Android, Google и свободные лицензии на контент. Кто виноват и что делать

?v=1

История ещё одного бана.

Всем привет! Слышали ли вы когда-то про баны приложений и разработчиков в Google Play? Вот вам ещё одна такая история. Плюс попытка собрать в одном месте похожие случаи и предложить какой-то план действий по предотвращению произвола Google в этой области. Ибо нехорошо, когда тебя банят за легальное использование свободного материала. А мне лично нравится идея лицензий на контент типа CC BY-SA, которые разрешают любое оного использование, включая коммерческое. В частности, в том числе из-за такой лицензии, мы, разработчики, имеем такие прекрасные сайты как StackOverflow, где я даже модератором избран. К сожалению, такие компании как Google не уважают идеи, лежащие в основе таких лицензий. Вот вам моя история.

Начиналось всё вполне стандартно. Приложение под Android было сделано в далёком 2014 году и вполне себе нормально жило в тогда ещё благожелательном для независимых разработчиков Google Play. Приложение представляло из себя клиент к сайту с текстами. Ничего особенного, однако людям нравилось (особенно возможность тексты загрузить на девайс и читать без интернета). Тексты приложение брало с сайта http://scpfoundation.net/. Если кратко — сайт для совместного литературного творчества в рамках общей фантастической вселенной, довольно известный в узких кругах. Изначально появился в США (оригинальный сайт: http://www.scp-wiki.net), потом силами сообщества были сделаны переводы тысяч статей с английского на более чем 10 языков. Для истории важно, что весь контент на сайтах (оригинальном и сайтов с переводами) распространяется под свободной лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License, о чём написано на каждой странице сайта в самом низу. Также это относится и к логотипу сайта — вот он на википедии, с указанием лицензии: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File: SCP_Foundation_(emblem).svg. Сама лицензия разрешает любое использование материала, в том числе в коммерческих целях, требуя лишь указания авторства и сохранения исходной лицензии у производных материалов. Эта информация (источник текстов с указанием лицензии) была как в описании приложений, так и в самих приложениях.

Несколько лет всё было прекрасно, работа над приложением кипела. Изначально было решено сделать все возможности приложения бесплатными и сделать возможность добровольных пожертвований через встроенные в приложение подписки. Однако, как это не удивительно, дохода от этого почти никакого не было. В итоге было принято решение монетизировать самые востребованные функции приложения, компенсировав неудобство пользователей открытием исходного кода. А также начать выпускать версии для других языков, не только для русского. Какое-то время приложение (русская версия) даже попадало в топ-10 в категории «Новости и журналы» в Google Play. Я мог бы долго и, кажется, довольно интересно, рассказывать про процесс разработки (по крайней мере мне лично было бы интереснее написать про это, чем про то, что в этой статье написано), однако целью статьи является не этот рассказ. Упомяну лишь, что на этом проекте я, можно сказать, учился программировать, пробовал новое, совершал ошибки и многому научился. Для этой статьи из разработки важно следующее: изначально следовало парсить HTML на сервере и оттуда его отдавать через API для всех сайтов с переводами, а не делать по отдельному приложению для каждого языка с парсингом на клиенте. Но это я сейчас знаю, а 5 лет назад я слабо себе представлял как писать сервера. Да и не видел в этом особого смысла по принципу — работает — не трогай. Теперь то да — я пишу потихоньку API и планирую уходить на iOS и, если выйдет, вернуться в Google Play.

