Астрономы обнаружили новые признаки жизни на Венере — в атмосфере планеты найден глицин

f0894bc5ae34439e3f82caca619e7907.png

Команда астрономов из Индии под руководством Ариджиты Манны из Миднапурского колледжа обнаружила в атмосфере Венеры глицин — простейшую аминокислоту, которая была одним из первых органических веществ, появившихся на Земле. Об этом говорится в статье Манны, опубликованной на arxiv.org.

Исследователи использовали для изучения планеты «Атакамскую большую решётку миллиметрового диапазона» — комплекс радиотелескопов, расположенный в пустыне Атакама в Чили. Глицин был обнаружен в средних широтах Венеры, неподалёку от экватора — при этом на полюсах вещество найти не удалось.

Глицин — одна из важных аминокислот для выработки белков и других органических соединений. В своей статье авторы пишут, что он имеет огромное значения для химической эволюции и происхождения жизни, а его нахождение может стать ключом к пониманию образования молекул пребиотиков в атмосфере Венеры. По мнению учёных, сейчас верхние слои атмосферы планеты, возможно, переживают тот же процесс, результатом которого стало появление жизни на Земле миллиарды лет назад.

В сентябре 2020 года учёные из Кардиффского университета и Массачусетского технологического института обнаружили в атмосфере Венеры фосфин, наличие которого также может указывать на существование жизни на планете. Впрочем, тогда исследователи были осторожны в своих выводах, пишет Universe Today — в статье они практически умоляли других астрономов не пытаться объяснить фосфин на Венере через наличие живых организмов. Позже другие учёные из Корнельского университета предположили, что фосфин мог появиться на планете из-за вулканической активности.

Обнаружение глицина вносит толику неопределённости и загадочности, отмечает Universe Today. Исследователи предполагают в своей статье, что, если именно живые организмы ответственны за синтез глицина и фосфина, то они могут обитать в ячейках Хэдли — элементе циркуляции атмосферы, которые характеризуется восходящим движением у экватора, потоками к полюсам на некоторой высоте (10–15 километров в земной атмосфере) и нисходящим движением в субтропиках. По мнению индийских учёных, это может объяснить тот факт, что и фосфин, и глицин обнаружены преимущественно в широтах, близких к экватору планеты, при этом на полюсах зафиксировано почти полное их отсутствие.

Несмотря на смелые выводы астрономов из Индии, обнаружение глицина не следует считать новым бесспорным доказательством существования жизни на планете, пишет Universe Today. В своей статье сами учёные отсылаются к эксперименту Миллера — Юри, в котором моделировались условия на Земле в ранний период развития планеты. Тогда исследователи использовали смесь воды, метана, аммиака и водорода, нагретую до высоких температур, через которую пропускали электрические разряды — в результате чего была получена гликолевая кислота, из которой можно получить глицин. Глицин же в атмосфере Венеры мог быть произведен тем же путём, что и в эксперименте Миллера — Юри, отмечает журнал. Кроме того, возможны и другие пути получения аминокислоты.

Авторы пишут, что для подтверждения наличия глицина в атмосфере Венеры необходимо посещение планеты космическими аппаратами. «Миссия на Венеру с прямым отбором проб с поверхности Венеры и облака может подтвердить источник глицина на планете», — заявляют исследователи.