Я инженер, и мне нужно выступать перед людьми. Что делать?

Если вы успешный инженер или разработчик, то на определенном этапе карьеры вам придется, так сказать, выйти на сцену. Причем не перед дружелюбно настроенными коллегами, которые пришли послушать про какой-нибудь фреймворк. А перед «лицами, принимающими решения», которые могут сильно повлиять, например, на вашу будущую карьеру. В этом посте мы поделимся опытом Нила Томпсона, создателя курсов публичных выступлений Teachthegeek.com. Путь к собственному проекту и известности в качестве спикера Нил начинал как обычный инженер — и в подкасте InfoQ рассказал, что помогло ему в развитии.

c749ef10e9ffccb3cd09e3c22703184d.png

Я стал инженером, потому что так мне посоветовал отец. Я никогда не думал, что буду этим заниматься. В школе я неплохо справлялся с математикой и естественными науками. Отец спросил, почему бы мне не стать инженером, и я согласился.

Раньше я скрывал эту причину, она казалась мне чем-то постыдным. Обычно у всех на этот счет есть классная история о каком-нибудь школьном кружке робототехники или об увлечении Lego. Конструкторы меня не интересовали, да и кружка с роботами в моей школе не было. Сначала отец предложил окончить школу с этой специальностью. Потом получить высшее образование. И наконец, по его же совету я пошел получать степень доктора наук по инженерии материалов.

Тогда мне было 24 года. В какой-то момент жизни каждый начинает принимать решения самостоятельно, и примерно в это время такой момент наступил и у меня. Я не представлял себя доктором наук, через год забросил учебу. Потом, пока я семь месяцев искал работу, пришлось жить у отца. Вряд ли он был этому рад.

На первой работе я пытался разобраться, как что работает в индустрии да и вообще в этом мире. На второй работе меня назначили лидом проекта. Моя компания была слишком бедна, чтобы нанимать полноценных проджект-менеджеров, и всю ответственность они возлагали на инженеров. Так что каждый месяц мы, лидеры проектов, представляли презентации о нашей работе топ-менеджменту — CEO, COO, CTO и прочим «C».

Страх публичных выступлений

Первые презентации две вселяли в меня ужас. Я не знал, что человеческое тело способно выделить столько пота. Я был словно покрыт водой — ощущение не из приятных. Повторять такой опыт не хотелось, поэтому я решил, что стоит развивать навык презентаций, особенно перед людьми, которые технически не так подкованы, как я. К тому же проект, который я представлял тогда, компания в итоге закрыла. Сейчас я думаю, что, возможно, если бы я лучше выступал, проект бы не закрыли. Все еще думаю об этом, хотя прошло уже лет 13.

Я развивал навыки презентаций и в итоге присоединился к Toastmasters — международной организации, помогающей людям развивать навыки публичных выступлений. Я начал сознательно искать возможности для публичных выступлений. Все свои знания по теме я свел в курсе Teach the Geek to Speak. Так я получил огромные возможности для оттачивания навыков. Каждый месяц я выступаю перед комьюнити курса, даю консультации, решаю с другими техническими специалистами их проблемы.

Даже если страх публичных выступлений у вас сильнее страха смерти, прежде всего спросите себя: «Зачем мне нужно прокачивать навыки публичных выступлений?». Я довольно быстро понял, что такие люди как минимум быстрее других продвигаются по карьерной лестнице. Какой бы невероятной экспертизой ты ни обладал, никто об этом не узнает, пока ты не научишься общаться с людьми. Не упускайте эту мысль, и это поможет преодолеть страх.

Находите общий язык с людьми и рассказывайте им истории

Для начала вам нужно определить потенциальных зрителей и их уровень знаний. Если вы архитектор ПО, а говорить об архитектуре ПО приходится с не-архитекторами, важно понять, что они знают по теме. Они совсем новички? Или, может, они более продвинуты, чем вы считаете? Если это новички, то используйте меньше технического жаргона и больше общей лексики.

От редактора: в оригинале «находите общий язык с людьми» звучит как «meet people where they are», дословно «подходите к людям там, где они находятся». Легко подумать, что речь идет о физическом местоположении. Нет, не надо никого утомлять в перерыве у кофе-машины или затягивать созвоны личными историями. Речь здесь именно об уровне знаний, об экспертности.

Помню, на второй работе, когда я представлял обновления по проекту, мне приходилось взаимодействовать с группой ортобиологов. Если я сейчас продолжу углубляться в ортобиологию, вы вряд ли поймете, о чем вообще речь. Ортобиология занимается имплантами, сделанными из костной ткани человека. Моя компания, в частности, делала такие импланты для позвоночника. Если бы я продолжил просто называть всех ортобиологами, то вряд ли бы удержал интерес. Поэтому я использую слова, которые понятны всем: это про импланты из костей.

Второй важный момент — это сторителлинг. Я никогда не понимал, насколько он важен в презентациях, пока не задумался и не услышал, как другие люди ведут технические презентации с помощью сторителлинга. Я думал, что травить байки на технической презентации не стоит; важно сконцентрироваться на данных и фактах. Но если вы работаете с аудиторией, особенно нетехнической, сторителлинг очень важен. Им уже трудно мыслить на вашем уровне экспертизы — так постарайтесь хотя бы обернуть свои знания в нечто более понятное, чтобы зрители смогли-таки взобраться на эту вершину. Слово «ортобиолог» могло легко выключить ваше внимание, поэтому я сразу пояснил его на понятном языке.