Потом пошли тревожные звоночки, один за другим. Сначала начали отклонять новые приложения (тот же код, но для другого сайта с переводами на другой язык) за нарушение авторских прав. Если не ошибаюсь, новые версии начали по этой причине отклонять летом 2017 года. Однако, каждый раз это удавалось решать перепиской с тех.поддержкой, которая даже подсказала специальную форму, в которой можно уведомить Google о выпуске нового приложения, отправив им любые файлы, которые нужны. В моём случае, если я правильно помню, достаточно было указать ссылку на сайт и сказать, что там внизу указана лицензия, разрешающая использование контента. После этого от Google приходило письмо о том, что всё ОК — выкладывайте, мы вашу информацию у себя сохранили. Также начались удаления (о разнице меж удалениями и блокировками — позже) приложений за, например, упоминания названий других приложений в описании. В частности, за название одной из игр, сделанной по вселенной сайта, хотя, по идее, лицензия должна это разрешать. Но ладно, я не юрист, может быть Google тут и прав, и мы просто убирали то, что Google не нравилось, и продолжали жить. Потом началась история с удалениями приложений из-за отсутствия политики конфиденциальности и обработки персональных данных. Тут мы были не одиноки, явление было массовое (вроде бы, началось это в 2018 году), и в сети есть несколько генераторов подобных соглашений, которые достаточно просто выложить на сайт и ссылку добавить в описание приложения. Ну и ещё была история с Appodeal, где приложение удаляли из-за каких-то проблем в их SDK. Тут я, наверное, сам виноват — использовал бета версию и Appodeal честно за день до удаления об этой проблеме предупредил (надо было просто обновить SDK до последней стабильной версии), хотя за день я и не успел выпустить обновление.

Вот тут началась первая проблема с тем, как всё устроено в Google Play на счёт проверок приложений. Сначала я попытался выпустить обновление с новой версией SDK Appodeal. Оно было отклонено по той же причине, хотя обновление должно было решить проблему. Поразмыслив, я решил, что проще просто удалить SDK, заменив его функционал (SDK использовалось для рекламы с вознаграждением) на аналогичный функционал от AdMob. Как вы думаете — это помогло? Как бы не так. Обновление приложения было отклонено. Но я же программист, я хитрый. Эту багу Google Play я обошёл просто и изящно — выложил обновление в виде альфа-версии и поднял её до рабочей версии. Это сработало. Но не думайте, что это заставило меня о чём-то задуматься. Да и с кем проблем не бывает? Ну бага, ну обошёл я её, всё нормально. И было нормально ещё какое-то время.

Также был ещё такой случай: приложения удаляют по причине нарушений правил, касающихся рекламы. Как всегда, никаких примеров — просто ссылка на пространные правила для разработчиков. После переписки с тех. поддержкой, правда, удалось выяснить, что Google видит проблему в том, что ссылки на другие мои приложения в Google Play (просто список аналогичных приложений для других языков) не помечены как реклама. На мой взгляд это удивительно: я не могу давать в своём приложении ссылки на свои же приложения на той же платформе? Но ладно Google, раз уж тебе так хочется — пожалуйста. Не видел смысла спорить и разбираться и выпустил обновление с буквами «Ad» над каждой кнопкой-ссылкой. Это помогло.

А потом это началось. Всё произошло быстро и очень не вовремя. Приходит письмо «After a recent review, SCP Foundation France On/Offline database fr (ru.dante.scpfoundation.fr) has been removed from Google Play». Одно из приложений (версия для французского языка) забанили. Это был шок. Особенно шокировала причина — «Violation of Sexually Explicit Content policy». И, конечно, ничего не было сказано о том, что именно Google в приложении нашёл. Наверное, если сильно поискать, то среди тысяч текстов можно было найти пару картинок довольно откровенных… Что же, я и тут не стал унывать — наверное Google знает что делает, и я виноват. Смирился с потерей приложения (всё же пользователей там было мало и его потеря не слишком нас подкосила) и начал делать обновление для остальных приложений с отключением всех картинок. Параллельно начал смотреть в сети информацию по банам приложений. И тут у меня начали появляться подозрения о том, что это не случайность, я такой не один и всё очень плохо. Оказалось, что в сети много примеров банов приложений и даже аккаунтов.

