Agile в ИТ-компаниях. Как увидеть лес за деревьями

В этой статье хотелось немного поговорить о том, как используется Agile в ИТ-компаниях. И начнем сразу с главного: для большинства таких компаний Agile в виде Scrum, Kanban, Lean или XP — это не просто эфемерная атмосфера всеобщей гибкости, а вполне себе конкретный производственный процесс по созданию и поставке ПО.

Если задача чисто продуктовая, то команды, которые продукт создают, как правило, не до конца знают, что нужно рынку. Обычно у них есть некое видение и набор гипотез, посредством которых и проверяется видение. И здесь Scrum подходит лучше всего, так как проверка гипотез требует постоянной связи с конечными пользователями и постоянных улучшений на базе полученной обратной связи.

Продуктовый подход с использованием Scrum может использоваться и в сервисных ИТ-компаниях, когда они делают продукт для заказчика или вместе с ним по вышеописанной логике. Только такие продуктовые истории для сервисных компаний — это проект и внутренние метрики у них отличаются от метрик продуктовых компаний.

tmw4u-qizcc8qhhshgxlapcixrq.jpeg

В обоих типах ИТ-компаний также могут быть проекты, которые реализуются с помощью Kanban. Это, как правило, проекты поддержки, начинающейся после того, как продукт создан и им начали пользоваться конечные клиенты. Kanban в данном случае используется для того, чтобы поток ценности, состоящий из поступающих в службу поддержки задач, проходил быстрее и эффективнее через разные этапы обработки, которые и создают ценность для конечного потребителя.

Кроме того, Scrum используется и на более ранних этапах создания продукта: например, на этапе выяснения первоначальных требований, где происходит их сбор, детализация и формализация. Такая работа также требует итеративного подхода, с регулярной обратной связью от заинтересованных сторон для того, чтобы убедиться, что все нужные требования собраны, обработаны, подготовлены для разработки и так далее. После такого этапа исследований, собранные первоначальные требования попадают в разработку, где превращаются в продукт, посредством того же Scrum.

Но надо понимать, что в заказной разработке кроме чисто продуктовых проектов бывают и другие. Часто бывает так, что клиент приходит с конкретной бизнес проблемой, на решение которой есть ограниченный бюджет и ограниченные сроки по реализации.

Вот здесь Scrum в чистом виде не очень подходит, потому что он не умеет отвечать до начала разработки на вопрос о том, когда же все это кончится и сколько оно будет стоить. Ответ можно будет получить только после двух-трех спринтов разработки, которые требуются для измерения мощности команды. Но большинство клиентов хочет знать даты и стоимость заранее, потому что это вопрос бюджетов и сроков, которыми по-прежнему оперирует многие крупные компании. Здесь приходится использовать другие методолгии проектного управления, например, PMI-PmBok, Prince2 и подобные. C помощью таких методологий определяется прогнозируемая длительность, стоимость и объем задач, необходимых для создания продукта.

А вот на этапе реализации уже лучше использовать Scrum, для того, чтобы разрабатывать продукт итеративно, регулярно демонстрируя клиенту функциональность и получая от него фидбэк, который учитывается в следующих итерациях по созданию продукта.

Таким образом, для ИТ-компаний Agile в любой из его реализаций — это не дань моде, это необходимость сегодняшнего дня. Конечно, есть такие ИТ-проекты, где организовать обратную связь и инкрементность разработки продукта сложно или они не будут иметь заложенной в них силы, но таких проектов не так уж и много. Так что, если вы работаете в ИТ и еще не столкнулись со Scrum, то это лишь вопрос времени. И бояться этого не стоит. Scrum в ИТ — это не только ценности и принципы, но вполне себе хорошо прописанный производственный процесс, который является основой бизнеса для разных ИТ-компаний.

Опытом по использования Agile в ИТ-компаниях поделился Алексей Куксёнок, соавтор и ведущий онлайн-курса «Профессия SCRUM-мастер».

Первый бесплатный семинар курса «Профессия SCRUM-мастер» пройдёт 9 июля в 19–00.

Алексей Куксёнок — руководитель проектов в компании DataArt, входящей в Inc. 500 I 5000 (самые быстрорастущие компании США), в список 1000 компаний «вдохновляющих Британию». Участвовал в трех десятках проектов в продуктовых и сервисных компаниях с численностью сотрудников от 2 до 60 человек, реализованных, как и с использованием гибких методологий (Scrum, Kanban), так предиктивных (PMI-PmBoK).

© Habrahabr.ru