Автоматизация общения

taprtk1xbwrfr7h0ojjlnsdn5mm.png

Научные исследования показывают, что человеку сложно поддерживать стабильные отношения более чем со 150 сородичами (число Данбара). Дело не только в когнитивном лимите, но и в необходимости периодических контактов. Людей нужно пинговать, чтобы вы не забыли их, а они — вас.

Эти задачи вполне можно автоматизировать. Профилактика социальных связей похожа на обслуживание компьютерной сети. Автоматическое выполнение довольно стандартных процессов, которые состоят из рутинных операций. Системные администраторы решают такие задачи ежедневно, за подробностями прошу под кат.
Сначала мы ставим интересную задачку по автоматизации общения. Если обобщить её, обозначив коммуникацию со всеми людьми, то в общем виде решение выглядит примерно так:

  1. Составить базу людей по типам: друзья, знакомые, коллеги. Например, A, B, C…
  2. Разделить каждый тип на классы важности: например, A1, А2, А3, B1, B2, В3…
  3. Установить правила коммуникации с объектами каждого типа и класса (канал общения, таймаут пинга и прочее).


Задачу необязательно решать в общем виде для всех классов людей, а можно взять конкретные частные случае для единственных классов.

Впрочем, обо всём по порядку.

База контактов


В качестве примера — система Сиверса, у которого в базе тысячи человек. Он разделил их на четыре класса по частоте контактов (чуть подробнее о системе уже рассказывали на Хабре):

  1. Очень важные люди. Контакт каждые три недели.
  2. Важные люди. Два месяца.
  3. Большинство людей. Шесть месяцев.
  4. Пониженный статус. Контакт раз в год для проверки, что их информация не изменилась.


Автор пишет, что регулярные контакты должны быть бескорыстными и искренними. Не нужно просить об услуге, достаточно просто спросить, как у них дела. Большинство людей настолько плохо умеют поддерживать связь, что они будут очень благодарны вам за это.

Бескорыстная помощь приносит удовольствие


Тема для контакта всегда найдётся — в конце концов, можно просто прокомментировать страничку в социальной сети, фотографию. Спросить, как дела. Это может быть помощь, совет, полезная информация, услуга. Есть смысл вести дополнительную базу с важными датами для каждого человека.

Главное — не навязываться, потому что люди не всегда готовы к общению. Кто-то занят серьёзным делом и не настроен на бессмысленные разговоры. Некоторым вообще не нравится, когда их «пингуют» таким образом. Конечно, не следует причинять товарищам неудобства.

Самое удивительное, что помощь другим людям — очень эффективный механизм социальной привязки. Они запоминают такое надолго, остаются вам благодарны и даже спустя много лет с удовольствием помогут в ответ, если предоставится такая возможность. А если даже и нет, вы всё равно в плюсе, потому что сделали хорошее дело и получили удовольствие от этого.

Для синхронизации списка предлагается вести базу данных, которую можно связать с аккаунтами в социальных сетях и календарём для напоминаний. Автор предлагает Cloze и Monica (Personal Relationship Manager, PRM), но вообще сейчас пишет свою СУБД.

В другой подобной системе используется Airtable. Каждая строка в базе представляет отдельного человека. В одной колонке указана дата последнего контакта, а в следующей вычисляется дата следующего контакта по простой формуле, которая прибавляет период времени в зависимости от класса:

IF(
Category="D",
DATEADD({Last Contact},12,'month'),
IF(Category="C",
DATEADD({Last Contact},6,'month'),
IF(Category="B",
DATEADD({Last Contact},2,'month'),
IF(Category="A",
DATEADD({Last Contact},3,'weeks'))
)
)
)


Возможно, есть смысл добавить в DATEADD случайные интервалы времени.

Для базы контактов также советуют GNU Recutils или простые текстовые файлы.

Когда наступает дата контакта, срабатывает триггер. Программа позволяет написать произвольный скрипт для выполнения по триггеру. Например, сообщение с напоминанием типа «Давненько ты не общался с имя_контакта, хорошо бы попить с ним пива».

apk8hza1lzq_nqcoznsezxr0k5o.png

Субъективно — желательно регулярно пополнять базу новыми знакомствами. Наверное, есть смысл также удалять из неё контакты, с которыми нет желания общаться.

Примечание. Личная база контактов — важная часть архива персональной информации (фотографии, видео, письма, пароли и др.). В идеале эти данные хотелось бы объединить в единую систему для долговременного хранения, что-то вроде Perkeep.

Шаблоны для рекрутеров


Большинство из нас недолюбливает рекрутеров. Причины понятны. Этим назойливым товарищам не знакомо чувство такта и понятие достоинства. Каждый день они назойливо пристают с предложениями, рассматривая людей как обезличенных объектов, лишь бы заработать свой бонус.

Из-за такого отношения к специалистам они не брезгуют веерными рассылками, не тратя даже минуты времени на изучение вашего резюме.

Здесь присутствует некая асимметрия. Мы её устраним.

Вместо того чтобы фильтровать рекрутеров как привычный спам, можно использовать их для своей выгоды с минимальными усилиями. Это особенно полезно, когда мы не ищем работу.

Шаблоны автоматических ответов


Очевидно, что нельзя отвечать на шаблонные сообщения рекрутеров уникальными оригинальными фразами, это будет несправедливо.