Тут пора сделать некоторое отступление и кратко рассказать про систему модерации в Google Play. Есть 2–3 вида санкций к приложениям (смотря как считать). Во-первых, ваше приложение могут удалить (статус «Removed»). При этом приложение будет недоступно для поиска и скачивания в Google Play, но вы имеете к нему доступ в консоли разработчика и можете выпустить обновление с исправлениями. Это не считается серьёзным нарушением и не влияет на статус аккаунта. Подвид первого случая — отклонение обновления. В этом случае приложение доступно для поиска и установки через Google Play, однако вам следует внести изменения в планирующееся обновление, так как оно что-то там нарушает в текущем виде. Также как и первый случай — это не влияет на статус аккаунта и ничем вам не грозит, кроме порчи настроения и лишней работы. А вот последний тип санкций… Вот тут всё плохо. Называется это «Suspended» и, если вы видите письмо от Google этим словом — готовьтесь к худшему. И худшее тут — не потеря приложения, которое не просто удалено из Google Play, но удалено безвозвратно, с запретом на обновление и даже на просмотр описания, статистики и отзывов в консоли разработчика. Страшно тут не то, что Google предлагает вам выпускать новую версию с новым пакетом и заново набирать пользователей, отзывы, платящую аудиторию и объяснять пользователям удалённой версии почему у них всё перестало работать. Страшно другое — на вас повесили метку и запустили таймер. Теперь вы — неблагонадёжный разработчик. И если за неизвестный период времени (насколько я знаю, Google нигде не даёт никаких деталей по этому поводу, но люди говорят, что страйки «протухают» в течении полугода) вы нарушите ещё что-то и получите ещё 2 «Suspended» приложения — вы просто автоматически и пожизненно перестанете быть независимым Android разработчиком. Да, наверное, это слишком громко сказано, однако Google явно запрещает создавать новый аккаунт разработчика после бана имеющегося и, учитывая долю рынка Google Play, бан в этом магазине практически лишает разработчика доступа к рынку.

Но вернёмся к основному сюжету. Спустя примерно 3 недели после помянутого выше бана приложения, я сидел на очередном митапе, слушал какой-то доклад и тут приходят 2 письма от Google. Думаю, вы уже догадались, чем меня решили порадовать. Правильно — забанили ещё 2 приложения. В этот раз 2 основных — русскую и английскую версии. Первой мыслью было — «чёрт, я не успел выпустить обновление с отключением картинок», однако причина оказалась в другом. Вот цитата из письма: «After review, SCP Foundation EN Database On/Offline, ru.dante.scpfoundation.eng, has been suspended and removed from Google Play as a policy strike because it violates the impersonation policy.». Т.е. Google решил, что я выдаю себя за другое лицо и использую чужой бренд без разрешения. И вот что тут странно. Как выяснилось, из магазина были удалены сразу все приложения с «SCP Foundation» в названии. Кроме тех, которые я выкладывал позже, уведомляя Google о свободной лицензии на контент через форму, которую упоминал выше. И да, удалены не только мои приложения, но и приложения других разработчиков. Около 10 или даже больше. Я их не считал и теперь уже не имею возможность узнать сколько их было и сколько разработчиков столкнулись с тем, что годы их труда были выброшены Google на свалку с помощью роботов. Судя по тому, что и теперь в Google Play не найти ни одного приложения с «SCP Foundation» в названии — никто из них так и не смог достучаться до Google и исправить ситуацию.

Естественно, в этом случае я сразу же подал апелляции на оба приложения. Написал, что приложения используют контент под свободной лицензией, привёл им ссылки на сайт, где об этом ясно написано. Однако, в ответ мне написали следующее:


For example, your app currently creates an unclear affiliation with SCP Foundation (http://www.scp-wiki.net/).

If you are authorized by the site creator/content owner to redistribute the content in this manner, please reply this mail with verifiable documentation of content with the following examples: distribution agreement, authorization contract, or website domain ownership (PDF file).

Kindly note that you may ask the content owner to reply for this email from a verifiable domain (@scpwiki.org) indicating your rights to use their brand asset and content.

