1Y@ABBYY: Часть 2 — База рекламаций, тапочки и ABBYY Road
Добрый день всем.Продолжаю трилогию о «плюсах, минусах и подводных камнях» работы в ABBYY. В первой части я рассказывал, как трудоустраивался после «Оргкомитета «Сочи-2014», теперь перейдём собственно к тому, как устроены процессы и с чем может столкнуться продукт-менеджер мобилок за первые полгода работы в компании.
Первый день на работе и день рожденияНа работу я вышел 14 апреля и буквально на следующий день уже отмечал в коллективе свой день рождения. Очень этого стеснялся и в какой-то степени боялся, но в итоге всё прошло хорошо. Подарили майку «You«re in the ABBYY now», рюкзак ABBYY и фирменные тапочки :) И стало всё как-то гораздо проще. Когда люди ходят на работе в тапочках — это очень упрощает всё. HR практически весь день со мной нянчился, объясняя про корпоративный портал и нужные права для работы с документами. Постепенно освоился в работе с внутренними системами и работа понеслась.
Работаем мы в кубиклах, у каждого — своё рабочее место, чаще всего с 2 мониторами. Впрочем, некоторые команды сидят вместе, я больше исповедую этот подход, но иногда действительно хочется тишины и спокойствия. Много копий сломано о плюсах и минусах (в целом, как и везде, — зависит от людей и процессов). В поддержку общих пространств есть такое исследование, в защиту личного пространства и тишины — другое.
График работы свободный. То есть вообще. Плюс можно работать из дома при согласовании. Главное — отработать нужно количество часов в месяц. Время отмечается автоматически и при проходе в офис, и через VPN. Конечно, желательно с 12 до 17 всё-таки в офисе быть, так как на это время обычно запланированы общие активности команды.
Продукты, команда и общение Я начал работать менеджером по продукту одного из самых «старых» мобильных приложений компании — ABBYY Business Card Reader. Это сканер визитных карточек, который позволяет их оцифровать и сохранить в контакты. Выпускался он ещё аж под Symbian и в декабре отметили его 5-летие. Вот такой красавец был: А вот так выглядела первая версия под iPhone, которая стартовала в конце 2010 года (у кого в то время был iPhone, признавайтесь?)
С тех пор, естественно, продукт сильно развился и уже может синхронизировать визитки, экспортировать в Salesforce, обмениваться по Wi-fi и многое другое. В 2015 году планируем большие изменения в продукте. Ну и конечно само качество распознавания будет лучшим в классе. Под это дело даже начали искать ещё iOS-разработчиков. Если есть опыт разработки крутых iOS-штук, не страшны юнит-тесты и есть желание поковырять новые фичи iOS9 и Apple Watch — welcome.
Недавно в моё ведение перешли и другие OCR-продукты: ABBYY FineScanner (мобильный сканер) и ABBYY TextGrabber (офлайн-распознаватель текста + онлайн-переводчик), так что скучно не бывает точно. У второй мобильной команды — флагманская ABBYY Lingvo, ее новая социальная ипостась Lingvo Live, а также Разговорники.
Команда довольно стандартная: программисты, тестировщики, маркетологи и дизайнеры. Всё, что необходимо для совместной работы над продуктом. Кстати, очень удивляло, что люди работают в компании подолгу. Информация от кадровиков, что примерно половина сотрудников работает больше пяти лет, из них почти сотня — больше десяти лет, а есть и совсем уж «долгожители» — около 40 человек работают в ABBYY больше пятнадцати лет. В моей команде, например, есть iOS-программист с 10-летним стажем работы в компании.
Так как все находимся рядом, основной рабочий инструмент — ноги :) Посмотреть с дизайнером новые прототипы, обсудить странное поведение системы у пользователя — проще, и, зачастую, эффективнее, подойти и поговорить.
Еженедельные совещания департамента проводим по понедельникам, по четвергам — общекомандые, с планами на будущее и интересными наблюдениями. Ну и традиционные ежедневные стендапы (мы называем «быстровстречи») — куда же без них.
Финальные или требующие согласования коммуникации идут через электронную почту, для быстрого общения есть корпоративный Lync и для общего ведения проекта есть внутренний баг-трекер для всех продуктов компании — «база рекламаций».
