Avito X: люди — людям

В этом году Avito исполнилось 10 лет. Возможно, кто-то из вас заметил нашу большую рекламную кампанию под слоганом «Люди — людям». А может быть, даже видел результаты юбилейного конкурса объявлений, когда художники рисовали самые оригинальные объявления в режиме онлайн. Это всё — та часть праздника, которую можно было увидеть снаружи. А что же внутри? Если хотите заглянуть за кулисы и узнать немного подробностей о жизни ведущего классифайда в России — жмите на кат!


x-cyn7kjm-5dgofev2ghkryzkrc.png


Начало истории Avito

Avito основали два предпринимателя из Швеции. Йонас Нордландер впервые приехал в Россию в 2006 году после того, как продал корпорации eBay свой проект, онлайн-аукцион Tradera.com. На тот момент за его плечами был успешный проект Bilannonser.se, который был также продан eBay. В 2007 они стали партнёрами с Филипом Энгельбертом — тогда он инвестировал в шведский холдинг Kontakt East Holding (KEH), который купил знаменитый оффлайн-справочник «Желтые страницы». Вместе они придумали Avito.


Сегодня на вопрос о том, как появилось название компании, основатели отвечают — случайность.
«Хорошие домены тогда скупали и перепродавали за огромные деньги. Например, вам нравится название, вы звоните и спрашиваете про него, а вам отвечают:
 — Так значит, вам нравится torg.ru, хотите его купить?
 — Да, нравится.
 — Миллион долларов!
Тогда мы решили найти название доступное и короткое».
Так начался путь Avito.


Хронология

В этом разделе коротко рассказывается об основных вехах развития Avito.


2007 — 2008


Первая версия Avito, запущенная 15 октября 2007 года, предусматривала возможность размещения не только частных объявлений, но и аукционов частных продавцов.


2009


В 2009 году от аукционов было решено отказаться и сфокусироваться на работе с объявлениями.


2010


В 2010 году на телевидении стартовала масштабная рекламная кампания Avito со слоганом «Сколько стоит твой беспорядок?». Ежемесячная аудитория увеличилась до 10 млн уникальных посетителей. Тогда же появилась модерация объявлений. Avito стало можно просматривать с мобильного телефона.


2011


Были запущены мобильные приложения и сервис «Магазины», позволяющий профессиональным продавцам создавать собственные витрины с товарами. Avito вошел в ТОП-5 самых посещаемых ресурсов Рунета.


2012


В 2012 году появился специальный раздел Личного кабинета, обеспечивающий быстрый доступ к оплате дополнительных услуг Avito и истории операций — Avito Кошелёк.


2013


Бизнес компании рос, и в 2013 году произошло слияние Avito и конкурирующих сайтов объявлений OLX.ru и Slando.ru под брендом Avito. После сделки сайт вошел в тройку крупнейших онлайн-классифайдов в мире. Внутри Avito начала расти «грибница» DWH.


2014


В 2014 году открылся проект Domofond.ru, появился PRO-кабинет для профессиональных пользователей, начала работу Автозагрузка. Произошёл редизайн сайта.


2015


В 2015 году произошло важное событие — контрольный пакет акций Avito был продан южноафриканскому холдингу Naspers. Начал работу сервис Avito Контекст, в состав компании вошел проект Checkout, появилась возможность переписки на сайте с помощью Avito Мессенджер. На рынок вышли сервисы для профессионалов — ActiAgent и ActiDealer.


2016


В 2016 появилась Autoteka — сервис по проверке автомобиля по VIN и Avito Подписки — сервис, в котором мы объединили наш Avito Магазин с возможностью размещать объявления из автоматически возобновляемого пакета размещений.


2017


В 2017 году обновился поиск на Avito. Появился публичный профиль — это персональная страница пользователя сайта Avito, доступная для всех посетителей, на которой есть информация о продавце и его объявлениях. В мобильных приложениях прибавилось много крутых фич: поиск объявлений по фото товара, Vision для скрытия лиц и номеров авто на подаче объявлений, Voice Over, 3D Touch.


Avito сегодня

i7-oeq0boag9bn_284p9ttr1iak.jpeg


h8l8k-of5egl80pzrunvoyhn4h8.jpeg


Байки: не только про технологии

Развитие каждого проекта связано с разными историями: увлекательными, смешными, или драматичными. Вот некоторые из них.