Т.е. они хотят, чтобы я предоставил им документы, подтверждающие моё право на использование контента и бренда (как я понимаю — название + иконка). Причём документы им нужны в виде ответа на это письмо с почтового сервера сайта. К тому же, для русской и английской версии они имели в виду 2 разных домена, один из которых — зеркало второго. Хотя русская версия с этих сайтов вообще ничего не брала. И их совершенно не волнует наличие свободной лицензии на контент, которая разрешает его использование, судя по отсутствию какой-либо реакции на мои упоминания оной, хотя для других приложений этого было достаточно, судя по тому, что другие приложения не были удалены (напомню — для них я отправлял ссылку с указанием лицензии перед выкладкой в магазин). ОК, Google, я попробовал исполнить это твоё требование. Пошёл на сайт scp-wiki.net (он, как и остальные сайты с переводами, работает на движке Wikidot) и написал местным админам, которые занимаются вопросами, связанными с лицензией на контент, через систему личных сообщений сайта. В справке сайта было написано, что ответят в течении суток. Первый админ мне не ответил, я написал следующему, потом ещё одному, потом ещё… Ответом была гробовая тишина. Но я не унывал (хотя первые приступы паники начали меня посещать, я всё ещё надеялся на решение проблемы в течении недели или двух) и, прикидывая сколько подписок пользователей отменятся за это время, полез в сеть искать как мне составить документ, который админы сайта смогут отправить Google. Получилось что-то такое. Заодно сделал рассылку через FCM пользователям с описанием ситуации, для чего на коленке соорудил простейшую страничку на сайте.

Тут надо сделать ещё одно отступление и рассказать о недавнем скандале в сообществе SCP Foundation, связанном с лицензией на контент, авторскими правами, угрозами, разоблачениями и прочим. Связано ли это с блокировкой приложений я не знаю. Просто приведу ряд фактов — выводы делайте сами. Было всё примерно так:


  1. Гражданин зарегистрировал торговый знак (далее ТЗ) на название и логотип «SCP Foundation»
  2. Пользуясь документом, начал удалять ролики с YouTube, группы в VK, торгующие атрибутикой, требовать отчислений с продаж.
  3. Пострадавшие обратились к админам русского сайта.
  4. Админы выпустили длинный текст с позицией сайта (русского и английского) по поводу ситуации, прав на контент под свободной лицензией и прочем. Вроде как начали юридические мероприятия по этому поводу.

Сам я лично с гражданином знаком, и какое-то время мы с ним сотрудничали, взаимно рекламируя его артбуки и наше приложение. Однако в один момент у нас было некоторое недопонимание по поводу деталей договорённости, которое вылилось в довольно неприятную беседу, которую, к счастью, на тот момент удалось утрясти. Однако в процессе беседы были прямые угрозы удалить приложения из магазина Google в связи с использованием ТЗ.

Этот случай был в декабре 2018 года. А блокировка всех приложений с «SCP Foundation» в названии произошла в конце марта. Через 2 недели был заблокирован мой аккаунт разработчика. Видимо, по причине того, что к этому времени я так и не получил ответа от админов английского сайта и имел 3 страйка на аккаунте. А через день обладатель ТЗ презентовал собственный аналог нашего приложения. Казалось бы, всё складывается и причина блокировки ясна… Однако в личном разговоре с обладателем ТЗ он мои предположения о его причастности опроверг и заявил о намерении отозвать ТЗ. Google также не подтвердил это предположение, проигнорировав мои вопросы к техподдержке на счёт наличия каких-то претензий правообладателей по поводу названия и логотипа приложений, настаивая на связи именно с оригинальным сайтом. Есть ли тут связь — решайте сами. UPD: После начала написания статьи ситуация с ТЗ получила развитие. Владелец ТЗ начал с его помощью блокировать сообщества в VK и снимать с продажи настольные игры. Администрация же русского сайта выпустила пост с описанием ситуации и сообщением о том, что документы для заявления в суд почти готовы. Их также поддержал и оригинальный сайт, начав сбор пожертвований на юридические расходы. В итоге админы сайта написали заявление в ФАС. Стоит также упомянуть и позицию тех.поддержки VK — они полностью игнорируют любые указания на лицензию и банят сообщества.