Внутренних собственных продуктов действительно много: от базы релизов продуктов (за время работы в компании выпущено 1298 мажорных релизов) или инструментов бюджетного планирования (OLAP-кубы во всей красе) до карты проживания коллег и сервиса поздравлений с днём рождения. Честно скажу, не всё удобно и просто, но есть собственный отдел автоматизации, который принимает хотелки и допиливает системы под нужды и чаяния пользователей.
Средства автоматизации, кстати, используем довольно типичные: контроль версий через SVN, Continuous Integration на базе TeamCity. Билды крутятся на нескольких Mac Mini 2012 i7 с 16Gb RAM и SSD (слава богу успели купить, 2014-го года — это просто адовая подстава). Очень хочется ещё прикрутить автоматизацию заливки обновленных билдов и скриншотов в сторы с помощью fastlane.tools, но так как в каждом продукте есть скриншоты с работой камеры, на симуляторе сделать не получится.
Об обязанностях В работе продукт-менеджера основное — понимание тенденций и «слушание рынка», так что аналитика и исследования — важная часть работы. Можно сказать, что каждый релиз должен получить доказательства востребованности функционала, а не основываться на личном мнении кого бы то ни было. Для мобильных продуктов (из-за коротких циклов разработки) набор таких подтверждений укорочен, но в любом случае вектор развития формируется в виде продуктовой концепции, которая включает: Цели продукта; KPI; Описание целевого рынка; Целевую аудиторию; Конкурентов; Основные фичи; Ключевые преимущества ABBYY; Первичное позиционирование; Роадмап Источников информации для его создания довольно много (я бы сказал сумасшедше много): Бюллетени и отчёты (IDC, Gartner и иже с ними, иногда покупаем хорошие исследования); Базы научных исследований и патентов (Google Scholar, Google Patent Search, patft.uspto.gov) Исследования приложений конкурентов (какие фичи, какие отзывы, популярность, обновления, упоминаемость в СМИ) Анализ поисковых трендов (Google Trends) Статистика продаж (как наших продуктов, так и конкурентов) Опросы и интервью с потенциальными клиентами (мы используем нашу группу в FB, рассылаем пуши пользователям с предложение поучаствовать) Отзывы пользователей (в сторах, в соцсетях) Запросы в техподдержку (наш техсаппорт пересылает важные сообщения и предложения пользователей) Технологические исследования (качество распознавания, качество фильтров изображений, кропа и т.д.) Специализированные форумы и сообщества (там, где обитают пользователи, чаще всего очень интересно) Юзабилити-исследования (Обычно проводим сами, ставим приложение на устройство, даём несколько заданий и просим сделать, размышляя вслух. Записываем видео общего плана и видео с девайса с помощью AirServer и MyMobiler) Аналитика в приложениях (очень важная часть, используем Google Analytics и Flurry) Участвуем и на основных мобильных мероприятиях. Были в этом году и на Mobile Congress, в прошлом году на WWDC, и мне выпала честь попасть на Google IO 2014. Было очень здорово погрузиться в мировую андроид-среду, наладили множество полезных знакомств. Крайне рекомендую. Что, в противовес всему выше сказанному, мне не нравится, так это трудоёмкость ряда процессов. Например, поездка, на какое-либо мероприятие — это всегда «праздник» с собираем чеков, бережных хранением беджика и заполнением бесконечных форм. В Оргкомитете было даже попроще — стандартные приказы на командировку и суточные.
Так как ряд рабочих процессов «заточен» под Большие Сложные Технологии с двухлетними циклами разработки, нам в мобильном департаменте приходится оборонятся от попыток предложить следовать корпоративным стандартам, например, формирования стратегии, концепции, гипотезы и прочих больших серьезных документов, которые пишутся больше времени, чем готовится вообще релиз. Мы работаем в более коротком производственном цикле, чем остальная компания.
Релизы В компании прижился Kanban, так что работаем на доске в JIRA (об этом больше в следующей части) и релизимся раз в месяц. Так как продуктов много, получается каждую неделю что-нибудь из наших продуктов обновляется.Вдохновившись переговоркой с настольными играми, по случаю успешных релизов ввёл традицию есть мороженое и играть в настольные игры. В последнее время это чаще всего «Имаджинариум». «Мафию», я честно говоря, не совсем понимаю из-за упора на всеобщую подозрительность и попытки оправдать себя, но в компании есть и клуб любителей этого дела.
