Американские заметки о дорогах
Напишу о том, про что давно думаю, но все никак руки не доходили написать. В частности, поскольку в Америке, если ты живешь не в большом городе типа Нью-Йорка, без машины никуда, на дороги обращаешь гораздо больше внимания, чем на многие другие аспекты жизни.
Нет, вот по поводу «без машины никуда» я не шучу. Недалеко от нашего жилого комплекса, через дорогу (даже, в общем-то, не шоссе), есть небольшая торгова плаза — там есть супермаркет, спортзал, с десяток мелких магазинов и несколько ресторанов. Так вот, я бы и рад туда ходить пешком, но не могу: через дорогу просто нет пешеходных переходов, а тротуары, начинающиеся в нашем комплексе, у дороги заканчиваются, и там установлен знак «пешеходы запрещены». Так что когда надо мотнуться, грубо говоря, «за солью» в ближайший магазин, приходится делать это на машине. «Наши люди в булочную на такси не ездят! «Но вообще я хотел рассказать о другом. Во-первых, умные светофоры с датчиками. Их тут много, практически на всех перекрестках понатыкано — американцы не умеют в «круговое движение», как это делают в Европе, поэтому везде традиционные перекрестки и светофоры (ну, или знаки Stop). Так вот, мне очень нравится, что эти светофоры не просто запрограммированы по определенному интервалу включать разный свет, а делают это они гораздо умнее. Если нет машин в каком-то направлении — как правило, на выезде со второстепенной улицы, там будет гореть красный свет. Но если к светофору там подъедет машина, специальный датчик (часто встроенный прямо в асфальт под светофором) распознает наличие автомобиля, и через несколько секунд переключит сигнал таким образом, чтобы эта машина смогла выехать.Но есть еще круче улучшение — это стрелка для поворота налево. Американцы стараются не доверять водителям поворачивать на перекрестках налево когда захочется, поэтому регулируют право поворота налево из специальной левой полосы под левую стрелку на светофоре. Так что если датчики покажут, что на встречных полосах для поворота налево стоят машины, то в какой-то момент на светофоре включатся с двух сторон только стрелки, чтобы все желающие смогли повернуть налево. А в одном месте у нас есть перекресток, где такие стрелки для поворота налево стоят на всех четырех выездах на перекресток, и я, каждый раз попадая на него, восхищаюсь, как удачно разведены потоки транспорта, минимизируя риски для водителей в этих ситуациях.
Понятно, что в больших городах типа НЙ или Бостона эта схема с датчиками не работает: там стоят большие глобальные системы управления трафиком, которые принимают решения на более высоком уровне, но вот этот подход даже в наших деревнях меня очень радует.
А вот что не радует — и это практически такой рухнувший миф, так это качество дорог после зимы. Многие наслышаны про шикарные американские дороги, и особенно шоссе. В принципе, с шоссе все хорошо — это не лучшие дороги в мире по качеству покрытия, но в целом все хорошо. Если добавить сюда пространства, их организацию и инфраструктуру вокруг них — то вообще без претензий.А вот местные дороги, всякие local routes с трехзначными номерами, местами довольно таки расстраивают. Нет, там не так, как на вот этом видео, но иногда ямы довольно таки впечатляют. Я видел выбитые в асфальте ямы глубиной по щиколотку, и понимаю, что попади я туда со своей »35-й» резиной, то колесу не поздоровится. Когда я еду по испещренной ямами местной однополостной дороге и мне приходится выезжать на встречку, чтобы объехать ямы, я понимаю, что к такому я не был готов. (Про качество дорог в городе типа НЙ не говорим, там всегда был ужас-ужас). Особенно радуют расставленные сейчас знаки «Rough road» (да ну? Конечно, такой знак дешевле поставить, чем ремонтировать дорогу), и табло с номером телефона «сообщайте о ямах в дорожное управление». Да, была неожиданно холодная зима, но то, как рассыпаются некоторые дороги (и то, что другие не рассыпаются), наводят на мысли, что некоторых подрядчиков можно было бы взять за жабры. Так что не верьте госдеповской пропаганде!
Буду продолжать дальше наблюдения.