИХ-М» и «ШТРИХ-М-ФР-К» Большинство типов ККМ «Спарк», «Штрих-М», «Атол», «Касби», «Орион», «Феликс», «Пирит» Отдельно с разработчиками мы говорили об использовании в их продуктах свободного программного обеспечения, в том числе и программного обеспечения с открытым исходным кодом, так называемого OpenSource. Некоторые разработчики предпочитают проприетарные, платные технологии, полагаясь на дополнительную ответственность их производителей и популярность среди разработчиков «серьезных» бизнес-продуктов. Другие разработчики используют свободное программное обеспечение по максимуму — из-за открытости исходного кода, позволяющего вносить собственные изменения и развивать технологию, как говорится, «всем миром» при практически нулевой стоимости. Однако иногда бесплатные технологии обеспечивают не только открытость и доступность, но и предоставляют довольно высокий уровень надежности. Например, участниками исследованияактивно используется веб-сервер Apache, который является мощным отраслевым стандартом. То же самое можно сказать и об операционной системе Linux — и бесплатно, и современно, и надежно.Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Открыт ли код решения для изменений? Нет Нет Да Нет Да Открыт ли протокол обмена данными (имеется ли документация)? Протокол открыт, есть документация Протокол открыт, есть документация Протокол открыт, есть документация Протокол открыт Протокол открыт, есть документация Также в интервью мы коснулись темы информационной безопасности продуктов, противодействия хакерам и защиты персональных данных. Сразу стоит сказать, что в целом все участники исследования рассказали автору лишь о двух случаях известных им атак на АСУ автовокзалов. В обоих случаях автовокзалы смогли эффективно противодействовать атакам, но, вполне вероятно, в будущем, когда уровень автоматизации серьезно возрастет, атак станет больше. И те разработчики, которые не будут заранее готовы к отражению всяческих угроз, понесут существенные потери вплоть до «вылета» с рынка.7. Внедрение АСУ для автовокзалов: сроки и стоимость В этом разделе исследования мы постарались описать процесс внедрения системы автоматизации на автовокзале, а также оценить стоимость приобретения и содержания системы.Участники исследования называли схожие сроки внедрения систем. Например, развертывание системы для небольшой автостанции может занять день или два. Для среднего вокзала — неделю. Для крупного вокзала — один-три месяца.Обычно внедрение идет по следующему плану. Сначала оцениваются бизнес-процессы автовокзала и производится тестовая установка и настройка системы. На этом этапе возможна доработка АСУ для наиболее точного соответствия потребностям заказчика. Далее происходит установка и настройка рабочих мест и фискального оборудования. Затем — обучение пользователей. После этого производится финальная настройка системы и ее запуск в эксплуатацию, обычно при этом производителем оказывается оперативная помощь на начальном этапе использования системы. После ввода в эксплуатацию зачастую заключается договор на техническое сопровождение системы, в рамках которого заказчик получает техническуюподдержку, консультации, доработки, обновления и прочее. Следует обратить пристальное внимание на полноту документации внедряемой системы, ведь ее доступность и достаточность серьезно облегчит внедрение, изучение и сопровождение системы.Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Возможно ли самостоятельное внедрение системы? Да Да Да (подкл-ие рабочих мест) Да Да Возможно ли установить систему на сервер предприятия? Да Да Да Нет Да Возможно ли арендовать сиситему в облаке? Да Частично Да (основной формат) Да Да Есть ли демо-версия продукта? Есть Есть Есть Есть Есть Насколькосистема документирована? Документация 70% Полная документация Руководство кассира, бизнес-администратора, администратора Полная документация Полная документация (в открытом доступе) Теперь о стоимости систем автоматизации и о том, как зарабатывают их производители. К примеру, некоторые из компаний не берут денег за сам продукт, но изначально договариваются о платной поддержке. Такая бизнес-модель используется, например, в барнаульском продукте «Е-автовокзал», разработанном компанией «Артмарк».Другие разработчики берут деньги за каждую инсталляцию своего продукта, в том числе, например, за каждое развернутое рабочее место. Одновременно с этим заключается договор о платном техническом сопровождении. По такой схеме сотрудничают компании «КВЦ-Сервис» и «ИТТ».Есть и смешанная бизнес-модель — когда присутствует первоначальный взнос за базовую установку, и в дальнейшем автовокзал отчисляет комиссию в 1–2% от стоимости каждого проданного билета, например, как в продукте от SWD Factory. По схожей схеме работает и продукт от компании «ТАИС». «Как принято во всем мире среди поставщиков услуг по продаже перевозок, оплачиваются фактические перевозки, измеряемые количеством забронированных или проданное мест, или отправленных пассажиров за отчетный период. Услуги системы TAIS AUTO также оплачиваются через количество проданных минус возвращенных билетов за отчетный период (месяц). Терминалы предоставляются бесплатно, независимо от их количества. Кроме платы за постоянные услуги «ТАИС» берет деньги за разовые работы, например, за обучение из расчета затраченного времени и фиксированной цены человеко-часа.»

