«Яндекс» понес серьезные убытки из-за провального перезапуска «КиноПоиска», три комментария к ситуации
«Мегамозг» писал, что 8 октября, «Яндекс» продемонстрировал обновленный сайт о кино – «КиноПоиск». Главная страница сервиса стала персонализированной витриной фильмов и сериалов.
Кроме изменений в дизайне сайта, произошли изменения в его концепции. «КиноПоиск» должен был стать онлайн-кинотеатром и агрегатором видеоконтента. Партнерами сервиса стали «Амедиатека», ivi.ru, Megogo, Tvzavr, Pladform, ВГТРК, «СТС Медиа», Rutube, Ayyo Movies.
Однако обновленную версию сервиса раскритиковали многочисленные пользователи и даже его создатель Василий Таций. Недовольные пользователи создали петицию с требованием вернуть старую версию портала. После этого, руководство восстановило прежний дизайн, но якобы только на время.
Обновленная версия сайта Kinopoisk.ru просуществовала всего четыре дня, а «Яндекс» потерял десятки миллионов рублей. Но можно ли найти плюсы в этой ситуации?
Старая версия и новая концепция
«Яндекс» приобрел интернет-портал «КиноПоиск» у его основателей Виталия Тация и Дмитрия Суханова (им в сумме принадлежало около 60%) и французской группы AlloCine в конце 2013 года за $80 миллионов (около 2,6 млрд рублей на то время). Предполагалось, что сайт перейдет от контентной модели к сервисной: к новостям, рейтингам, информации о премьерах и расписаниям кинотеатров должен был добавиться функционал онлайн-кинотеатра, а также рекомендательная система.
Новая модель также предполагала, что пользователи смогут искать и смотреть фильмы, не покидая сайт kinopoisk.ru, а показ будет осуществлять один из «настоящих» интернет-кинотеатров — партнеров «КиноПоиска». Партнеры должны были получить часть аудитории ресурса, а взамен поделиться с «Яндексом» доходом от платных подписок или частью своей рекламной выручки.
Однако месячная аудитория старой версии «КиноПоиска», по данным TNS Russia, сократилась с 20,8 до 15,2 миллиона человек с января по август 2015 года.
По словам Суханова, концепция агрегатора онлайн-кинотеатров была «продана» «Яндексу» вместе с «КиноПоиском». На старой версии сайта даже были кнопки перехода на площадки партнеров. «Мы ждали, что это будет современный сайт со всеми функциями, что были раньше, плюс новые крутые штуки. У нас был список новых функций на годы вперед. Но в итоге сайт простоял «памятником» два года, на протяжении которых даже ошибки не исправлялись», рассказал Суханов РБК.
Как переезд превратился в перезапуск
«Яндекс» занимался перезапуском с 2013 года — над проектом работала специально созданная команда, в которую также вошли люди из «старого» «КиноПоиска», основателей сервиса оставили в качестве консультантов, утверждает представитель «Яндекса» Юлия Бабикова. «Сначала речь шла о технологической интеграции, о переезде проекта в дата-центры «Яндекса», затем мы начали заниматься перерисовкой нового «КиноПоиска» и, собственно, разработкой к перезапуску», рассказывает руководитель направления медиасервисов в «Яндексе» Дмитрий Степанов.
Суханов утверждает, что никто с ними не советовался: «Впервые новый продукт мне показали 25 сентября через пиар-менеджера компании». По его словам, он сообщил команде «Яндекса» об обнаруженных в beta-версии «нового» сайта ошибках, но был уверен, что к объявленной дате перезапуска — к 8 октября — все их исправить не удастся.
«Некоторые люди столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, многие не увидели на новом сервисе свои оценки и списки фильмов, часть пользователей не нашли информации и возможностей, к которым они привыкли за годы использования «КиноПоиска». Мы просим прощения за эти проблемы. Спасибо всем за отзывы, пожелания и справедливую критику», говорилось на сайте «КиноПоиска» 12 октября, спустя четыре дня после неудачного перезапуска.
Продолжение следует
«Яндекс» продолжит работать над новым «КиноПоиском» на отдельном домене — beta.kinopoisk.ru, пока не удастся ликвидировать все неполадки и замечания со стороны пользователей. «Поэтому мы признали свою ошибку, извинились и приняли решение о возвращении «старого» «КиноПоиска», сообщал Степанов. Источник, близкий к руководству «Яндекса», подчеркнул, что менеджерам новый «КиноПоиск» понравился, однако общественное мнение надо уважать.
Бывший менеджер киносервиса Mail.Ru Group Антон Фролов оценивает общие затраты на проект — работу разработчиков, менеджеров, дизайнеров — в 15–20 миллионов рублей. Топ-менеджер другой российской интернет-компании полагает, что затраты могли составить и 40–50 миллионов рублей.
По мнению создателя сервиса «Медиаметрикс», главы Института развития интернета Германа Клименко, вернув старую версию «КиноПоиска», «Яндекс» фактически расписался в том, что не понимает свою аудиторию и на протяжении двух лет занимался тем, что ей не нужно. После возвращения к старой версии компании будет очень сложно с точки зрения репутации доказать впоследствии, что новый продукт стоящий, считает он.
Топ-менеджер крупной российской технологической компании в разговоре с РБК отмечает, что «Яндексу», вероятно, стоило бы с самого начала тестировать beta-версию нового «КиноПоиска» на широкой аудитории.
Самая дорогая антиреклама
Многие впервые зашли на «КиноПоиск» благодаря разгоревшемуся скандалу вокруг него. А некоторые до сих пор о нем даже не слышали. Так что, с этой точки зрения, деньги на перезапуск были потрачены не зря.
Основатель и директор студии дизайна «Турбомилк» Денис Кортунов: «А я им никогда раньше не пользовался. Про сайт узнал только после скандала»
Основатель блогов Dirty.ru и Лепрозорий Йован Савович: «У меня нет особо комментариев, я им не пользовался никогда, нечего сказать»
Подводя итоги
Ситуацию прокомментировал Антон Гладкобородов, основатель сервиса Coub:
Сложно давать какой-то комментарий после того, как все уже высказались, особенно после того, как «Яндекс» сам признал ошибку с запуском. Да и искать чужие ошибки намного проще, чем свои. Я бы не стал ползти в детали самого продукта и остановился на паре главных продуктовых ошибок.
Конечно, нельзя менять продукт целиком – только постепенно эволюционируя. Практически всегда, особенно в сложных продуктах, полная смена продукта равносильна смерти. Конечно, нельзя выкатывать продукт на всех, запускать надо на небольшую часть аудитории и смотреть на то, как аудитория себя ведет.
Но при этом можно вспомнить несколько действительно удачных перезапусков даже очень больших сервисов. Например, Facebook Messenger, который вызвал шквал критики, но по итогам оказался одним из самых главных продуктов Facebook. Или перезапуск дизайна Lenta.ru был со сложностями, но по итогам оказался правильным решением.
Возможно, откатить назад старую версию «КиноПоиска» было большей ошибкой. Иногда надо делать рискованные шаги. Мы тысячи раз читали статьи об успешных pivot'ах. На мой взгляд, надо было оставлять новую версию и начать работать над ней, исправлять ошибки, работать с аудиторией, ведь запуск проекта это только начало работы.
© Megamozg