[recovery mode] Разыскивается автор программы

Предупреждение:
Вопросы определения правообладателя разжигают больше всего, поэтому читать предлагаемую статью опасно для ЧСЗ и неизменности картины мира. В статье больше вопросов, чем ответов, и я предлагаю воспринимать ее больше как повод для дискуссии, а не последнюю истину. В чем же разжигающий вопрос…

bf36e8310f5747aaaac51ccdb3bc0d28.jpg

На первый взгляд, ответ кажется очевидным: конечно, автором будет программист, который написал код.

По закону автор становится «первичным» правообладателем программы (ст. 1228 ГК РФ) и, следовательно, за отчуждение прав или предоставление лицензии может требовать вознаграждение.

Зададимся крамольным вопросом: так ли это на самом деле? По крайней мере, всегда ли это так?

Давайте копнем поглубже и разберемся.

По закону автором является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Что такое творческий труд? Точного ответа в законе нет. Обратимся к доктрине и судебной практике. Из решений судов и статей ученых можно сделать вывод, что творческой деятельностью признается создание чего-то нового и оригинального.

Что может быть нового и оригинального в программе?

Тут надо понять, из чего состоит программа. При этом мы должны ориентироваться не на сущностное понимание специалиста, а на формулировки закона, который наделяет правовой охраной такой объект интеллектуальной собственности, как программа для ЭВМ.

С точки зрения закона (ст. 1261 ГК РФ) у программы 4 «формы воплощения»:
— исходный текст;
— объектный код;
— подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы;
— порождаемые программой аудиовизуальные отображения.

Следует исследовать вопрос авторства применительно к каждой форме.

Рассмотрим возможные варианты. Если автором кода всегда будет программист, то автором подготовительных материалов и аудиовизуальных отображений может быть и заказчик.

В этом случае получается, что программист выступает не автором, а лишь соавтором или даже стенографистом (только интеллектуальным, то есть лицом, оказавшим техническое содействие автору по формулировке абз.2 п.1 ст.1228 ГК РФ). Ведь никто не отрицает, что автор романа «Война и мир» — Л.Н. Толстой, а не его многострадальная супруга, переписавшая текст под диктовку 9 раз.

Следовательно, вопрос об авторстве программы не такой простой. Автором программы может быть не только «программист-стенографист», но и постановщик задачи.

Только как мы это определим?

Думаю главным доказательством будет техническое задание. По объему технического задания, которое подготовит Заказчик, и его соотношению с готовым продуктом мы сможем объективно установить: какой творческий вклад в создание программы внес Заказчик и в каком объеме, а какой объем творчества внес программист.

Чтобы не наступить на грабли, договоримся на берегу…

В данной ситуации лучше всего урегулировать вопрос авторства в договоре авторского заказа на создание программы. Если стороны договора сразу зафиксируют условия о конкретных творческих вкладах и распределении прав, то это также станет доказательством возникновения прав у сторон и даже их распределения.

Таким образом, следует в любом договоре вопрос авторства вынести в отдельный пункт и указать:
— какие материалы передает заказчик для создания программы;
— кто автор этих материалов и как авторство будет учитываться в готовом продукте;
— как и в каком объеме заказчик может влиять на создание программы, какие его указания должны исполняться, каким образом они влияют на вопросы авторства;
— какое распределение долей в праве на готовый продукт будет установлено по итогам исполнения договора.

З.Ы. Корректное обсуждение вопроса приветствуется в комментариях. Возможно, коллективным мозгом сможем выработать критерии авторства для программы.

(с) Кирилл Митягин

© Megamozg