Владимир Ловский, коммерческий директор ЗАО «ТАИС»

Характеристика Е-автовокзал (Артмарк) АСПБ (КВЦ-сервис) BusTicketPro (SWD Factory) TAIS AUTO (ТАИС) Авибус (ИТТ) Стоимость приобретения и аб. плата: Малое предприятие (2 кассира, 1 руководитель) бесплатно + 2 000 р./мес. (сопровождение) 90 000 р. (+ скидки до 40%) + 3 000 р./мес. (сопровождение) 14 150 р. (300€) + 1,5–2,0% от проданных билетов 1,0 р. с проданного билета 41 000 р. (базовая поставка + 2 лицензии) Среднее предприятие (3 кассира, 1 диспетчер, 2 руководителя) бесплатно + 10 000 р./мес. (сопровождение) 180 000 р. (+ скидки до 40%) + 3 000 р./мес. (сопровождение) 23 550 р. (500€) + 1,5% от проданных билетов 0,5–1,0 р. с проданного билета 76 800 р. (базовая поставка + 5 лицензий) Крупное предприятие (10 кассиров, 2 диспетчера, 4 руководителя) бесплатно + ≈30 000 р./мес. (сопровождение) 480 000 р. (+ скидки до 40%) + 3 000 р./мес. (сопровождение) 47 150 р. (1 000€) + 0,5–1,0% от проданных билетов 0,5 р. с проданного билета 163 600 р. (базовая поставка + сервер 1С + 15 лицензий) Стоимость оборудования: Сервер малого предприятия от 20 000 р. от 12 000 р. сервер не требуется сервер не требуется от 20 000 р. (раб. станция) Сервер среднего предприятия от 50 000 р. от 40 000 р. сервер не требуется сервер не требуется от 30 000 р. (раб. станция) Сервер крупного предприятия от 100 000 р. от 50 000 р. сервер не требуется сервер не требуется от 70 000 р. Клиентская рабочая станция от 12 000 р. + ККМ от 7 500 р. + ККМ от 7 500 р. + ККМ от 7 500 р. + ККМ от 7 500 р. + ККМ При этом представителям автовокзалов необходимо обратить внимание на то, что при организации продажи билетов через интернет практически неизбежны затраты на эквайринг — то есть комиссию банка или платежной системы за проведение электронного платежа. Размер комиссии зависит от эквайринг партнера и составляет в среднем от 2 до 4% от стоимости билета. Некоторые производители предлагают услуги по продаже билетов на своих специализированных сайтах, в этом случае к комиссии эквайринг партнера добавляется комиссия продавца, которая может достигать 5–10%. Избежать лишних затрат при продаже билетов через интернет возможно, если автовокзал самостоятельно организует продажи на своем сайте при помощи приобретенного или разработанного своими силами модуля.8. Взаимодействие между различными АСУ для автовокзалов Все эксперты, принявшие участие в исследовании, отмечают и потребность, и тенденцию к интеграции различных систем в единое информационное пространство. При этом отмечается, что на данный момент технической сложности в объединении нет, и рассматривается несколько основных технологических сценариев такой интеграции. Вся соль, основная и нерешенная проблема интеграции кроется в договоренностях между различными игроками рынка, например, «как дел

© Habrahabr.ru