Техподдержка настолько сурова


Специалисты техподдержки Avito настолько суровы, что женятся и празднуют свадьбу, не отрываясь от работы! 2011 год.


iq9h9qlkqajgxfccpcw7_54thgg.jpeg


О первых рекомендациях на Avito


Игорь К., один из первых разработчиков Avito: «Было время, когда мы начали делать баннер рядом с кнопкой «подать объявления» на всем сайте, а я в тот момент продавал на Avito свою белую эппловую мышку. Некоторое время тестовый баннер рекламировал именно ее:) Жалко, фоток не осталось».


Как закалялся мессенджер


Александр М., руководитель группы тестирования: «Запуск мессенджера состоялся под самый Новый год — овертаймили все, требования собирали всем техотделом».
Виталий Л., руководитель разработки серверной части: «Так node.js пришел в Avito. В 2017 он из Avito ушел, т.к. мессенджер переписали на Golang».


Про суперменов


Александр О., разработчик систем тестирования: «Был человек, которого все звали Супермен — он знал ответы на все вопросы. Сейчас таких суперменов больше, но тогда он был один и «ламповый».


Изменения в стандартах


Виталий Л., руководитель разработки серверной части: «Контекст, который появился в 2015 году, стал вторым большим проектом с сервисной парадигмой. Это был «макро»-сервис, со своей кодобазой, своими БД и сфинксами на своих серверах. Он общался с Avito по API (синхронное по HTTP и асинхронное через rabbit).
Примерно в это же время мы решили следовать стандартам кодирования PSR2, внедрили проверки CodeSniffer’ом и стали причесывать код. Код причесывается до сих пор, зато у нас есть стандарт и мы ему следуем».


О профессиональных вызовах


Денис К., руководитель системного администрирования Avito: «Первый профессиональный вызов — это миграция оборудования, всей платформы, в шведский дата-центр из московского. А спустя несколько лет вступил в силу закон о хранении персональных данных на территории России, и нам нужно было срочно мигрировать платформу обратно. К тому моменту она выросла в десятки раз. И речь шла не столько о количестве серверов, а о тех параметрах, которые определяют сложность и запутанность систем. Сложность задачи, думаю, придавала дополнительные силы многим».


О процессах в работе


Виталий Л., руководитель разработки серверной части: «За эти годы процессы менялись много раз — это приходится делать с ростом команды. Те процессы, которые работают в команде из 10 человек, перестают работать в команде из сотни человек. Один из самых важных моментов, как мне кажется, это параллельное движение технологий в сторону микросервисов и команд в сторону кросс-функциональных юнитов. И с т.з. технологий, и с т.з. команд мы идем к автономности и децентрализации, что полностью согласуется с законом Конвея и что позволяет командам не сбавлять темпы, несмотря на увеличение их на порядки».


О выросших «детях» и доверии команды


Денис К., руководитель системного администрирования Avito: «Первые годы в Avito у нас было не так много опыта, как сейчас, мы не так устойчиво и надёжно строили свои системы. И нам приходили тревожные SMS от нашей системы мониторинга по пять раз за ночь. Приходилось вставать, включать ноутбук и разбираться, что там случилось. Моя будущая жена говорила тогда, что у нас как будто маленький ребенок: успокаиваешь его, и потом снова можно немного поспать.
Многие годы я был единственным системным администратором. Сейчас это — целый юнит. В последние пару лет меня вообще не тревожили в нерабочее время: прошли годы, ребёнок вырос. В целом могу сказать про работу в Avito, что я всё это время несу в себе ощущение того, что мне доверяют. Мне говорили: «Денис, это на тебе, я в тебя верю». И я не мог подвести команду, находил способы сделать всё, чтобы решить задачу».


KISS: Keep It Short & Simple


Виталий Л., руководитель разработки серверной части: «Базовые технологии, подходы и решения кардинально не менялись. Мы всегда следуем принципу KISS и стараемся делать простые, но эффективные технические решения. Мы использовали и используем PostgreSQL, т.к. умеем его готовить. Мы использовали и используем PHP, т.к. он позволяет легко решать наши бизнес-задачи. Мы использовали и используем Sphinx для поиска, т.к. его легко настроить под наши бизнес-задачи и под наши нагрузки. Наша система хранения пользовательских файлов работает практически без изменений с самого своего появления (на Хабре рассказывали). Фундамент, который заложили много лет назад, продолжает работать сейчас, когда нагрузки и сложность проекта увеличилась в разы».


