Абу Сина и мир идеалов
Как утверждал Иоанн Тихий, идеи как нейтрино носятся по вселенной и иногда попадают в материальные объекты, например, в кирпич Лема, а иногда в головы разумных существ. Идеи изначально не имеют характеристик, но попадая в головы они приобретают свойства. Именно так идеи становятся глупыми и гениальными, отвратительными и полезными. Это конечно вымышленная теория вымышленного персонажа, но прекрасно отражает суть концепции идеалов. Сформулированная 2500 лет назад Платоном, сегодня она может показаться устаревшей. Но на протяжении всей последующей истории эта концепция была основной и позволяла формулировать теории часто обгонявшие свое время. Например, теория Большого Взрыва, являющаяся основой сегодняшней космологии, была сформулирована тысячу назад. Только представьте на дворе двенадцатый век; самое правильное средневековье, темные века, на кострах жгут ведьм, бесконечные войны и эпидемии, постоянный голод и поголовно безграмотное население планеты. И в это время находится человек не просто задумавшийся об устройстве мироздания, но и с помощью логических рассуждений пришедший к правильному выводу.
Все началось с идеи, залетевшей в голову Платону повнимательнее присмотреться к богам. Как было известно любому древнему греку большинство древнегреческих богов являются идеалами человеческих способностей. Ну вы знаете Афродита это богиня любви, Арес — бог войны и тп и тд. Каждый такой бог абстракция определенного качества людей- идеал, недостижимый максимум наших способностей. В те далекие времена античный миропорядок был устроен следующим образом: сидят на Олимпе боги-идеалы и, когда не заняты распитием божественного нектара и божественными интригами, уничижительно поглядывают сверху на людей, смеясь над тем, как смертные пыжатся, стараясь достигнуть своих идеалов, но конечно же не могут. Ни один полководец не сможет достигнуть идеала Ареса, ни одна проститутка идеала Афродиты и т.д., и т.п.
Ну, а товарищ Платон, насмотревшись на весь этот древнегреческий неполиткорректный, но божественный газлайтинг и прочие ужасы своей современности, пришел к идее, что кроме идеалов богов есть и другие идеалы, может быть, приземлённые, но тем не менее идеалы. Есть идеал стула и идеал стола, идеал мужа и идеал любовника, идеал демократии и идеал тирании, идеал пшеницы и идеал пиццы. Все эти идеалы существуют в том самом виртуальном мире идеалов, где живут боги, ведь они тоже идеалы. Связь мира идеалов и нашего материального мира происходит с помощью идей, которые приходят людям в головы. Идеи суть отражения идеалов в нашей черепушке. Эти идеи носятся по вселенной и чаще всего попадают в кирпич Лема, но иногда бывает и в людей. Особенно удачливые идеи попадают в головы людей, которые могут эту идею понять. Например, идея об идеалах прилетела в голову Платона, который смог ее сформулировать, а потом ее изложить в виде концепции идеализма. Промахнись она с адресатом и попади в голову, например Плебиата Европонта, жившего в соседней Спарте и ее королем являвщимся, она максимум вызвала бы мигрень в царственной голове его величества и никак не смогла бы материализоваться в нашей реальности.
Любой идеал существует в минимум трех ипостасях: первая в виде идеала в мире идеалов, вторая в виде идеи в голове разумного существа (или кирпича Лема) и третья в виде реализации идеи в материальном мире. И если идеал он всегда в единственном числе и вечен, то представления о нем в наших черепушках всегда отличаются и тем более различаются его воплощения в мире материальном.
Например, вот как выглядит теория большого взрыва в интерпретации теории идеалов. Сперва Эйнштейну пришла идея о том, что гравитация суть искривления пространства времени под действием массы. Математику Фридману пришла в голову идея о том, что из-за гравитации Вселенная не может быть стабильной, а раз она до сих пор не схлопнулась в точку, значит она расширяется. А Пенроузу с Хокингом пришла одна идея на двоих, что раз Вселенная расширяется должна быть первоначальная сингулярность откуда она начиналась. Фактически теория большого взрыва — второй закон термодинамики применёный к вселенной и утверждающий, что информация, а вместе с ней и энтропия растут.
И тут можно сделать два интересных вывода. Во-первых, идеи очень любят умные головы, куда они любят попадать. Тому же Эйнштейну в голову помимо идеи общей теории относительности попали еще несколько масштабных идей. Эта любовь идей к толковым мозгам понятна, ведь они позволяют идеям реализоваться в материальном мире. Во-вторых, нужна правильная очередность идей. Ведь что было бы с идеей большого взрыва попади она в кого-нибудь за тысячу лет до Эйнштейна? Вы не поверите, но такое действительно случилось.
