AliExpress начал принимать российских ИП, но в России уже почти ничего не производят
AliExpress начал подключать российских поставщиков, рассказал «Коммерсанту» представитель Антон Пантелеев. Крупнейшая торговая платформа теперь принимает малый и средний бизнес, в том числе индивидуальных предпринимателей. Раньше AliExpress торговал только китайскими товарами, но с начала 2019 года AliExpress начал подключать продавцов из Италии, Испании и Турции. А теперь и из России. На первом этапе они могут торговать только на местном рынке, а в дальнейшем ожидается расширение географии.
Напомним, о подключении мелких российских продавцов было объявлено в мае 2019 года, а теперь эти нововведения реализуются на практике.
Требования к российским участникам минимальны: никаких ограничений по обороту, сервису или доставке. Поставщик сам решает, в какие регионы доставлять товары, каким почтовым оператором пользоваться (или собственной курьерской доставкой). Теоретически, на AliExpress могут прийти магазины, которые торгуют только по Москве или другому городу.
«Это особенно полезно небольшим бизнесам в регионах — для них охват всей России на начальном этапе слишком затратен, но хорошие продажи помогут масштабируемости в будущем», — считает гендиректор AliExpress в России Лю Вэй.
Раньше на AliExpress присутствовали только крупные российские бренды. Их размещали на площадке Tmall, ориентированной на российский рынок (около пяти лет назад компания провела жёсткий отбор и выбрала ряд брендов для размещения на своей площадке). Бизнес-модель Tmall сохранится: он продолжит работать как по модели маркетплейса, так и через закупки и продажи. Сейчас на Tmall в России представлено около 100 тыс. товарных наименований и зарегистрировано более 500 брендов, более половины из них — российские.
Выход на зарубежных продавцов — часть изначальной стратегии AliExpress. Это означает переход с чисто китайского на глобальный рынок. Но реализовать стратегию удалось только сейчас.
В России китайская компания работает не только с торговцами, но и заключает стратегические альянсы, которые позволяют ей выходить на крупные площадки. Так в сентябре 2018 года было подписано соглашение Alibaba, Mail.Ru Group, «Мегафон» и РФПИ. Оно предусматривает создание совместного предприятия на базе компании AliExpress Russia. Фактически, Alibaba передала российским партнёрам контрольный пакет (52%) акций компании. После этого передела доля Alibaba в компании снизилась со 100% до 48%, а доли российских партнёров установлены следующие: «Мегафон» (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%).
Это соглашение позволило AliExpress впоследствии начать торговлю через социальную сеть «Вконтакте». «Социальная коммерция» (social e-com) — популярная тенденция электронной коммерции, когда для продвижения товаров задействуются социальные сети. Это вполне логичная интеграция, потому что у социальных сетей есть полный массив информации о поведении и предпочтениях каждого потребителя. Аналитики сказали, что AliExpress впервые получила полноценный доступ почти ко всей российской аудитории. В начале марта 2019 года на платформе VK Apps выложили отдельное приложение для покупки товаров, которое интегрировано с платформой «ВКонтакте» и закреплено в меню соцсети.
Приглашение российских продавцов на площадку AliExpress вряд ли сильно изменит баланс сил на рынке электронной коммерции по двум причинам.
Во-первых, в России очень мало производителей товаров, тем более готовых работать в столь дешёвом сегменте. Российский бизнес — это, в основном, дистрибьюторы, которые завозят товары из-за границы.
Во-вторых, россияне привыкли покупать товары за рубежом и с каждым годом только увеличивают обороты. Прямые поставки из Китая зачастую позволяют купить товар вдвое дешевле, чем он продаётся на российском рынке. По оценке Институт Гайдара для Национальной ассоциации дистанционной торговли, объём трансграничной торговли в России в 2018 году составил 316 млрд руб. Участники рынка оценивают, что около 90% этого объема приходится на Китай, а 70% от китайских покупок совершается на AliExpress. Таким образом, оборот компании на российском рынке в прошлом году можно примерно оценивать в сумму 200 млрд руб. Хотя понятно, что значительная часть этих денег пошла не площадке, а напрямую торговцам, которые на ней размещаются.
Весь российский рынок e-commerce в 2018 году, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, составил 1,66 трлн руб. Казалось бы, это значительная сумма, но на самом деле на долю интернет-торговли приходится всего лишь 5% от общего розничного оборота в стране, что крайне мало. Таким образом, интернет-торговцы конкурируют не столько друг с другом, сколько с офлайном.
По мнению независимых экспертов, дополнение ассортимента AliExpress товарами локальных продавцов позволит снижать цены на логистические решения, что на руку покупателям. В целом, площадка укрепит свои позиции на российском рынке. Эксперты также обращают внимание, что у AliExpress высока доля прямого трафика, то есть многие пользователи ищут товары сразу на нём.