Но вернёмся к Google. Как я в определённый момент понял, у меня оставался только один способ вернуть аккаунт и приложения — связаться с админами оригинального сайта и попросить их отправить письмо с уже готовым документом. Казалось бы — что может быть проще? Но я изначально с большим сомнением относился к этому варианту. Судя по тому, что я знал о сайте и его системе администрирования, у них просто могло не быть своего почтового сервера. Или желания мне помочь. Но это всё были лишь опасения, задача была проста — связаться с ними. И вот это и было самой большой проблемой. На личные сообщения никто не отвечал, а когда один из админов всё же ответил, то сказал, что занят и ответит позже. В итоге, лишь через 4 (!) месяца мне удалось достучаться до администрации, которая заявила, что я не один с такой проблемой и они пытались помочь другим людям и ничего у них не получилось. Google просто не хочет их слышать. И своего почтового сервера у них нет, так что нет и технической возможности отправить нужное мне письмо. Так круг замкнулся.


Один ли я такой?

Единичный ли это случай? Как уже упоминалось выше — нет. Можете убедиться в этом сами, поискав в сети или зайдя ко мне на сайт https://dont-play-with-google.com/ — я создал его специально для сбора статей о случаях блокировок приложений и аккаунтов в Google Play. Часть статей на сайте, с помощью моих друзей, переведены на русский, английский и французский языки. Имейте в виду — мы не переводчики, многие статьи переведены автоматически и лишь немного подкорректированы. Также реализована возможность добавления новых статей и переводов на другие языки. Если у вас есть ссылки на другие случаи блокировок — пожалуйста, добавьте их на сайт — люди должны знать. Если вы хотите как-то помочь сайту — можете помочь с переводом статей, исправлением опечаток в переводах или просто кодом. Сайт состоит из серверной и клиентской частей. BackEnd сделан на Spring (Gradle, Kotlin, Postgresql): https://github.com/mohaxspb/dont-play-with-gp-api. FrontEnd — Angular (TypeScript): https://github.com/mohaxspb/dont-play-with-gp-front. За код строго не судите, ибо я всё же на Android специализируюсь. Забавно, что в процессе создания сайта пришлось даже править компилятор Angular-а: https://github.com/angular/angular/pull/32760. Приветствуются PullRequest-ы на любую тему — баги или новые возможности. Список задач для функционала сайта можно посмотреть в Trello.

Вот лишь несколько примеров абсурдных банов приложений и аккаунтов:


  • Баны приложений за авторские права (упоминания бренда в тексте описания) и последующий бан аккаунта за связь с другим аккаунтом. В этом случае Google даже не будет ничего объяснять и восстановить что-то невозможно. Аккаунт использовался для приложений детей-инвалидов. https://dont-play-with-google.com/#/article/49
  • Иногда банят аккаунты просто случайно. Извиняются и восстанавливают. Тут явно участвовали роботы: https://dont-play-with-google.com/#/article/54
  • Человеку забанили сначала приложения, потом аккаунт. В тех. поддержке отвечали роботы, никаких деталей не дали. После поста на Medium проблему увидел живой человек из Google и аккаунт восстановили, хотя и отказались рассказать о причине бана. Мораль — только шумиха в прессе спасает в таких ситуациях: https://dont-play-with-google.com/#/article/52
  • Разработчик сменил название своего аккаунта на «Android Apps Shop» и получил бан через 4 секунды. Тех. поддержка на апелляции реагировала как обычно — никакой информации. По другому же каналу утверждала, что название легально. Мораль — тебе не дадут предупреждения, тебя забанят боты, и ты ничего не сможешь сделать: https://dont-play-with-google.com/#/article/66
  • Бан аккаунта за «Предыдущие нарушения», хотя их не было. Тех. поддержка, как обычно, молчит https://dont-play-with-google.com/#/article/65
  • Бан аккаунта компании за связь с другим аккаунтом. Как выяснилось, забанили коллегу автора статьи за интеллектуальные права. За связь — забанили автора + аккаунт компании, где он работал. Шумиха, похоже, помогла восстановить аккаунт компании, но не аккаунты автора и его коллеги. https://dont-play-with-google.com/#/article/64
  • Бан сразу нескольких приложений за «Введение в заблуждение». Ну и сразу бан аккаунта. Апелляции ни к чему не привели. Однако после шумихи в медиа Google передумал, снял все претензии и приложения с аккаунтом восстановил. Мораль — только публичная жалоба в сети работает, а банят даже невиновных: https://dont-play-with-google.com/#/article/67
  • Баны приложений за нарушение ТЗ: https://habr.com/ru/post/435702/. И это при том, что на самом деле по закону всё легально: https://dont-play-with-google.com/#/article/14
  • И много других случаев, цель статьи не в том, чтобы их все перечислить.

