Авария «Прогресса»: предварительные итоги

73f5ebffa8344a4796f5f22fa6277b74.jpg
Пуск РН «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-04» 1 декабря 2016 года. Фото: Роскосмос

1 декабря 2016 года российская аэрокосмическая отрасль пережила 11-ю неудачу с 2010 года: на этот раз был утерян транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04». По сообщению Роскосмоса, пуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» с космодрома Байконур прошёл штатно 1 декабря в 17:51 по московскому времени. После 382-й секунды полета приём телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчётной орбите.

По предварительной информации, в результате нештатной ситуации потеря ТГК произошла на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией республики Тыва неподалёку от границы с Монголией, и большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы. Сейчас государственная комиссия проводит анализ сложившейся нештатной ситуации. В горах начался поиск обломков.


Государственная комиссия, расследующая аварию ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04», в качестве основной версии выдвинула прогар двигателя третьей ступени ракеты.

Источник в ТАСС сообщил, что авария могла быть вызвана засорением трубопровода: «Телеметрия сейчас обрабатывается, но в связи с тем, что похожая авария уже имела место в прошлом, причиной может быть засорение трубопровода, что привело к преждевременному выключению двигателя», — сказал он.

Судя по всему, слова о «похожей аварии» относятся к падению грузовика «Прогресс М-12М», которое произошло 24 августа 2011 года на участке работы третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Тогда спустя пять дней была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110 третьей ступени РН «Союз-У»: нарушение условий функционирования газогенератора. После анализа телеметрии комиссия решила, что к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя и его аварийному выключению привело уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. По мнению членов комиссии, выявленный производственный дефект был признан случайным.

В то же время, независимые эксперты ракетно-космической отрасли считают, что подлинную причину аварии «Прогресса» невозможно установить из-за отсутствия телеметрических данных и обломков ракет.

К расследованию причин аварии подключились специалисты Воронежского механического завода (ВМЗ), на котором был собран двигатель РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Разработчиком двигателя является воронежское КБ «Химавтоматики».

«Мы работаем по ситуации в соответствии с теми событиями, которые совершились… Мы работаем, как и вся страна. И переживаем за событие, которое совершилось», — сказал исполняющий обязанности замдиректора по качеству ВМЗ, начальник отдела технического контроля Юрий Вавилов.

«Вероятнее всего, по итогам расследования в очередной раз будет констатирован выявленный факт некачественной сборки двигателя РД-0110, а стендовое моделирование, которое будет проведено после анализа имеющейся телеметрии, покажет, какой именно компонент двигательной установки был сделан с нарушениями, — сказал РИА Новости источник в космической отрасли. — Вероятно, за этим последуют некие кадровые решения, а все готовые двигатели, в том числе, уже установленные на ракеты-носители типа «Союз», необходимо будет снимать, доставлять на предприятие, повторно тестировать, устранять возможные недочеты при сборке, что приведет к очередному переносу намеченных запусков».


Некоторые жители Сут-Хольского и Дзун-Хемчикского районов Тувы 1 декабря около 22 часов видели яркую вспышку, сопровождавшуюся грохотом.

Обломки корабля и ракеты-носителя необходимо найти, чтобы чётко установить причины аварии и претендовать на получение страховых выплат от российского страховщика. Поэтому на территории Тывы сразу были организованы поиски обломков с участием работников экстренных служб Республики Тыва, пожарных гарнизонов МЧС.

По первой предварительной информации, фрагменты грузового корабля упали в километре от села Иштии-Хем в Улуг-Хемском районе (координаты центра села 51°19′16″ с. ш. 92°28′18″ в. д.). В первую очередь, экстренные службы выдвинулись в этот район. Вот как местность в километре вокруг села выглядит на спутниковых фотографиях.

f6a202d6c4b34fa4a8e2b3cee2bb8b6a.png

05770b78a69449dd90374ec21655a773.jpg

Утром 2 декабря МЧС Тувы обследовало территории вокруг четырёх населённых пунктов республики в Улуг-Хемском, Чаа-Хольском и Сут-Хольском районах.

Дополнительно глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол поручил местным жителям на территории Улуг-Хемского района проверить пастбища и стоянки чабанов на предмет падения обломков «Прогресса».

В Центре управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва организована оперативная группа из шести человек и одной единицы техники. Оперативная группа принимает звонки граждан на телефон доверия — и проверяет полученную информацию, выезжая по указанным координатам, где запускают беспилотные летательные аппараты. На данный момент группа работает безрезультатно, ни один звонок не подтвердился, и обломки пока найти не удалось.

Сотрудники МЧС сообщили, что обломки будут искать теперь не только в Улуг-Хемском районе, но и в Пий-Хемском. Туда тоже несколько раз выезжала оперативная группа спасателей.

«Был определён район возможного падения обломков на общей площади 300 квадратных километров на территории Тувы, Хакассии и Красноярского края. Обследование наземными группами завершено, места падения фрагментов не зафиксированы», — сказал источник в силовых структурах Тувы.

Район поисков находится в гористой местности, куда очень трудно добраться. На данный момент поиски временно прекращены до 3 декабря. В субботу операция возобновится. К поискам подключат радиотехнический батальон ПВО Минобороны РФ, подразделения которого расположены на территории Тувы.



Потеря грузового корабля не скажется на нормальном функционировании систем МКС и жизнедеятельности экипажа станции, заявила пресс-служба Роскосмоса.

«Прогресс МС-04» должен был доставить на МКС около 2,5 тонн различных грузов: топливо для дозаправки МКС, воду и воздух для космонавтов, научное оборудование и комплектующие, контейнеры с продуктами питания, одежду, медикаменты и средства личной гигиены, аппарат для производства «кефира» в условиях невесомости, а также угощение и фрукты к новогоднему столу.