Позвольте представить очень толковую черепушку, которую любили посещать разнообразные идеи и откликающуюся на имя Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина или по простому Абу Сина известном на западе как Авиценна. Абу Сина был не только основателем современной медицины, но за свою жизнь успел побывать в должности визиря, посидеть в тюрьме, написать трактаты по логике, химии, астрономии, психологии, философии и метафизике, геологии и механике. Абу Сина говорил и писал на нескольких языках, а большинство его трактатов написаны в виде поэм. Вот такая непростая черепушка обитала тысячу лет назад в славном городе Хорезме и явно притягивала идеи не хуже кирпича Лема.
Однажды к Абу Сине в голову залетела идея. Идея эта была об идеале стула. Давайте рассмотрим стул, стал рассуждать Абу Сина и начал его рассматривать. Почему именно стул доподлинно неизвестно, возможно идея эта пришла ему в голову, когда он сидел в тюрьме и камера его не отличалась избытком мебели. Так или иначе, но стал рассуждать Абу Сина о стуле. Что такое идеал стула? — спросил Абу Сина сам у себя. Чтобы описать идеал стула не нужно много информации, пару слов: стул это то, на чем можно сидеть. Но вот приходит идея стула в голову плотнику. Он начинает рассуждать как сделать стул, сколько нужно ножек, делать ли спинку, какой формы должно быть сиденье. Идея стула уже несколько сложнее чем идеал, она содержит намного больше информации. Вот плотник обдумал идею и сделал стул, воплотив идеал в реальность. В материальном стуле еще больше информации, материалы из которого он сделал, их подготовка, лак которым покрасили, узор, который нанесли.
Но на этом история стула не заканчивается; стул двигают, на нем сидят, его чистят. На нем появляется царапины, пятна, трещины. Чем дольше существует стул, тем больше информации нужно чтобы его описать, каждую его трещину и царапину. И вот, как бывает с каждым объектом в этой реальности, сломался стул. Теперь чтобы его описать недостаточно сказать, что это стул с царапиной на ножке и пятном на спинке. Теперь нужно описать каждую деревяшку, из которой он состоял. Информация опять возросла. Доломали стул и кинули в камин, где он и сгорел. Теперь чтобы описать стул нужно описать каждую крупицу золы, пепла и пара. Информации стало еще больше.
Если посмотреть вокруг все объекты проходят туже эволюцию что и стул Абу Сины. А это означает что со временем информация возрастает пришел он к логическому выводу. Вот так не зная слова энтропия Абу Сина, наблюдая за стулом, сформулировал второй принцип термодинамики. Но на этом не остановился и стал думать дальше (видимо он все еще сидел в тюрьме). Очевидно, что с течением времени информация во вселенной увеличивается рассуждал Абу Сина. И также очевидно, что, если смотреть назад во времени чем дальше назад, тем меньше будет информации, что означает наличие некоей изначальной точки во времени откуда вся Вселенная и началась.
Конечно, Абу Сина рассуждал не в современных терминах, он формулировал идею в терминах первоматерии, формах и идеалах. Но концепция не зависит от терминологии. В общем то оно и неудивительно ведь и рассуждения Абу Сины, и теория большого взрыва и второй закон термодинамики суть одно и тоже утверждение о стреле времени. А то, что время течет только в одну сторону каждый из нас увы наблюдает постоянно. Но не каждый из нас из этого очевидного факта сможет сформулировать теорию мироздания. Удивительно насколько прозорливым может быть человеческий гений, которому достаточно простых наблюдений и логических рассуждений, чтобы сформулировать принцип, правильность которого будет доказана только через тысячу лет.
Конечно же идеи Абу Сины были признаны вредными и неправильными религиозными мужами. Ведь они подразумевали эволюцию вселенной по своим неизменным законам и делали ненужным вмешательство бога в этот процесс. Представления Абу Сины никак не вписывались в картину мира обывателя той эпохи, для которого мир населяли разнообразные демоны, ифриты, ангелы и кучи других мистических существ. Человечество не было готово к таким радикальным идеям тогда (да и сегодня тоже) поэтому и благополучно похоронило их на тысячу лет.
А если вы все еще думаете, что концепция идеалов это очередная выдумка древних бородатых товарищей, подумайте вот о чем. Формальная логика, а вслед за ней и математика являются ничем иным как формализованной теорией идеалов.