Автоматизация в сфере финансов: сотрудники банков могут остаться без работы из-за роботов
Из-за развития финансовых технологий множество специалистов, работающих в банковской сфере, могут стать невостребованными. Журналисты Bloomberg проанализировали результаты крупного скандинавского банка, проводящего масштабную кампанию по сокращению штата и автоматизации процессов: по итогам второго квартала 2018 года Nordea Bank AB стал единственным шведским банком ощутимо сократившим расходы. Успех Nordea вдохновляет и других участников рынка.
Все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано
В банковской сфере Швеции происходят масштабные изменения. В конце 2017 года глава шведского банка Nordea Bank Каспер фон Коскулл сообщил о намерении автоматизировать максимум процессов и сократить 6000 сотрудников. Они назвали это единственным способом оставаться конкурентоспособным в будущем, когда автоматизация и роботы смогут решать за людей огромное число задач: от управления активами до ответов на звонки клиентов.
«Говорят, что автоматизация происходит только в персональном банкинге. Но элементы автоматизации есть и в инвестиционном банкинге, и в корпоративном банкинге, в управлении ликвидностью, операциях с валютами. Нужно смотреть, насколько эти процессы автоматизированы и где меньше требуется участие человека», — цитируют Каспера фон Коскулла Вести.Финанс.
Меньше ручной работы — больше прибыли
Изменения в Nordea быстро начали давать свои плоды. Bloomberg подсчитал: по сравнению с предыдущим годом общие затраты банка во втором квартале 2018 сократились на 11% при сокращении рабочих мест на 8%. Снижение затрат обеспечили 31-процентный ежегодный прирост операционной прибыли, что также стало лучшим результатом среди основных банков Швеции.
Инфографика: Bloomberg
Благодаря высоким результатам, затраты Nordea на автоматизацию могут окупиться уже в следующем году. Банки-конкуренты, ранее критиковавшие новую модель Nordea, признают, что ключевым фактором успеха является добавление технологий. Конкуренты не спешат с увольнениями, но тем не менее, гонка автоматизаций уже началась: банки стали активнее нанимать IT-специалистов и экспертов по работе с данными.
Развитие финтеха изменит рынок труда
По прогнозу консалтинговой компании Accenture к 2022 году применение искусственного интеллекта позволит банкам увеличить выручку более чем на 30%. В таких условиях специалисты в области финтеха будут востребованы, а профессии, подразумевающие работу по алгоритму, станут исчезать. Например, операционисты и андеррайтеры, деятельность которых, по данным Accenture, может быть автоматизирована более чем на 97%.
С позицией шведского Nordea, предполагающего что уже через десять лет банку потребуется только половина имеющихся сотрудников, соглашаются и другие крупные игроки рынка. Стратегии таких холдингов как UBS и Сitigroup содержат пункты о замещении искусственным интеллектом 30% людей в пяти-десятилетней перспективе. Глава Сбербанка на на Всемирном экономическом форуме в Давосе говорил о возможном двукратном сокращении рабочих мест к 2025 году.
В то же время, журнал Financial Times, исследовавший применение искусственного интеллекта в 30 крупнейших банках мира, сообщает, что 7 респондентов сообщили лишь о возможных увольнениях сотрудников, а еще 6 планируют менее чем 20-процентное сокращение штата. В исследовании подчеркивается, что несмотря на то, что банки нанимают большие команды разработчиков, автоматизация пока сконцентрирована в основном в риск-менеджменте и фронт-офисах банков.
Другие материалы по теме финансов и фондового рынка от ITI Capital: