«Яндекс Еда» рассказала про распределение финансов в сервисе
Информационная служба Хабра продолжает рассказ о первом дне конференции «Тема Еды», организованной компанией «Яндекс». На это раз руководитель ресторанного направления «Яндекс Еды» и Delivery Club Глеб Доброрадных рассказал об экономике среднестатистического заказа.
Экономика заказа строится так:
— 20% от суммы заказа «Яндекс Еда» вкладывает в логистические операции, то есть выплаты курьерам‑партнёрам за расстояние, пройденное (пешком или на каком‑то транспорте или средстве передвижения) во время доставки, за получение заказа в ресторане и передачу клиенту, есть дополнительные выплаты курьерам, например, в периоды повышенного спроса;
— отдельная категория расходов внутреннюю работу с курьерами. Например, привлечение доставщиков, содержание хаба (центра для курьеров), выпуск формы и термосумок;
— большая доля вложений «Яндекс Еды» приходится на команды разработчиков, инженеров, аналитиков и других технических специалистов, поддерживающих работу сервиса. Сколько от экономики заказа не указано, но техперсонал составляет почти 50% от всех сотрудников «Яндекс Еды» и Delivery Club. Технические специалисты создают алгоритмы, позволяют «Яндекс Еде» распределять заказы между курьерами, улучшают приложение сервиса;
— маркетинг. Сервис регулярно вкладывает деньги в привлечение новых пользователей, промокоды и скидки для клиентов, развитие рекламной платформы для партнёров;
— часть расходов сервиса уходит на службу поддержки;
— содержание и развитие собственной IT‑инфраструктуру — на неё тоже приходятся заметные траты.
В зависимости от разных факторов маржинальность заказов может быть положительной и отрицательной, на неё влияют средний чек, промоакции ресторана и как доставляет заказы ресторан — сам или с помощью курьеров‑партнёров сервиса.
По словам Глеба Доброрадных, сервис находится на инвестиционной стадии и ещё не вышел на целевую маржинальность. Товарооборот сегмента O2O «Яндекса» (online‑to‑offline commerce — торговля из онлайна в офлайн) за первый квартал 2023 года вырос на 71% по сравнению с первым кварталом 2022 год и составил ₽ 68,5 млрд. Сегмент включает в себя доставку заказов из ресторанов в «Яндекс Еде» и Delivery Club, «Яндекс Лавку» в Израиле, «Яндекс Заправки», «Яндекс Доставку» и небольшие экспериментальные O2O‑сервисы «Яндекса».