Также разные положительные моменты в релизах отмечаем сувенирами наиболее отличившихся. Их в компании ABBYY очень много. Лучше всего идут тапочки и бобры :)
В этом году также на удивление «зацепила» SharlotkaChallenge. Коллега принесла собственноручно испечённую шарлотку и «вызвала на дуэль» других коллег по примеру Ice Bucket Challenge. В итоге практически каждый день у нас были домашние пироги от разных людей и соревнование распространилось за пределы отдела и даже компании.
Внерабочее Поскольку в комментариях к первой части поста просили побольше про работу и поменьше про плюшки — я о них коротко.Внутри компании активно развита ABBYY Academy, в которой проходят курсы как по управлению проектами или эффективной коммуникации, так и по алгоритмам. Когда есть время — с удовольствием посещаю, даже сам планирую провести тренинг по эффективной «мобильной» жизни, так как видя, как люди не могут сменить стандартный рингтон или не знают, как промокодами пользоваться в сторах, меня каждый раз бросает в дрожь.Кроме того, есть курсы английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, китайского языков. Ну и регулярно приезжают «заезжие» гастролёры. Например, недавно был очень интересный тренинг по взаимодействию в команде.
То, что компания уделяет большое внимание увлечениям и развитию сотрудников, — это ещё мало сказано. Я, например, люблю волейбол, и компания оплачивает половину аренды зала для нашей секции. В этом году даже поучаствовали в Любительской волейбольной лиге. Можно также с 50% компенсацией купить абонемент в X-fit рядом с офисом.
Также и меня, и жену очень радуют занятия сальсой от одного из лучшего «ньюйоркера» Москвы — Дмитрия Ганзевича. Вместо того, чтобы ехать куда-то вечером в район Полянки, Дима приезжает к нам сам. Сальсой мы занимались с 2005 года и в общем-то познакомился с женой именно в танцевальной школе, так что у нас к ней очень тёплые чувства. И радостно, что это есть в компании.
Есть ещё несколько видов йоги, акробатика, атлетическая гимнастика, футбол, баскетбол, вокал, театральная студия, активно сообщество велосипедистов, которые устраивают различные покатушки даже зимой. Сам я активно катаюсь на самокате и сообщество самокатеров тоже активно поддерживаю.
Лето с ABBYY Несколько классных событий за это время были объединены в так называемое «Лето с ABBYY». Я участвовал в автопробеге ABBYY Road в Коломну+Рязань. Было действительно очень здорово и душевно, со многими коллегами удалось познакомиться и подружиться, учитывая, что во время автопробега я практически никого не знал. Также принял участие в мастер-классе по линди-хопу (не зацепило) и верёвочном курсе (очень порадовало, рекомендую!). Участие субсидируется на 50% и отлично организовано. С нетерпением жду следующего лета, потому что программа была просто великолепна.
ABBYY четверть века В том же году ABBYY отмечало 25-летие. Сейчас уже трудно вспомнить, когда я первый раз воспользовался ABBYY FineReader, но ощущение, что программа появилась у меня практически с появлением компьютера (а это, дай бог памяти, 1996-й год), поэтому участие в праздновании 25-летия было для меня довольно ностальгическим. Услышал множество историй о нескольких переездах (особенно понравилась, как работали в детском саду «в средней группе»), множестве прототипов, идеях, о провалах и победах. Есть всё-таки какое-то дополнительное преимущество у компаний с большим опытом и классной командой, прожившей вместе столько лет.
[embedded content]
Отмечали в «Планете КВН», команды ABBYY и ABBYY Language Services соревновались в юморе, потом был концерт нашей группы ABBYY Band, «Несчастный случай» и дискотека. Но больше всего запомнилось не это, а песни под гитару в фойе уже перед уходом домой. Не хотелось уходить…
Так в рабочих буднях и весёлых праздниках прошли мои первые полгода в компании. В последней части трилогии — о втором полугодии, «изменениях» во всех смыслах, а также праздниках по-ABBYY-йски, не переключайтесь.
P.S. Тот самый «страшный секрет», который знают только сотрудники. На самом деле название компании читается не эби или «эй, бей-би, вай-вай», а Áби :)