При этом во всех случаях баны происходят внезапно. Никаких предупреждений разработчик не получает. Во многих случаях для избежания бана приложений и аккаунта достаточно изменить одну строчку в названии приложения (мой случай) или имени аккаунта (случай из списка выше). Однако, вместо предупреждения с предложением исправить нарушение, вас просто банят. И тех. поддержка либо не желает ничем помочь, либо требует ненужных документов, вместо предложения сменить название у приложения. Т.е. механизм апелляций часто просто не работает. У меня даже был случай, когда автоматическое письмо от Google про проблему с приложением содержало битые ссылки. Плюс в автоматических в письмах никогда нет конкретики. Только указание нарушенного пункта весьма расплывчатых правил и ссылка на эти правила. Получить хоть какой-то намёк на причину бана можно только через тех. поддержку. А она не всегда вообще хоть какие-то детали даёт (например в случаях бана за связанный аккаунт), тем самым лишая вас любой возможности что-то сделать. Вот, например, случай, когда человеку прилетело 3 бана на приложение (все три раза автоматически)- первые 2 бана были тех. поддержкой отменены в связи с отсутствием нарушений, а вот 3 бан так и не отменили, похоже.

Хуже всего здесь то, что в принципе нет какой-то возможности поговорить с реальным человеком не через отправку заявки для получения ответа по почте в течении 72 часов. И на почту, судя по слухам, отвечают аутсорсеры из Индии. Ничего против не имею, однако про качество тех. поддержки, думаю, я уже достаточно написал и привел ссылок. Сравните это с тех. поддержкой Google Ads: по телефону, на родном языке, вам объяснят, что вот тут вам надо запятую поставить в тексте, а тут возрастной рейтинг проставить. И перезванивают с личного мобильного номера для уточнения: «всё ли теперь у вас в порядке с вашим объявлением?». Лично имел возможность сравнить сервис Google Play и Google Ads. Это небо и земля. Но как же так получилось? И знает ли Google о проблеме?

Конечно же знает. Даже проводит специальные вебинары для разработчиков для прояснения деталей системы модерации и с советами о том, как избегать банов. Проводит их на родном языке разработчиков. И анонсирует эти вебинары на крупных IT ресурсах (вот пример анонса на хабре. Однако, если вы посмотрите запись вэбинара, то обнаружите, что вебинар представлял собой просто чтение голосом с бумажки (sic!) текстов и так доступных в справке Google (да, доступных на русском в том числе). Заявленная секция ответов на вопросы разработчиков представляла собой также чтение с бумажки заранее подготовленных ответов на заранее подготовленные вопросы. Т.е. это всё было просто для галочки, никакого реального желания помогать разработчикам у Google нет. Видео с вебинаром, кстати, уже удалили. Было тут. Там же был и чат, в котором я и несколько десятков других разработчиков пытались задать вопросы по поводу блокировок их аккаунтов и приложений. Однако отвечали лишь ссылками на правила. Подобное отношение настолько возмутило людей, что мы попытались самоорганизоваться в Telegram. Если вам интересно поговорить с коллегами по несчастью — добро пожаловать в наш чат: https://t.me/android_developers_ban

С другой стороны, Google на локальных рынках пытается рассказывать, как потрясающе организована помощь разработчикам в запуске, распространении и поддержки приложений. Почитайте например тут как всё, оказывается, замечательно — команда Google Play постоянно на связи, всегда готова помочь советом по любому вопросу, помогает с продвижением, в общем — не тех. поддержка, а просто мечта. Однако, когда в комментариях к статье начали спрашивать: «а как же получить такой доступ к команде Google Play?» — все вопросы были проигнорированы. Очевидно, что это просто рекламная статья, призванная зазывать разработчиков в магазин. Хотя и не понятно зачем — им всё равно, по сути, идти больше и некуда.


Кто виноват?

