Я/МЫ не Айхор-хостинг. Или как плюнуть в лицо отрасли
Здравствуйте, я не сплю уже вторые сутки. Я — айтишный маркетолог, во всех смыслах: айтишник, который ушёл в маркетинг. То есть у меня есть несколько проектов, которым я помогаю делать продвижение, включая интернет-рекламу, SEO, контент и т.д. И вот несколько моих сайд-проектов уже более 30 часов накрыты медным тазом. Это кошмар, который случился наяву. И совершенно дико и глупо сравнивать его с ситуацией с NGINX, как это сделал автор статьи с изложением позиции одной из сторон. Итак, 30 часов назад упал хостинг Айхор. И я расскажу, почему это чёрная метка для нас всех.
Что происходит?
А нам не надо вникать в то, что происходит. Если коротко, один предприниматель у другого пытается отжать активы хостинга Айхор, при этом один, судя по высказываниям и фото-видео с мест, вырубил к чертям питание дата-цента и накрыл маршрутизатор, а другой прижал биллинг и вот этот двухглавый гамаюн разрывает хостинг, на котором висят тысячи сайтов, от крупнейших сообществ и сайтов до небольших интернет-магазинов, баз 1С, курсовых, дипломов, пет-проектов и т.д. Там же выделенные сервера с серьёзными базами данных, архитектурами, мониторингами разных компаний. Так вот, всем этим ребятам, чьи проекты висят на мёртвых серверах Айхора, совершенно наплевать, чья флешка у кого в порту торчит — им важно, что из-за конфликта 4 взрослых мужиков с признаками инфантилизма и истерии происходит вот что.
- Люди теряют трафик, который после восстановления сильно спадёт из-за пессимизации и все мы поимеем около 30–40% от привычного объёма.
- Люди рискуют нарваться на санкции от поисковиков вплоть до бана и выпасть из выдачи (поисковикам, сами понимаете, при всём желании и сочувствии не удастся тормознуть алгоритм поискового робота из-за факапа Айхора).
- Интернет-магазины и сайты коммерческих компаний теряют новогодние продажи — те самые продажи, которые составляют порой едва ли не 20% всего года. Новый год безвозвратно испорчен.
- Пока все будут нарезать салаты и кататься на лыжах, пострадавшие будут продолжать кропотливо восстанавливать то, что утеряно.
- Со всех сторон идут огромные убытки и упущенная выгода, которая, к слову, крайне несостоятельна в исках российской правоприменительной практики.
То есть в любой момент мы можем зависеть от срача 2–5 человек, вместе с нашими бизнесом, штатом, разработками.
Почему глупо сравнивать с NGINX?
Честно, мне даже неловко писать этот абзац, потому что я сам себя втягиваю в это дебильное сравнение. Ситуация с nginx — серьёзный спор больших капиталов, за которыми стоят огромные компании. Там нет идиота, который «выключит рубильник», там другая технология и другой уровень. Да, мы все (и мои сайд-проекты) сделали блэкаут на тему «мир без nginx», но мы всё равно знали, что огромное ИТ-сообщество (как гремел Хабр, Хабр, ты космос!) и разумные капиталисты не пустят эту историю под откос. Хотя изначально ситуация выглядела как привет из 90-х, её очень по-взрослому встретили.
Ситуация с Айхор выглядит погано: разборка нескольких мужиков крадёт деньги у бизнеса, у самой его незащищённой и зависимой части — малого и немного среднего бизнеса. В самый неподходящий по денежному потоку момент! То есть реакция незамедлительная: вот оно, действие, и всё, абоненты стоят оплёванные, тянут бэкапы (у кого они были), ищут хостинг и теряют деньги, теряют кровь, которая нужна на будущий год.
Уже в двух тредах среди проклятий этих 4 мужиков я прочитал один и тот же комментарий:, а вот Павел Дуров же не стащил данные, сервера, базы, не перекрыл вентили, а уехал и сделал ещё один крутой проект. У меня есть ответ на этот комментарий. Дуров при всей спорности фигуры — айтишник, разработчик, человек, который знает цену клиентам и людям, которые ему доверились. Он своим поведением прежде всего не подвёл пользователей, не подвёл тех ребят, у которых на ВКонтакте заварен микро-бизнес (кстати, с Телеграмом вышло так же). А чуваки из Айхора — это не айтишники, это дельцы с прогнившими принципами, которые думают только о бабле. Им даже не хватило серого вещества, чтобы понять, что их разборка прососала всю абонентскую базу, и сообщество ненавидит их всех — вряд ли мы сунемся в проект, где встретим фамилии этих участников передела (не упоминаю, не хочу). И здесь не может быть правой стороны: не смогли договориться обе, обе не ценят абонентов и труд айтишников, самый хостинг-зависимый труд.
Почему мы такие наивные?
Я сижу, наверное, во всех чатах, просвящённых этой ситуации: официальных и неофициальных, частных и т.д. И в каждом чате по 300–600 человек, которые в прямом эфире рассказывают, что они потеряли и теряют. И это страшно, страшно в масштабности и… обречённости. Вот что я увидел.
- Люди верили Айхору, многие называют его плюсы и верят в то, что всё вернётся и будет хорошо. И они останутся с ним!
- Айтишники не делали бэкапы или хранили их на том же сервере — искренне психую и надеюсь, что это для всех станет отличным уроком. Друзья, храните бэкапы на другом сервере или у себя. Это ваши деньги и нервы.
- Люди довольно скептически и гордо относятся к предложениям скидок, и это круто.
- Конкуренты слетелись в чаты не хуже ястребов на поле брани.
- В чатах очень много фейков, ложной информации и троллинга (не путать с юмором). Это неуместно в ситуации, когда у людей, не побоюсь этого слова, беда.
- Абоненты Айхор не задумываются о том, что будет дальше: продадут и сольют ли их базу, заведут ли в новый хостинг, который на самом деле будет детищем старых владельцев, кинут ли с бэкапами и серверами и т.д. Эмоций больше, чем советов и анализа. Это плохой знак.
- Никто не среагировал на предыдущие маячки и знаки того, что Айхору конец (это было предсказуемо, и уже были и ситуации, и отвалы).
- Почти нет мыслей решить эту историю в правовом поле: коллективные иски, суды, РКН, штрафы и т.д. И это не потому что айтишники умные, чтобы всё спасти, и пассивные, чтобы не тратить время. Это просто такой уровень правовой культуры в стране, увы.
Друзья, я предлагаю всем быть осторожнее с теми, кто уже оказался нечистоплотным дельцом. Хостингов, к счастью, в России много. Если не критично размещение в России, ещё больше. Таких людей нужно наказывать рублём, тогда мы сможем сохранить нашу с вами ИТ-отрасль честной и прозрачной, где мы даже не зная друг друга, коллаборанты, а не враги.