Астрономы нашли экзопланету, с которой исходят повторяющиеся радиосигналы

image

Учёные обнаружили повторяющийся радиосигнал из соседней звёздной системы, который указывает на наличие магнитного поля вокруг одной из её планет размером с Землю, сообщается в новом исследовании.

Магнитное поле Земли играет важнейшую роль в выживании практически всех форм жизни. Оно защищает поверхность планеты от вредного излучения Солнца и помогет поддерживать стабильную атмосферу, питающую нашу биосферу. По этой причине учёные считают, что внеземная жизнь, если она существует, может также зависеть от наличия сильных магнитных полей вокруг экзопланет — миров, вращающихся вокруг других звёзд.

Ранее учёные уже наблюдали, как магнитные поля гигантских экзопланет масштаба Юпитера взаимодействуют со звёздами-хозяевами в рамках процесса, называемого магнитным взаимодействием звёзд и планет. Однако экзопланеты размером с Землю обладают куда как менее сильными магнитными полями по сравнению с газовыми гигантами, что затрудняет обнаружение магнетизма вокруг скалистых планет.
Себастьян Пинеда, научный сотрудник Университета Колорадо в Боулдере, и Жаклин Вилладсен, доцент Университета Бакнелла, потратили годы на поиски этих неуловимых признаков наличия магнитных полей у малых планет. Теперь эта пара астрономов представила беспрецедентные доказательства повторяющихся радиовсплесков, которые могут быть связаны с наличием магнитного поля у экзопланеты YZ Кита b, имеющей земной размер и расположенной всего в 12 световых годах от нашей Солнечной системы.

YZ Ceti b пробегает по орбите всего за два дня, что означает, что она находится слишком близко к своей звезде, чтобы на ней зародилась жизнь, но этот сверхкороткий год также
«делает её уникальным перспективным примером для изучения магнитного взаимодействия звёзд и планет», — так указано в исследовании, опубликованном в понедельник в журнале Nature Astronomy.

Пинеда и Вилладсен сосредоточили исследования на короткопериодических малых планетах, поскольку их магнитная сигнатура из-за близости к звёздам может быть заметной. Когда эти планеты движутся по своим орбитам, любое магнитное поле, которым они могут обладать, может взаимодействовать с магнитным полем звезды, создавая картину радиовсплесков от звезды, которые потенциально можно наблюдать на Земле.

Исследователи считают, что они могли зафиксировать как раз такие всплески, исходящие из системы YZ Кита, но они предупреждают, что это уверенности в этом пока нет. Возможно, что сигналы — следствие обычной радиоактивности звезды YZ Кита. Эта звезда — медленно вращающийся красный карлик, и её излучение может не иметь никакого отношения к планетам в системе.

«В этой системе ещё слишком много неизвестных, но я бы сказал, что мы демонстрируем потенциал радиоданных и магнитных взаимодействий между звёздами и планетами, который может привести к измерению напряжённости магнитного поля экзопланет земного размера» — сказал Пинеда.

Если это действительно окажется первым случаем обнаружения магнитного взаимодействий между звездой и экзопланетой размером с Землю, это может помочь учёным в поисках пригодных для жизни миров, расположенных вблизи других звёзд. Правда, поиск магнитных сигнатур вокруг скалистых миров в пригодных для жизни зонах своих звёзд, где высока вероятность существования жидкой воды и жизни, будет затруднён, поскольку орбиты этих планет гораздо больше. Такое расстояние от звёзд может быть преимуществом для любых инопланетян, но оно также делает магнитные взаимодействия между звёздами и планетами намного слабее — настолько, что некоторые из них могут быть вообще не обнаружены.

Однако новое исследование предлагает потенциальный пример того, какие сигналы можно ожидать от системы, содержащей магнитно экранированную планету, схожую по размеру с Землёй.