Это не первая потеря грузового корабля, которые везёт груз на МКС, и потеря большей части груза действительно не является критическим событием — эту потерю вполне могут возместить японские и американские грузовые корабли. По оценкам экспертов, на МКС запасов хватит до апреля 2017 года, даже если экипаж не будет стараться специально экономить. Если же экономить — то хватит до июня 2017 года.

Ближайший пуск к станции будет произведён уже через неделю — 9 декабря. Его осуществит грузовик «Конотори-6» (H-II Transfer Vehicle, HTV-6) Японского аэрокосмического агентства. «Конотори-6» будет запущен с японского космодрома Танэгасима и доставит на МКС, среди прочего, продукты питания, питьевую воду и новые солнечные батареи. Стыковка 13 декабря.

К сожалению, были некоторые уникальные грузы, возместить которые никак не получится: «Некоторые вещи, которые вез «Прогресс», являются уникальными, в частности, планировалась доставка на борт станции первого экземпляра нового скафандра для работы в космосе — «Орлан-МКС», а также оранжереи, в которой предполагалось проводить эксперименты по выращиванию пшеницы и других сельскохозяйственных культур, эти потери будет восполнить очень сложно», — сказал академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

Новый скафандр «Орлан-МКС» (МКС: модернизированный, компьютеризированный, синтетический) предназначен для работы в котрытом космосе. Скафандр массой 110 кг имеет рабочее давление 40000 Па и рассчитан на автономную работу в космосе в течение 7 часов. Отличия нового скафандра — автоматизация подготовки скафандра к выходу в открытый космос, замена резиновой оболочки на полиуретановую для увеличения срока эксплуатации (5 лет), автоматическая система терморегулирования. Система автоматически регулирует температуру водяного охлаждения КВО-М в скафандре в зависимости от нагрузки на космонавта и выполняемой работы. Перед выходом и во время работы в открытом космосе сами космонавты устанавливают необходимый температурный режим. Обеспечивается теплосъём до 300 ккал/час в среднем, максимальный — до 600 ккал/час.

943882aaf02c4fc7b7a3f043319c0ef9.jpg
Скафандр «Орлан-МКС»

В оранжерейной установке «Лада-2» планировалось вырастить на орбите сладкий перец сорта «Тритон», пшеницу и салат. Парниковое устройство нового поколения разработано специалистами Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН).

bd0ad25c8c910ce9be738c0379ca390d.jpg
Оранжерея «Лада-2»

216e635a097289da01fbf54cf1d41caa.jpg
Оранжерея «Лада-2»


Страховщиком корабля выступала компания «ВТБ Страхование», которая выиграла конкурс по страхованию рисков в ноябре, его премия составила 91,2 млн руб.

Источник в компании пояснил, что аварийная комиссия в течение 3−6 месяцев должна чётко определить причины аварии и соотнести их с условиями страхового договора. Если аварию признают страховым случаем, то компания «ВТБ Страхование» выплатит возмещение размером не более 2,1 млрд руб. По мнению источника, очень велика вероятность, что данное происшествие действительно будет признано страховым случаем.

Перестрахование грузового корабля «Прогресс МС-04» реализовано в «высоконадёжных компаниях российского и зарубежного рынков».

По оценке Александра Железнякова, приблизительная стоимость корабля и ракеты может составлять около 1,5 млрд руб. Cтраховая сумма для ракеты-носителя «Союз-У» составляет 794 млн руб., для космического корабля «Прогресс МС-04» — 1,3 млрд руб.


«Российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий», — заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин на церемонии награждения победителей и финалистов открытого конкурса по перспективной космической технике 28 ноября, за три дня до аварии.

Комментируя потерю грузового корабля, председатель комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Виктор Озеров подчеркнул, что в последнее время число аварий с запуском ракет-носителей резко снизилось по сравнению с периодом двух-трёхлетней давности, когда такие случаи происходили практически регулярно. Он напомнил, что подобные аварии происходят порой и у других космических держав, в частности, у Китая.

Аналогичное мнение высказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. По его словам, реорганизация Роскосмоса была проведена правильным путём. «Мы видим, что в принципе аварий стало меньше. И там, где аварии возникали из-за сбоев в системе менеджмента качества, контроля качества, за счёт дисциплинарных мер, организации процессного подхода, современных систем управления качеством удалось значительно улучшить ситуацию. Я считаю, что приход Игоря Анатольевича Комарова и его команды позволил сначала остановить рост аварийности, потом кардинально изменить ситуацию… Говорить о том, что необходимо корректировать ту идеологию трансформации Роскосмоса, которая происходит сейчас, мне кажется, было бы в корне неверно… По каждому случаю не поднимать каких-то чрезвычайных мер и дать возможность новой команде на протяжении хотя бы нескольких лет кардинально изменить ситуацию, потому что то, что досталось им, формировалось последние 10–15 лет бардаком. Сейчас наводится порядок, и необходимо очень аккуратно подходить к выводам».

Статистика космических запусков России
2016 год: 17 запусков, 1 неудачный
2015 год: 26 запусков, 2 неудачных и 1 частично успешный
2014 год: 32 запуска, 1 неудачный
2013 год: 32 запусков, 1 неудачный и 1 частично успешный
2012 год: 24 запуска, 1 неудачный
2011 год: 32 запуска, 4 неудачных и 1 частично успешный
2010 год: 31 запуск, 1 неудачный
2009 год: 32 запуска, 1 частично удачный
2008 год: 27 запусков, 1 частично удачный
2007 год: 26 запусков, 1 неудачный

© Geektimes