Астрономы утверждают, что разработали систему раннего оповещения о сверхновых

4aa71d733cd46bbd60b4f813119b7a85.jpg

Астрономы Ливерпульского университета утверждают, что обнаружили механизм, позволяющий определить, когда звезда превратится в сверхновую и перестанет существовать. Согласно исследованию, звёзды в последние несколько месяцев перед взрывом резко тускнеют.

Команда под руководством астрофизика Бенджамина Дэвиса исследовала эволюцию умирающего красного сверхгиганта. Учёные обнаружили, что звезда выделяет много газа и пыли в преддверии взрыва сверхновой, и непосредственно перед взрывом это газовое облако собирается вокруг звезды и делает её оптическое излучение тусклее в сто раз, а инфракрасное — в десять раз.

«Плотный материал почти полностью закрывает звезду, делая её в сто раз тусклее в видимой части спектра, — объясняет Дэвис. — Это означает, что незадолго до взрыва она станет практически полностью невидимой».

Чтобы оценить, сколько времени занимает этот процесс, исследователи изучили архивные изображения красных сверхгигантов, позже превратившихся в сверхновые. Во всех случаях это произошло приблизительно через год после последнего снимка, таким образом, потеря яркости происходит в течение всего нескольких месяцев. Это исключает скорую гибель Бетельгейзе: по последним оценкам, звезда находится в 1,5 млн лет от сверхновой.

«До сих пор мы могли наблюдать за сверхновыми только через несколько часов после взрыва, — говорит Дэвис. —  С помощью нашей системы раннего предупреждения мы сможем наблюдать за ними в режиме реального времени».