Как же так получилось, что магазин приложений, в который когда-то любой человек мог выложить любое приложение любого качества и не бояться что его забанят, превратился в место, где страшно не то что обновление приложения выкладывать, но и просто иметь приложения на аккаунте (ходят слухи о том, что боты проверяют и могут забанить даже неопубликованные приложения. А удалять их нельзя, если хотя бы у кого-то приложение установлено). Причин, как я понимаю, несколько:


  • Во-первых — «взросление» рынка. На нём появились крупные игроки, которые заинтересованы в стабильно работающих механизмах модерации. Например, чтобы приложения-подделки оперативно удалялись. И это, очевидно, проще всего (и главное, дешевле) сделать роботами.
  • Также, за годы бесконтрольного существования в магазин загружено огромное количество приложений — их просто нереально за разумное время и разумные деньги проверить вручную. К тому же обновления приложений и новые приложения публикуются тысячами каждый день.
  • Обилие пользователей и фактическая монополия (вместе с отсутствием такой жесткой модерации ранее) привлекли множество сомнительных личностей в магазин, выкладывающих вирусы, программы-шпионы и прочее. И от них надо защищаться. И постоянно улучшать систему защиты.
  • Также ряд людей злоупотреблял возможностями API Google Play. Вот, например, описание того, как пара человек написали скрипт, генерирующий копии простейших игр, меняющий в них лишь название да картинки, и массово, десятками, выливающий их в магазин: https://dont-play-with-google.com/#/article/60. Этим, понятно, занимаются не только они, т.к. это рентабельно.
  • Давление государственных регуляторов, требующих соблюдения множества законов в части интеллектуальных прав, персональных данных и прочего.

Мне лично знакомые рассказывали о компаниях, занимающихся созданием приложений исключительно для того, чтобы встроить туда WebView, на которое будет перенаправляться рекламный трафик. Единственная их цель — протолкнуть так или иначе приложение в магазин и хотя бы немного на этом заработать. Если аккаунт заблокируют, они просто переключаются на следующий. У них есть множество инструментов для скрытия цифровых следов для избежания банов за связанные аккаунты, и вокруг них сформировался даже рынок продажи аккаунтов разработчика. Понятно, что с такими злоупотреблениями можно бороться только с помощью роботов, да вот только злоумышленники от этого не страдают, а просто покупают за несколько долларов новый аккаунт, а обычные разработчики страдают от «дружественного огня» и лишаются приложений, аккаунтов и часто единственного источника заработка навсегда. Но, может быть, это неизбежные потери и взамен мы получаем безопасность в Google Play? К сожалению нет — постоянные новости о десятках новых троянов, вирусов и прочего появляются в прессе. Google не может обезопасить ни пользователей, ни разработчиков. И тех и тех просто слишком много.

Какой из этого можно сделать вывод? Мне грустно это признавать, после стольких лет позитивного опыта использования Google Play для публикации приложений, но, похоже вывод один — нельзя более рассматривать Google Play как надёжную площадку для публикации своих приложений и тем более как площадку, на которую можно рассчитывать как на основной и надёжный источник дохода. И самое страшное тут то, что альтернатив просто нет. Если, конечно, вы не публикуетесь в Китае, где Google под запретом. И вы даже не можете рассчитывать, что после удаления аккаунта вы сможете продолжать получать доход от рекламы, пока пытаетесь восстановить свой аккаунт. Если, конечно, по совету Google используете их же рекламный SDK от AdMob. Ибо, как только банят ваше приложение и/или аккаунт, реклама в AdMob просто сразу отключается. И в обратную сторону это не работает. Если вам удастся восстановить приложение/аккаунт вам придётся писать в тех.поддержку AdMob для восстановления показа рекламы. Вы, конечно, можете использовать другие рекламные SDK, но с ними вы получаете новые риски — выше я описывал случай сбоя в Google Play из-за наличия SDK от Appodeal. Последний, кстати, также требует наличие аккаунта в AdMob и наличия приложения в Google Play и серьёзно ограничит показ объявлений или вовсе их отключит в случае проблем с Google.