От редактора: чтобы понять, как работает сторителлинг, можно почитать »Историю на миллион долларов» Роберта Макки. А чтобы вдохновиться магией сторителлинга, посмотрите »Бартон Финк» братьев Коэн.

Подытожу этот пункт. Знайте, с кем работаете и какой у них уровень экспертизы. Если нужно, говорите словами из общей лексики, чтобы тебя с большей вероятностью слушали. И наконец, используйте сторителлинг.

Источник Kandinsky 2.1

Взаимодействуйте с аудиторией

Когда ваше взаимодействие с аудиторией одностороннее, стоит придерживаться принципа «меньше — лучше». Я много ходил на конференции в качестве зрителя, когда работал инженером. Сложно сохранять концентрацию и желание просиживать зад, если в аудитории тебя не сопровождает чашечка кофе или энергетик.

В этом заключается еще одна большая проблема. Многие технические специалисты, особенно руководители, во время презентации просто зачитывают со слайдов. Они даже не смотрят на зрителей. Такое чувство, что они дают презентацию, просто чтобы мысленно поставить галочку. «Я проведу презентацию» вместо «Вау, я собираюсь реально увлечь людей, и они узнают то, чего не знали раньше!». Если вы смотрите на слайды, а не в зал, то вы, вероятно, потеряете контакт с аудиторией.

Когда я говорю о профессиональных темах, то стараюсь, чтобы на моих слайдах было как можно меньше слов. Еще я очень люблю заменять текст картинками — это избавляет зрителей от необходимости читать. В итоге у них остается простой выбор: либо слушать вас, либо игнорировать. Да и у вас число сценариев сокращается до двух: вы смотрите либо на аудиторию, либо на свои ботинки.

Картинки стоит подбирать так, чтобы они были связаны с повествованием. Это поможет вспомнить нужные тезисы. Конечно, если на слайдах нет слов, вести презентацию может быть сложновато. Особенно если вы привыкли читать целые предложения и только потом оборачиваться к аудитории. Но, как я уже сказал, эта тактика опасна: вы можете потерять контакт с аудиторией.

Еще один важный совет. Если у вас на слайде есть графики или таблицы, добавьте к ним заголовок, где будет четко изложено то, что вы хотите донести с помощью графиков и таблиц. Не стоит сильно напрягать слушателей, чтобы они поняли смысл всех этих линий и цифр. Просто напишите, что хотите до них донести; это будет очень полезно, особенно для нетехнической аудитории.

Участвуйте в панельных дискуссиях

Для спикеров такой формат может быть непростым, особенно если для каждого участника панели имеется строго отведенное время. Вы должны уместить свои тезисы в строго отведенный промежуток, чтобы у коллег осталось достаточно времени. Если получится, узнайте о теме панельной дискуссии заранее — так вы сможете предварительно подготовить истории, чтобы не задерживаться на дискуссии.

Как я упоминал выше, очень важно умение выразить мысль в минимальном количестве слов. Мне, например, это всегда давалось легко, и я даже не задумывался, насколько это важно, пока о моих выступлениях не стали говорить как о лаконичных. Мне нравится, когда я могу уместить максимум смысла в как можно меньшее количество слов. Чем больше ты скажешь, тем больше зрителям придется думать.

Я хорошо помню, как читал техническую литературу в школе и университете. Чем длиннее предложение, тем сложнее понять, что оно значит. Даже если просто разбить такое предложение на две части, постичь смысл становится гораздо легче. Так что если вы участвуете в панельной дискуссии, постарайтесь говорить приветливо и лаконично, чтобы у других тоже было время ответить на вопросы. И вероятно, другие участники ответят вам тем же.

От редактора. Устная речь в принципе должна быть проще письменной. По возможности избегайте причастных и деепричастных оборотов, витиеватых сложноподчиненных конструкций. Старайтесь не ставить далеко зависимые члены предложения от их главных слов. Это может быть уместно в письменной речи, но фокус внимания у слушателей гораздо уже, чем у читателей.

Аргументируйте и убеждайте, а не просто говорите

Старайтесь привязывать свои цифры и факты к обоснованию какого-нибудь тезиса, а не просто сыпьте знаниями. Желательно с использованием сторителлинга.

Вернусь к тому проекту, который отменили лет 13 назад, как мне кажется, по моей вине. Да, причина была, скорее всего, в моей недостаточной убедительности. «Почему мы должны выделить больше денег на проект?». «Зачем вам нужны еще люди?». У меня не было ответов на эти вопросы. Я просто читал слайды, обливался потом и старался побыстрее сбежать. Но это мне никогда не удавалось. В конце презентации я получал вопросы, на которые уже вроде бы отвечал по ходу презентации, терялся и потел еще больше.

Когда ты убеждаешь людей в чем-то, они хотят знать, какие еще у них есть варианты. Но при этом им очень интересно, какой из вариантов лучший (да, ваш, конечно же). По моим наблюдениям, здесь может очень помочь сторителлинг.

От редактора. Оставшаяся часть подкаста посвящена проектам Нила Томпсона — курсам публичных выступлений и детским книжкам. Тема ораторского мастерства очень популярна в западных источниках, она изучена на разных уровнях. Если вам интересно узнать о ней подробней, оставьте комментарий к этому посту, и мы продолжим в будущих публикациях.

© Habrahabr.ru