Астрономы разглядели пузырь горячего газа, вращающийся вокруг центра Млечного Пути

5da7f6f3ebc0c1a9daea84f87e86d2e8.jpg

Используя телескоп ALMA («Атакамская большая антенная решётка миллиметрового диапазона»), астрономы увидели «горячее пятно», двигающееся вокруг Стрельца A* — сверхмассивной чёрной дыры, расположенной в центре Галактики. Открытие поможет учёным лучше понять загадочное и быстро меняющееся окружение этого участка Млечного Пути. Открытие было описано в статье «Orbital motion near Sagittarius A*—Constraints from polarimetric ALMA observations», опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

По словам Масека Вильгуса из Института радиоастрономии Макса Планка, ведущего автора работы, это, скорее всего, пузырь горячего газа, стремительно обегающий Стрелец А* по орбите, сравнимой по размеру с орбитой Меркурия, и совершающий один оборот всего за 70 минут. Получается, что объект движется со скоростью порядка 30% от световой.

По счастливому совпадению эти наблюдения были сделаны вскоре после того, как центр галактики выбросил излучение в рентгеновском диапазоне в виде вспышки. Её увидел космический телескоп Чандра. Именно такие вспышки учёные связывали с т.н. «горячими пятнами» — пузырями горячего газа, очень быстро движущимися по небольшим орбитам вокруг чёрных дыр.
Новым для учёных стало то, что эти горячие пятна впервые отметились в рентгеновском диапазоне, тогда как раньше в нём можно было видеть только эти вспышки.

Уже давно существует предположение, что эти вспышки — результат магнитного взаимодействия горячего газа и чёрной дыры. Новые наблюдения подтверждают эту идею. По словам учёных, эти наблюдения позволяют лучше разобраться в геометрии подобного процесса и построить теоретическое описание этого явления.

Телескоп ALMA позволяет учёным исследовать поляризованное радиоизлучение Стрельца А*, из которого можно делать выводы о магнитном поле чёрной дыры. В будущем они надеются отслеживать подобные горячие пятна в разных частотных диапазонах при помощи одновременного использования ALMA и GRAVITY — интерферометра, установленного на Очень большом телескопе в Чили. Успех проекта станет новой вехой в понимании физики вспышек, испускаемых галактическим центром.