Как видно, если вы всерьёз собираетесь строить бизнес с распространением через Google Play, вам надо быть готовыми к тому, что вы внезапно бизнеса лишитесь и только шумиха в прессе, может быть (sic!), вам поможет. Ну или вам нужно быть компанией размером с Facebook — тогда у вас будет телефон менеджера из Google и вы сможете быстро и просто решить любую проблему. И вас не будут банить за откровенные фотки пользователей вашего приложения, которые они сами же и размещают. А если вы не Facebook — вас забанят, ибо вы нарушили правила. В этом случае разработчикам удалось восстановить приложение (через 3 месяца!). Но мы все понимаем, что такая ситуация просто невозможна для крупных компаний. Как указано в первой ссылке — бан был за картинку, которую в Google Play сочли излишне откровенной. Однако разработчики нашли точно такую же картинку в Twitch и в других крупных приложениях. Т.е. правила мало того, что расплывчаты, но ещё и применяются не ко всем. Некоторые разработчики равнее других.

Зададимся вопросом — может ли ситуация исправиться? Я думаю, что нет. И вот почему я так думаю. Google — коммерческая компания, и их цель — зарабатывать деньги. В этом нет ничего плохого, конечно. Но из этого следует, что компания будет стремиться снижать издержки и повышать прибыль. И стараться избегать судебных исков. Как следствие, им проще и дешевле банить приложения и разработчиков автоматически, чем нанимать громадное количество специалистов, которые будут лично разбираться в нюансах и просматривать приложения. Тем более, что, скорее всего, основная часть дохода от Google Play даёт очень малый процент разработчиков и приложений. Я не видел подробной статистики по этой теме, но, думаю, вряд ли тут ситуация сильно отличается от ситуации с другим сервисом Google — YouTube. Согласно вот этому исследованию от Pex только 0,64% видео получают более 100 000 просмотров. И эти видео генерируют 81,6% от всех просмотров платформы. И, т.к. видео с малым количеством просмотров не соответствуют критериям для включения монетизации, то YouTube может удалить 99% всех видео, почти не потеряв в прибыли и существенно сократив расходы на инфраструктуру для их хранения. Мало того, на момент написания статьи в правила YouTube планируют 10.12.2019 включить пункт, по которому пользователя могут забанить, если он не приносит прибыль. «YouTube может прекратить Ваш доступ или доступ посредством Вашего аккаунта Google ко всему Сервису или его части, если сочтет, что предоставление Вам доступа к Сервису более не имеет коммерческого смысла.». Уверен, что такая же ситуация и в Google Play — можно забанить 99% разработчиков и приложений и даже увеличить таким образом прибыль.

И не думайте, что в YouTube лучше ситуация с тех.поддержкой. Там всё тоже самое — автоматические баны, отписки ботов, невозможность поговорить с человеком. Если, конечно, вы не один из тех, кто приносит значимую прибыль сервису.


Что делать?

Можно ли как-то исправить ситуацию? Я не уверен, что это возможно. Хотя бы и потому, что для Google выгоднее оставить ситуацию как есть, чем тратить колоссальные суммы на её решение. Похоже что нам, разработчикам, пострадавшим от ботов Google, остаётся только писать подобные статьи снова и снова, надеясь, что кто-то в Google прочтёт и вручную восстановит приложение/аккаунт. Рассчитывать на то, что разработчики объединятся и выступят единым фронтом за изменение ситуации, тоже, думаю, не стоит. Люди так устроены, что задумываются о таких проблемах только тогда, когда сами с этим сталкиваются. Сужу по себе — с тех пор как стал разрабатывать под Android, я встречал статьи о банах, но, конечно, никогда не думал, что подобное случится и со мной — я же не спамер, не пишу вирусы и вообще всегда готов любой каприз Google выполнить. И просто не думал о том, что всё потеряю из-за того, что у меня не будет возможность изменить 1 слово в названии приложения, чтобы бы бот Google его не банил. Тем более, что лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License, насколько я понимаю, разрешает это. По крайней мере, я успешно выложил 2 из своих 10 приложений в магазин Amazon, и у них не возникло никаких вопросов по этому поводу.

Вот список того, что, по мо

© Habrahabr.ru