А утонул ли Титаник?
Ночью с 14 на 15 апреля 1912 утонул «Титаник» — я не думаю, что кому-то необходимо объяснять, о чём здесь идёт речь. Конечно же, как и всякое событие такого культурно-исторического значения, катастрофа «Титаника» обросла теориями заговора. А хорошая конспирология должна быть смелой и масштабной! Никому не интересно разбирать технические детали. Как вам, скажем, заявление: «Титаник» вовсе никогда не тонул, а в Атлантике погиб совершенно другой корабль?
Если вам показалось, что это звучит как бред — то не показалось, однако именно такую теорию изложил в нескольких хорошо продававшихся книгах мистер Робин Гардинер. Этот господин имел некое инженерное образование, однако каких-то значимых компетенций по морским вопросам, истории (родился Гардинер в 1947) и прочему у него не было. Зато было сильнейшее увлечение «Титаником».

Суть версии Градинера такова. Как известно, существовало три очень похожих лайнера компании White Star Line: «Олимпик», «Титаник» и спущенный на воду уже в 1914 «Британник». Первый из них, «Олимпик», ввели в эксплуатацию 14 июня 1911 — тогда «Титаник» ещё только-только был спущен на воду, до его первого и последнего рейса оставался почти год.
20 сентября 1911 «Олимпик», шедший из Саутгемптона на остров Уайт, столкнулся с военным кораблём HMS Hawke. Причиной было ещё толком не исследованное гидродинамическое притяжение судов — прежде просто не строили достаточно крупные и быстрые корабли, чтобы этот эффект проявлялся. Жертв не было, однако «Олимпик» порядком пострадал, потому что (как полагалось боевым кораблям того времени) HMS Hawke имел таран и как раз на повреждение других судов таким образом был конструктивно рассчитан.
Если бы инцидент разбирали сейчас, виновным признали бы военный корабль —, но поскольку в 1911 эффект изучен ещё не был, а Адмиралтейство умело защищать свои интересы, виноватой оказалась компания White Star Line. При этом возникли проблемы со страховщиками Lloyd’s — и вот отсюда Гардинер раскручивает смелую теорию.
Дескать, White Star Line кое-как залатала сильно повреждённый «Олимпик», но не собиралась приводить его в по-настоящему рабочее состояние. План, мол, был таким: выдать старый «Олимпик» за ещё не готовый «Титаник» и… ну да, утопить. После чего будет получена страховка за новое судно, ну, а настоящий «Титаник» станет ходить по морям под именем «Олимпик».
По мнению Гардинера, катастрофа с гибелью порядка 1500 человек всё-таки не входила в планы White Star Line: предполагалось контролируемо утопить бедный «Олимпик» (он же «Титаник»), открыв кингстоны — всякий человек, воспитанный на подростковой приключенческой литературе, свято верит, что кингстоны нужны именно для этого и при их открытии корабль сразу же тонет. Топить корабль предполагалось в месте, где будет много других судов, способных спасти людей (поэтому, дескать, и недостаток шлюпок — не проблема, а связан он по Гардинеру именно с маскировкой «Олимпика» под «Титаник»).
Но в итоге что-то пошло не так. Основное объяснение Гардинера — столкновение с неким загадочным кораблём. Дескать, айсберг тут вовсе ни при чём.
Как обычно бывает с теориями заговора, главное слагаемое успеха версии — это готовность людей поверить в жестокий заговор злых дядек при деньгах и власти. Каких-то внятных доказательств у Гардинера не было — только суждения о малой продолжительность ходовых испытаний «Титаника» да данные информационного агентства «Одна бабка сказала» на тему какого-то крена. И совсем уж нелепые придирки типа «не таким способом название написали».
На деле, конечно, подобный заговор потребовал бы привлечения множества людей — от офицеров самого «Олимпика» до сотен рабочих, тайно перестраивавших один корабль в другой. Потому что при всей крайней схожести на первый взгляд — «Олимпик» и «Титаник» в деталях различались очень заметно. Конечно, все участники заговора молчали всю жизнь — кто бы сомневался! Зачем вообще была нужна такая сложная схема — то есть что мешало просто сжечь корабль, если уж его удалось убедительно выдать за другой, Гардинер толком не поясняет.

Историк Гарет Рассел блестяще высказался о данной теории: он нашёл её «настолько болезненно нелепой, что можно только оплакивать тысячи деревьев, обеспечивших создание бумаги, на которой она была сформулирована».
Но учитывая, что останки «Титаника» нашли лишь в 1985, а толково исследовали того позже — успеху книг конспиролога ничего не помешало.
Автор: Андрей Миллер
Оригинал