Лучше подготовить ряд стандартных шаблонов ответа, которые будут отправляться в зависимости от вопроса. В этом нет ничего сложного. Достаточно написать один оригинальный ответ одному рекрутеру — и сохранить этот ответ для будущего использования, то есть для ответов другим рекрутерам. Нужно только изменить в ответе его имя и название компании (если оно есть). В случае с мессенджерами Telegram, Slack, Discord также следует установить паузу, чтобы ответ не отправлялся мгновенно, потому что в таком случае он будет выглядеть как автоматический отлуп.

Например, в LinkedIn или по электронной почте могут приходить стандартные сообщения от рекрутеров такого типа:

Здравствуйте {{имя}}, я просматривал ваш профиль и заметил, что вы работали {{название должности}}. У меня есть вакансия в {{компания}}, подходящая для вашего опыта и навыков. Не найдётся ли у вас время для быстрого 15-минутного созвона, чтобы обсудить эту возможность?


Конечно, первая реакция — просто удалить письмо. Они рассылают их десятками, просто изменяя поля {{имя}}, {{должность}} и {{компания}}.

Но чтобы развернуть ситуацию в свою пользу, выгодно максимально автоматизировать ответ — и заставить рекрутера поработать на нас.

Подходящий шаблон для автоответа на основе репозитория recruiter-autoresponse опубликован под свободной лицензией, так что можете его изменять и использовать на своё усмотрение (сокращённо):

Большое спасибо, что обратились. Всегда интересно узнать о новых и интересных возможностях. Как инженер-программист я уверен, вы можете себе представить, что мне приходит большое количество предложений от рекрутеров на LinkedIn.

Из-за этого у меня нет времени, чтобы звонить каждому, кто обращается с таким предложением. В большинстве случаев предложения обычно всё равно не очень подходят.

Я бы с удовольствием продолжил разговор, но прежде я хотел бы уточнить, какой уровень квалификации вы ищете.

Не могли бы вы прислать название компании, описание вакансии и подробную информацию о зарплате и уровне общей компенсации для той должности, о которой вы говорите?

При отсутствии подробной информации о характере рассматриваемой возможности я буду недоступен для дальнейшего обсуждения.

Ещё раз спасибо, что связались со мной!

С нетерпением жду ответа.


Вот это уже интересный разговор. Такой вариант лучше, чем просто удаление спама. Мы сами устанавливаем правила и ведём переписку на наших условия, используя рекрутера с пользой и выгодой для нас.

Мы явно даём понять, что ответы будут сортированы по указанной цифре зарплаты. Если цифра маленькая, письмо удаляется.

Без особых усилий с нашей стороны мы собираем полезную информацию о размере зарплаты и различных бонусах, которые могут предложить разные работодатели. Если какое-то предложение окажется интересным, то можно на него ответить. Или просто принять к сведению, как оценивается ваша должность, опыт и квалификация.

Такой автоответ всегда полезно иметь под рукой. Если приходит сообщение от рекрутера по любому каналу — просто копипастим его.

Алгоритм дальнейших действий


Дальнейшие действия зависят от ваших намерений и желаний. В любом случае есть смысл написать шаблоны для всех сценариев.

Например, если предложенная зарплата меньше текущей, то можно написать шаблон ответа: «Спасибо, в данный момент я не рассматриваю предложения меньше, чем $current*1.5».

Если поступило предложение в 1,5+ раза выше текущей зарплаты, здесь несколько вариантов действий. Можно проинформировать об этом текущего работодателя (с последующей прибавкой зарплаты), а рекрутеру автоматически отправить другой шаблон примерно такого содержания:

Я размышлял над вопросом компенсации. Разумеется, на данный момент слишком много неизвестных, чтобы я мог точно сказать, сколько мне потребуется, чтобы уйти от нынешнего работодателя.

Это действительно интересная возможность, и я определённо заинтригован, но всё же думаю, что мне нужно знать больше, чем только размер зарплаты.

При смене места работы, очень важную роль играют такие факторы, как культура, технологический стек, потенциал роста и рабочие обязанности.

Буду рад обсудить эту тему.


Важно не соглашаться на техническое собеседование до тех пор, пока мы сами этого не захотим. Чтобы компенсировать стресс и потраченное время на бесполезные собеседования, рекомендуется рассматривать предложения с прибавкой минимум 50%.

Ещё один вариант — одновременно запросить повышение должности.

Вот таким нехитрым образом можно взаимодействовать с рекрутерами для общей выгоды без особых затрат времени с нашей стороны.

Некоторые автоматизируют процесс до такой степени, что устраиваются на десяток IT-работ удалённо, где особо ничего не делают, а просто получают зарплату 4–8 недель, пока их не увольняют. После этого сценарий запускается снова. Весь процесс автоматизированного трудоустройства плюс собеседование занимает два-три часа. Впрочем, большинству людей проще работать на одной работе фуллтайм, максимум двух.

Автоматизация общения — очень полезный навык, который пригодится и в трудоустройстве, и для поддержания социальных связей. Задача — отфильтровать множество предложений, установить алгоритм действий и шаблоны ответов на все случаи, написать скрипты для автоматизации. Задача вполне понятная, и как оказалось выше, достаточно легко решаемая.

Может быть, в будущем появятся коллективные репозитории, где можно обмениваться наиболее удачными скриптами и шаблонами. Такой «коллективный разум», помогающий автоматизировать рутинные коммуникации с друзьями, родственниками, рекрутерами и далее по списку.

Поделитесь своими решениями в комментариях.

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

© Habrahabr.ru