Я проехал на односкоростном велосипеде 270 км за сутки чтобы показать атлетам, что набор высоты — это условность

Мой надежный 15 летний байк (примечание — централка на промподшипниках).Мой надежный 15 летний байк (примечание — централка на промподшипниках).

Цели

  • Проверить свою физ.форму: круг в 270 км лимит 24ч.

  • Замапить лучшие карты для активистов openstreetmap.

  • Провести расчёты параметра «набор высоты».

  • Замотивировать всех кому попался этот пост на поднятие зада.

Пару дней назад я совершил небольшой велопоход по методичке: набирал форму (накат 1000 км с весны); полное восстановление (8 дней без активностей перед заездом); морально готовился к трассе (повышал свой боевой дух). За сутки до старта на всякий случай я перебрал втулку заднего колеса и модернизировал руль, сделав дополнительные мягкие ручки. И электричками добрался к сестре в соседнюю область.

23 июня, стартовав в 4.30 утра под девизом:

Подкрути и не сцы, как учили нас в школе, как учили отцы.

я успешно завершил свой суточный велопоход (намеченный круг в 270 км к утру 24 числа в 3.30).

3db9dd53e13c7baaa62ea5c42193ce45.jpg

Скорость для меня была не важна, но цель была, как не крути — уложиться в сутки. По совместительству вхожу в топ лист маперов/OSM по РФ, то по дороге часто останавливался, чтобы внести общий вклад на карту openstreetmap, отмечая питьевую воду/столики и другие POI.

5c2ed3d0247c9343b4ee356818ab7dc4.jpg

Так же в одном поселке, где действует стекольный завод мне пришлось буквально километр тащить вел на себе (как и в лесу на песчаной дороге), вся улица была усыпана стеклом мелкой фракции, которая ставила моё велопутешествие/эксперименты под угрозой прокола. Удивило то, что сами местные жители стекла-то и не замечали на дороге под ногами (могут встретить на пути, о — о, местные…).

Мой круг в 270 км.Мой круг в 270 км.

Вот мой трек и обратите внимание на набор высоты, записанный с GPS и рассчитанный в разном ПО. Погрешность данных доходит до (будем считать относительно коммерческой спортивной соц.сети STRAVA) до 800%. Почему так происходит когда перепады и высоты на графике в разном софте визуально-одинаковые? Все дело из-за пиков (палок). Большинство ПО, не важно коммерческий или научный софт, их просто сглаживает на разные коэффициенты, но многие велосипедисты воспринимают эти цифры буквально, даже не задумываясь о том, что эта цифра = «ценник на дрова». Решение данной проблемы: консорциуму создать спецификацию и нормировать расчеты высоты (сглаживать пики, коэффициенты) всем ПО одинаково по методичке. Однако пока кто-то меряет длину в метрах или локтях, то набор высоты (не высота, а именно её набор) для атлета будет значить только одно: «набор высоты в попугаях».

В мире (за пределами США) существуют цифровые модели рельефа земли от NASA, такие, как SRTM90 (сетка между пикселями с разрешением 90 м х 90 м, менее точная, данные от 2003 г.); SRTM30 (сетка между пикселями с разрешением 30 м х 30 м, более точная, данные от 2015 г.) и ALOS от Японского агентства аэрокосмических исследований (сетка между пикселями с разрешением 30 м х 30 м, еще более детализированная, растровые данные скачивал от 2021 г).

Имея учетные записи в NASA и JAXA, я загрузил наборы данных/высот для своей локации и провел расчёты и анализ в QGIS.

Результаты расчетов

Чистый набор высоты 3370м (без сглаживания) SRTM90.Чистый набор высоты 3370 м (без сглаживания) SRTM90.Чистый набор высоты 4355м (без сглаживания) SRTM30.Чистый набор высоты 4355 м (без сглаживания) SRTM30.Чистый набор высоты 8061м (без сглаживания) AWD3D30/ALOS.Чистый набор высоты 8061 м (без сглаживания) AWD3D30/ALOS.

Интересно и парадоксально то, что чем детализированнее и качественнее набор данных, тем больше шероховатостей на графике и тем выше параметр: «набор высоты».

Результаты расчетов стороннего ПО

Тот же трек, но набор высоты 999м пересчитан самой STRAVA. Макс.  скорость неправдивая - это обрыв сигнала по GPS.Тот же трек, но набор высоты 999 м пересчитан самой STRAVA. Макс. скорость неправдивая — это обрыв сигнала по GPS.Тот же трек, но набор высоты 1278м пересчитан в Google Earth.Тот же трек, но набор высоты 1278 м пересчитан в Google Earth.Тот же трек, но набор высоты 4978м пересчитан в Alltrails (бывший Gpsies).Тот же трек, но набор высоты 4978 м пересчитан в Alltrails (бывший Gpsies).Тот же трек, но набор высоты 2879м пересчитан в OsmAnd.Тот же трек, но набор высоты 2879 м пересчитан в OsmAnd.Тот же трек, но набор высоты 1643м пересчитан в gpxstudio.Тот же трек, но набор высоты 1643 м пересчитан в gpxstudio.Тот же трек, но набор высоты 1063м пересчитан в activetrip.me.Тот же трек, но набор высоты 1063 м пересчитан в activetrip.me.Тот же трек, но набор высоты 1324м пересчитан в nakarte.meТот же трек, но набор высоты 1324 м пересчитан в nakarte.me

Как видно из собственных расчётов на основе данных NASA/JAXA и расчётов в стороннем ПО набор высоты плавает критично, а значит не может восприниматься как точные данные с приемлемой погрешностью пока консорциум не договорится, не создаст и не опубликует спецификацию по вычислению набора высот, то каждое ПО будет продолжать «сглаживать/загрублять пики» по своему усмотрению (*метр/два локтя), вводя пользователей в заблуждение.

Вывод: катайтесь в своё удовольствие, относитесь спокойно к такому параметру, как набор высоты (не ведитесь на маркетинг/холивары) и берегите суставы. Вот мой велопоход с фотками/.gpx в спортивной соц.сети STRAVA Sports Tracker (тут о том, как я ушел красиво из STRAVA).

P.S. Так же связался по данной проблеме через Git/Tg с разработчиками разного ПО, от русскоязычных получил такой ответ/цитата:

С высотами не все так просто…

© Habrahabr.ru