Автоматизация казначейских операций в туроператоре на базе 1С: ERP
Всем привет. Решил начать описывать тут свой опыт в области управления финансовыми командами. Если интересно, позже или в комментах расскажу где работал и так далее. А если кратко — возглавлял фин. службы в 3 местах, суммарно более 10 лет, всегда старался оптимизировать процессы, схемы, учет, потоки. И вот что из этого вышло.
В феврале 2022 года, прямо 24.02.2022, я согласился на оффер крупнейшего туроператора и сменил работу.
На момент моей смены работы здесь входящие платежи (более 3000 оплат в пиковые дни) обрабатывались один раз в день (на следующее утро, часам к 11). В современном туристическом бизнесе (а на самом деле уже 20 лет как так) надо поставщику (отелю, авиаперевозчику) подтвердить бронь в течение 20 минут. Мы никак не могли конкурировать с другими туроператорами, которые работали быстрее.
Кроме того, на сегодняшний день никем в России не решена проблема быстрых переводов b2b, а у нас очень большая доля платежей проходит от партнеров, сети турагентств. Чтобы они проходили быстро, нужно 2 условия:
платить только внутрибанком (например со СБЕРа на СБЕР);
обрабатывать платежи быстро (это и была моя задача).
На момент начала моей работы в деятельности было занято 3 казначея. Они разделили каким-то образом между собой функционал и подгружали выписку каждый день. Это не устраивало бизнес, нужен был более технологичный продукт. Кроме того, случались случаи, когда загружая выписку повторно, загруженные ранее документы и проведенные — распроводились. Так как у нас есть интеграция между 1С и фронт программой, то конечно все заявки клиентов «аннулировались». Был случай распроведения одновременно более 300 оплат от клиентов.
Также было встречено 100500 организационных, социальных проблем, которые мешали мне просто начать. Из можно объединить под фразой: недоверие что такое в принципе возможно.
Как была организована наша работа
На первом этапе мы, забрав у наших подрядчиков обработку небольшой части, начали писать специальный модуль в 1С: ЕРП «Тэги для клиент банк». Это такая штука, при которой программа анализирует платежку от клиента и видя в ней какие-то знакомые символы, проводит автоматически на заказ клиента (ну или другие операции). Например, если клиент пишет в назначении «Оплата по счету № 123455» — программа ищет этот счет, сопоставляет сумму, и если все ОК, она должна платежку провести или подставить все поля чтобы казначей провел. Тут, как говорится, аппетит приходит во время едыJ
Этап длился примерно 2 месяца. С июня и к августу мой казначей смог проводить документы каждые 2 часа, эффективность распознавания составляла около 90%. Ей по-прежнему приходилось более 200 документов проводить руками.
На втором этапе мы были готовы к тому, чтобы начать интеграцию с банками. Так как мы были связаны со СБЕРом по рукам и ногам, пришлось начать с них. Мы начали процесс интеграции примерно в октябре. При этом СБЕР такая странная структура, имеющая 2 разных продукта для интеграции: Директ-Банк и Сбер-Бизнес-АПИ. Конечно заранее не понятно, что где. Или занимаются разные подразделения и каждое свой продукт нахваливает. Мы начали с первого, и это была ошибка. Месяц работы программиста показал, что СБА — гавно и работать не будет. Он постоянно отваливался. Идея-то была в том, чтобы робот проводил операции загрузки выписки сам, в том числе и ночью и в выходные.
Поменяли планы, начали интегрировать с АПИ. Тут работа программиста недели две. Но далее оказалось, что этот продукт немного дорогойJ.
Так как мы хотели запускать свои загрузки каждые 15 минут, то вышло, что в месяц это могло стоить около 1 500 000 рублейJ Ну кому такое интересно? Мы начали торговаться со СБЕРом, в итоге сейчас платим примерно 35 000 рублей.
На третьем этапе мы немного отладили работу первых двух. А именно, при загрузке операций из клиент-банка % распознавания подняли до 98%, и только 15–40 операций в день не проводятся сами. Их проводит казначей. Ну и вторая часть — начали заниматься организационной работой, разъясняя партнерам, что надо правильно указывать назначение платежа. На самом деле этот этап очень долгий, сейчас он все длится. Это сложная работа по доведению эффективности с 98% до 99.9%, и она не закончится никогда. Но и времени на нее много не тратим.
Четвертый этап. Так как у нас кроме как со СБЕРа партнеры платят еще с 500 других банков, то надо было думать, что делать далее. Исследовав распределение банков плательщика, увидели что 36% оплат со СБЕРа, и 27% -с Альфа-Банком.
Снова началась организационная работа, длилась с переменным успехом с ноября по март, по открытию счета в этом банке. Сильно сопротивлялись все вокруг, конечно особенно СБЕР.
На схеме представлены динамика этапов развития нашего проекта.
И сейчас я расскажу то, чем реально можно гордиться.
Дата | Операция |
04.04.2023 | Открытие счета в банке |
09.04.2023 | Нам банк сообщил как открыть все для АПИ |
11.04.2023 | Банк отправил ссылку как все подписатьJ |
26.04.2023 | Получили тестовый полигон для АПИ |
28.04.2023 в 16:21 | Альфа-Банк спрашивает «что у вас происходит, где запросы?» |
28.04.2023 в 16:22 | Быстро делаю группу в telegram с нашим программистом и ими |
28.04.2023 в 16:26 | Спустя 4 минуты тупняка разбираемся где наши запросы. Автоматизация сделана, мы интегрировались. |
Работа программиста составила 2 часа рабочего времени. Если бы не было транзакционных издержек, процесс был бы быстрее в 200 раз примерно. Однако, после всего этого от банка приходит такое сообщение:
Как это мило, правда? Я написал релиз, немного подправили, и вот он:
Ниже сравнение AI IS и TO BE
Спасибо всем кто прочитал, давайте комментарии, это поможет мне писать интереснее, а может и работать лучше:-)