«Яндекс» впервые опубликовал свои внутренние принципы

6362f0c7380ac1780c80124723eb4693.jpeg

Компания «Яндекс» опубликовала внутренние принципы, которыми руководствуются сотрудники компании. В документе поясняется, что они были сформулированы за годы существования компании, при этом принципы не следует считать строгим кодексом: это «набор выборов, которые помогают сотрудникам «Яндекса» принимать решения». 

«Мы публикуем этот внутренний документ, чтобы наши пользователи и партнеры также знали, что для нас важно. Эти принципы не высечены в камне, время от времени мы что-то добавляем, так что можно следить за обновлениями», — говорится во внутренних принципах компании.

Так, в документе указано, что компания делает сервисы, которые «приносят пользу людям и дают им новые возможности» и которыми «хотели бы пользоваться сами, делиться с друзьями и близкими». Компания утверждает, что создаёт сервисы, максимально полно и точно отражающие окружающую реальность, агрегируя различные данные. При этом сотрудники не должны бояться признавать собственные ошибки и закрывать сервисы. 

Управляющий директор «Яндекса» Тигран Хуравердян рассказал в интервью РБК, что продукты компании необязательно должны быть прибыльными: некоторые сервисы делаются только потому, что компания верит в их ценность и пользу для людей, утверждает Хуравердян. 

Согласно внутренним принципам, «Яндекс» считает своим главным заказчиком своих пользователей. «Мы не обманываем пользователей и не зарабатываем обманом», — утверждает компания. При этом данные о поведении пользователей используются только для того, чтобы создавать новые или улучшать уже существующие сервисы, а продавать их компания никогда не будет. 

«Никогда данные — чтобы их было больше и больше — не были самоцелью. Данные мы собираем только для того, чтобы сделать для пользователей сервис лучше. И это такое общее описание, в некотором смысле, конституционное для компании», — говорит Хуравердян. Этим он объяснил отказ «Яндекса» участвовать в проекте «Интернет-скоринг бюро»: сотрудничество в его рамках предполагало предоставление данных о платёжеспособности своих пользователей сторонним компаниям, что идёт вразрез со внутренними принципами компании. Из-за этого проект был признан «ошибочным экспериментом». 

Безопасность же пользовательских данных в «Яндексе» считают главным приоритетом. «Мы осознаём ответственность, которую влечёт для нас хранение большого объёма данных о пользователях, например о том, что они ищут в поиске», — говорится в документе. 

Сотрудники компании могут иметь разные политические мнения и религиозные взгляды, а продукты «Яндекса» не имеют позиции и политической окраски, отмечается во внутренних принципах. «Мы не создаём сервисы, которые приводят к разделению общества по политическим, расовым, религиозным или другим признакам», — говорится в документе. Компания отмечает, что соблюдает законы стран, на территории которых работает, но не изменяет свои продукты по заказу правительства и не разрабатывает специальных сервисов для государства. 

Также в документе указано, что сотрудники компании должны понимать, что «любой внутренний диалог, документ или исходный код» могут в той или иной ситуации стать публичными. Это необходимо иметь в виду, чтобы потом не было стыдно, говорит «Яндекс». Руководители же не должны открыто высказываться на какие-либо политические темы, поскольку в публичном пространстве сложно провести чёткую границу между личным мнением и позицией компании. 

Хуравердян также рассказал РБК о противоречии со Сбербанком, которое привело к прекращению десятилетнего партнёрства летом 2020 года. Тогда первый зампредседателя правления Сбера Лев Хассис утверждал, что это произошло из-за нарастающей конкуренции между экосистемами компаний. Это подтвердил и Хуравердян: он признал, что без Сбербанка «Яндексу» было бы трудно развивать сервис «Яндекс.Маркет», однако причиной для «развода» стало развитие Сбером собственной экосистемы, которая начала конкурировать с экосистемой «Яндекса». Впрочем, каких-либо конфликтов между компаниями нет; по словам Хуравердяна, «у нас, айтишников, не принято обижаться».

© Habrahabr.ru