Яндекс, самоизолируй свой индекс (или когда нужно думать о последствиях)

?v=1

С понедельника, 20 апреля, в Саратовской области начнет действовать пропускной режим.

«В течение недели показатель самоизоляции саратовцев по данным Яндекса составлял 4,2 — 4,3. Это недопустимо. Мы должны пожалеть наших людей, в том числе возрастных людей, соблюдать безусловно режим повышенной готовности и самоизоляции, чтобы защитить наших родителей, наших детей», — заявил [председатель правительства области] Стрелюхин.


Не буду рассуждать об эффективности мер по борьбе с коронавирусом в России и обсуждать действия конкретных чиновников.

Но складывается впечатление, что многие решения принимаются путем гадания на кофейной гуще.
Иначе как можно объяснить, что такие ответственные решения принимаются на основании показателя, методология расчета которого неизвестна.
То есть Яндекс, придумав «индекс самоизоляции», предоставил эту самую гущу в избытке.

Кроме того, наблюдаю в последнее время истерию, нагнетаемую в СМИ («индекс самоизоляции [тут название города] пробил дно», «индекс самоизоляции показывает недисциплинированность жителей [тут название города]» и т.п.).

По поводу объективности показателя — у меня навскидку несколько мыслей:

1) он охватывает ограниченную часть популяции —, а именно людей, пользующихся приложениями Яндекса. Видимо относительно молодых, пользующихся смартфонами и соответствующими сервисами. Скорее всего там будет очень мало пенсионеров, относящихся к группе риска, совсем не будет детей определенной возрастной группы.
Соответственно 100 тысяч или миллион человек будет в выборке — она не будет репрезентативной, результаты расчетов нельзя экстраполировать на всю популяцию.

2) он никак не учитывает изменения регулирующих мер, приводящих к изменению экономической ситуации, и соответственно — активности этой самой выборки. По окончании первой «нерабочей» недели, власти многих регионов ослабили ограничения на деятельность отдельных отраслей — экономически активное население поехало на работу. Это приводит к резким (более чем в 2 раза) падениям показателя в течение рабочего дня.

3) значительное увеличение активности по доставке и штата курьеров могло привести к тому, что отдельными приложениями Яндекса стали пользоваться больше, а также начали пользоваться те, кто раньше не пользовался. Имеем ситуацию, когда «опрос пользователей интернета показал, что 100% пользуется интернетом».

Думаю, есть и другие факторы, которые ставят под сомнение возможность применять этот показатель для принятия серьезных решений.
Однако мы видим, что это не смущает ни власти, ни СМИ.

Яндекс мог бы гордиться тем, что его расчеты просто принимают на веру.
Но в таком случае следовало бы подумать и о социальной ответственности, потому что пропускной режим, карантин — это не просто непопулярные меры, это серьезный удар по уровню жизни людей и экономической активности. Это злоупотребления и штрафы.

Я призываю Яндекс прекратить публиковать «индекс самоизоляции».

© Habrahabr.ru