[Из песочницы] Как привести дела в порядок, если закончились силы

power.jpg

Три года назад я испытывал личностный кризис. Тогда произошел ряд событий и стало непонятно, что же главное, чего хочу и что делать дальше. В таком состоянии у человека не остается сил и энергии, чтобы придумать план решения трудностей, применить аварийную технику тайм-менеджмента и сделать шаг в правильном направлении.

Запас энергии ограничен, а в кризис или при профессиональном выгорании этот запас исчерпывается на дела и мысли. При этом, к кризису и выгоранию приводят не желаемые и вредные дела и мысли. Вот что я сделал:

Каждый вечер в течение недели я подробно записывал события дня. В обратном порядке — от вечера к утру, вплоть до мытья рук и ванны. Затем, к каждому событию добавил примечания об эмоциях, которые вызывает. Так, в течение семи дней я прояснил для себя: что люблю больше, а что мешает. Что делаю осознанно, а что на автомате — лишь бы миновать.

Получилось три разновидности дел:

  • Автоматические дела. До смешного: утром я не мог вспомнить, где вчера вечером припарковал машину. Не приятно было осознать себя биомассой.
  • Любимые дела, они наполняют энергией. Такие делаются на одном дыхании и с удовольствием. В то время я развертывал новую систему управления конфигурациями: составил план установки на сервера и клиенты, подготовил дистрибутивы, продумал изменения в конфигурациях, описал этапы внедрения и запускал продукт. Я понял, что счастлив, когда делаю пилотные проекты, приношу пользу процессам на предприятии и коллегам.
  • Вредные дела вызывают грусть и фрустрируют. Их неприятно делать, они кажутся чужими и надолго забирают хорошее настроение. Я осознал, что мне вредит общение с несколькими людьми — общение было вязким и расстраивало на целый день.

Правила


  1. Отбросить не жизненно необходимые дела. Я отбросил дела, которые вызывали негативные эмоции, пресек нежелательное общение с несколькими людьми, от которого надолго расстраивался.
  2. Завершить незаконченные дела и вернуть долги. Я составил перечень дел, которые давно откладывал. Часть из списка доделал. От пары обязательств отказался, так как понял, что дело не профильное — договорился о выходе из проекта, передал дела коллеге.
  3. Не начинать ни одного нового дела, пока отбрасываем ненужные и заканчиваем неоконченные дела. Как только я приступил к завершению дел из моего списка незавершенных, получил сразу несколько предложений об участии в новых проектах. Кто-то предлагал разобраться в конфигурации новой системы, кому-то срочно понадобился новый сайт. Но я помнил правила процесса и отклонил предложения. Уверен, это помогло в итоге сохранить остатки энергии и восстановить силы.

Несмотря на простоту процесса я сделал много открытий для себя, осознал, что именно делает счастливым и помогает двигаться к целям. Избавиться от ненужного стало легче: после прояснения мозг сам себя корректирует, уводит от вредного — мы так устроены.

Кризис пошел на спад, ведь сил стало больше и я тратил их на то, что вновь наполняло энергией. Так появились силы придумать первые шаги плана решения трудностей, применить аварийную технику тайм-менеджмента, об этапах которой расскажу в следующей статье.

Итак, если вы в похожей ситуации, попробуйте


  1. Неделю подробно писать события дня. Добавить к каждому событию примечания об эмоциях, которые испытывали, когда делали.
  2. Определить в событиях три группы: дела на автомате, любимые дела, вредные дела.
  3. В процессе следовать правилам: отбрасывать нежелательные дела, завершить незаконченные, не начинать новые.

Комментарии (10)

  • 2 декабря 2016 в 16:03

    +2

    Проверьте здоровье, вдруг у вас астения. Лишним не будет.
    • 2 декабря 2016 в 16:22

      +2

      Астения — это симптом, позволяющий коммерческим клиникам в борьбе с СХУ зарабатывать экстраденьги, а государственным — футболить больных. Нужно искать причину.
    • 2 декабря 2016 в 16:33

      0

      Андрей, три года назад, нужно было с этим как то бороться. У меня получилось и в вводной статье, я описал как именно это сделал. Важно не только ЧТО, а КАК исправить. Ведь мы также поступаем и на работе, верно?
      • 2 декабря 2016 в 16:44

        0

        Я имел ввиду физические последствия для организма. Вы можете не знать о своих «подарках» тех срывов.
  • 2 декабря 2016 в 16:20

    0

    Отличная статья!
    Сам находился в похожей ситуации.
    Я думаю по 1-му пункту, не всегда получается пресечь нежелательное общение с несколькими людьми, особенно если это коллеги с которыми приходится иметь дело каждый день, в силу тех или иных обстоятельств не зависящих от тебя.
    • 2 декабря 2016 в 16:48

      0

      Спасибо за отзыв!
      Всегда можно сделать вред меньшим. Пересмотреть стиль общения, его продолжительность.

      Если станет понятно, что это приносит вред, вы, как минимум, начнете искать выход.

  • 2 декабря 2016 в 16:34

    0

    в очередной раз могу только порекомендовать завести хобби, никаким боком не касающееся компьютеров, программ и т.п. Желательно связанное с работой руками, чтобы мозг мог очистить переполненный стек:)
    • 2 декабря 2016 в 16:40

      0

      Верно. В статье я описал, что делать, если пока нет сил что-то глобально исправлять или менять кардинально жизненную ткань — ежедневные дела и пункты плана.
  • 2 декабря 2016 в 18:30

    0

    Что одному хорошо — другому и не поможет, да и вообще — лучше к профессионалу обратиться. Если внутренняя система «тормозит», от того, что «замусорена» битыми алгоритмами, которые перетянули на себя ресурсы — стоит обратиться к админу.
    Психотерапевт за это тугрики получает, он с этим работать учился — вот пусть и работает. Ведь обычный юзверь так наклацать может, что придется ОСь переустанавливать, А оно нам надо?
  • 2 декабря 2016 в 18:34

    0

    Знакомо.
    Мне вот старшие товарищи тоже говорили: у любого программиста должно быть хотя бы одно любимое занятие вообще не связанное с компьютерами (и т.д). Нужно хобби. Для себя примерно знаю, куда копать, но пока не добрался :)

    А так, я похоже и у меня кризис — не понимаю, чего хочу, чего мне вообще надо, зачем мне это, куда двигаться дальше. На работе, которой отдал 4+ года, похоже, достиг некоторого потолка и это начинает давить. В то же время, до сих пор не понимаю, нравится ли мне, то что я делаю или нет. Очень много насущных вопросов и очень мало ответов.

© Habrahabr.ru