На первой линии


Василий Ч., юнит-лидер, менеджер продукта Автозагрузка: Сейчас в Avito идет программа стажировки в службе поддержки. Разработчики приезжают в Питер и сами работают вместе с поддержкой пользователей. Можно сказать, что наша команда была в авангарде этой стажировки — за полгода до начала всеобщей программы мы съездили в Питер всей командой, чтобы проникнуться духом, побыть ближе к клиентам, почувствовать на себе многие вещи.


Результатов было много. Абсолютно все члены команды сказали, что это было круто. Одно дело — когда ты человека лично никогда не видел и для тебя это просто строчка в Slack и аватарка, другое дело — когда ты пообщался с человеком, в том числе неформально. Это совершенно разная эффективность взаимодействия. Во-вторых, наши ребята стали гораздо лучше понимать, что в Питере происходит, ведь там — наш фронт-офис, где люди непосредственно общаются с клиентами. У нас была экскурсия по всем отделам: были в продажах, модерации, саппорте частников, про-саппорте, обошли все, что можно, выясняли, как они все работают».


Дмитрий К., разработчик серверной части: «Мы не только познакомились, посмотрели как они работают, но и попили пива с ними вечером. Теперь за каждым сообщением от поддержки в чате стоит реальный человек».


Как (почти) утопить техлида, чтобы вам все завидовали


Олег Б., ведущий разработчик серверной части: «У нас был яхтенный корпоратив, на котором мы чуть не утопили яхту и техлида. Как-то мы накрутили и навертели с этими верёвками, что яхта накренилась на 90 градусов, и парус оказался в воде. Забавным было то, что в начале регаты наш техлид сказал, что не хочет во всем этом участвовать, поэтому посидит с телефончиком на краешке, никому не мешая».


Дмитрий З., техлид юнита Автозагрузка: «Я на самом деле пожертвовал своим местом в кокпите в пользу ребят. Они никогда не ходили под парусом, а я — уже. Так было более справедливо».


Олег Б., ведущий разработчик серверной части: «Конечно, в воде оказался именно тот край яхты, где был он. Дима искупался с головой, но телефон спас — успел поднять его над собой.
Регату мы, конечно, не выиграли, но нам все завидовали, потому что больше ни у кого такого экстремального приключения не было. За такое короткое время почти потопить яхту (которая позиционировалась как практически непотопляемая) не каждому дано»!


Александр О., разработчик систем тестирования: «А мы на своей яхте чуть не врезались в них. Я помогал держать парус, наш капитан в это время разговаривал по телефону: видим — на нас несётся яхта, он, не отрываясь от разговора, начал резко разворачивать яхту, давая мне задания натянуть трос или ослабить. Резко развернулись, немного обмакнув край яхты, на самом пике разворота я стоял, но был расположен перпендикулярно борту яхты. Остальные члены команды вцепились в края и всё обошлось. Когда наш капитан закончил разговор, он сказал только:
 — Мы, кажется, тут чуть не врезались. Ну хорошо, что обошлось».


f5mzxilgsx5yoyjqnreitnjf2yi.jpeg


Что это за сайт avito.ma?


И почему они скопировали у нас название? Иногда такие вопросы задают новички в нашей команде. Avito.ma — проект, который наша команда начинала развивать в Марокко в начале 2010-х. Но потом мы решили сосредоточиться на российском рынке. Сайт до сих пор существует и занимает второе место среди классифайдов в Марокко. А у нас на память есть несколько фотографий с тимбилдинга, который проходил там.


-r5sghuypfgjsvww0l7bstkb0ic.jpeg


Avito.ma был в том числе на арабском (справа налево) и благодаря ему мы провели всей компанией несколько дней в Марокко. Ещё благодаря этому в Sphinx появилась поддержка арабского. А картины, написанные на мастер-классе, до сих пор украшают офис.


Смотрим в будущее

Сегодня Avito — самый популярный сайт объявлений в России. У нас десятки тысяч rps к бэкенду, сотни миллионов объявлений в базе, терабайты картинок в хранилище и мощная система автоматизированной модерации на базе машинного обучения. Каждый месяц проектом пользуется четверть населения России. А чтобы просмотреть все активные объявления о товарах и услугах, понадобится 441 день!


Что будет дальше? Одно можно сказать точно: мы будем продолжать работать для того, чтобы предоставить миллионам наших пользователей удобную и надёжную площадку для обмена информацией. А в этом блоге расскажем, как мы это делаем и какие технологии для этого используются.

© Habrahabr.ru