[recovery mode] Кейс: слезаем с иглы контекстной рекламы на бесплатный SEO-трафик

Данный кейс можно разделить на 2 части. Первая часть короткая — в ней суть. Вторая часть — подробности работы. У кого есть опыт в сфере — могут ознакомиться только с первой частью. Тем, кому интересны детали (кому-то покажутся очевидными и банальными) — для вас вторая часть.

bmdrzq6ayyiicvesupbd5yfg_jk.jpeg

1 этап — нас устраивает контекст


Мы работали с клиентом за 45 000 р. в месяц. В эту сумму входили в основном программные правки сайта + SEO поддержка (первичная оптимизация, работа над юзабилити, оптимизация новостей и другие мелкие доработки).

Бюджет распределялся так: 90% — доработки сайта, 10% — SEO. Тематика — пластиковые окна, регион Удмуртская Республика.
Параллельно, другая компания работала над контекстной рекламой. Вот как распределялся трафик.

4famxbsioubqhhhbo8k9a1j7aju.png

Стоит учитывать, что часть переходов из поисковиков — это тот же трафик с директа, поэтому фактического SEO-трафика было меньше.

Таким образом мы работали год. Занимались правками, делали маломальскую SEO оптимизацию новостей и других материалов.

pykev_pwsez-n-wgvzwttluyz6k.png

2 этап — переходим на органический трафик


Контекстная реклама оказалась крайне дорогостоящим инструментом. Бюджетов я не знаю, но компания приняла решение прекратить сотрудничество с директологами и сосредоточиться на SEO-трафике.

Что мы сделали в рамках наращивания трафика:

  1. Ещё раз пересмотрели первичную оптимизацию, внесли некоторые коррективы (очевидно);
  2. Выполнили перелинковку (о типах перелинковки тоже можно долго писать, но если честно, это скучно);
  3. Проверили весь контент на наличие переспама и на уникальность (очевидно);
  4. Активно работали с крауд-ссылками (важно);
  5. Активно размещали отзывы по работе компании (важно);


Как результат, мы получили примерно те же 300–400 пользователей в неделю и полностью заменили контекстную рекламу, таким образом, сэкономили клиенту приличную сумму.

o8pnh4oxbfvxsqmzml44a-x51sq.png

После полного отказа от рекламы, на графике видел «срыв»). Вероятно, так просто реклама не отпускает. Это видно на графике. После этой вспышки, рецидивов не было).

0fyybzlbdk26wv8lrzp2x_umnxi.jpeg

1 этап — юзабилити + контекстная реклама = поведенческие факторы


Ситуация на старте выглядела многообещающе:

h6gqhmamgbu2tjqa_isnz4vxo58.png

Почти сразу после индексации на сайт пошел трафик. Почему?

Основная причина — начала активно работать реклама. Другие причины:

1. Хорошая структура сайта. Продукция и услуги разделены на отдельные страницы:

guuu8josrjjgbq_bu3w2mx8njq0.png
1isnraziudqe8tfcw3e98ydcyzk.png

2. Наличие доп. функционала, калькуляторов, визуализации окон и т.д. В тематике это уже скорее не доп. функционал, а стандарт.
yzhas9ywlxycw37htfwar2pjfuo.png
3. Понятный, неперегруженный дизайн.

  • Шрифты без засечек, читаемый крупный размер;
  • Светлый бэкграунд (фоновая картинка);
  • За 3 секунды можно понять, чем занимается компания, и что можно сделать на сайте (купить, рассчитать, вызвать замерщика, позвонить и т.д.)
  • Все сделано в одном цветовом стиле.


Глубоко в дебри дизайна углубляться не будем. Всё субъективно.

4. Коммерческие факторы
А) Возможность сделать заказ/замер — чёткое позиционирование как коммерческого ресурса;
Б) Карточки товаров, детальное описание всех характеристик;
В) Скидки и акции;
Г) Наличие цены. Не «от 10 000», не кнопки «Узнать цену», а именно цены.
13jw_swp7wfmbrv0yz3zwe_qym0.png
Д) Наличие всех сертификатов, реквизитов, любых документов, которые можно показать. Важно — сделать под это отдельную страницу.
Е) Не забудьте о пользовательском соглашении и персональных данных.
И) Примеры работ (если есть).

Продолжать можно долго. Дам два актуальных источника, что-то типа «Чек-листа».
1) Ссылка на статью с исследованиями от Ашманова и партнёров — для более продвинутых www.ashmanov.com/lab2018.pdf. Там есть всё в подробностях
2) www.seonews.ru/analytics/predpoletnaya-podgotovka-chto-nuzhno-sdelat-s-internet-magazinom-do-nachala-seo-prodvizheniya — для самих владельцев. Подойдёт для постановки задач исполнителям. Статья скучновата, но информация актуальна. Рекомендую к ознакомлению.

Далее была выполнена первичная оптимизация. Это подготовка к продвижению. Нужна абсолютно всем веб-сайтам. Делали всё 20 рабочих дней.

Можете сделать первичную оптимизацию самостоятельно, для этого есть масса «Чек-листов». Гуглите «SEO чек-лист 2019». На оптимизацию уйдет от 10 дней вашего времени (при условии, если вы ничего не знаете) до бесконечности. Средний SEO-специалист сделает за 1–2 недели (в зависимости от сайта).

Выводы по первому этапу


1. Начинайте работу по SEO ДО создания сайта. Вот порядок действий:
1) Семантическое ядро (список запросов по вашей тематике из wordstat.yandex.ru);
2) Структура сайта (с помощью программы x-mind или аналогов);
3) Дизайн (для компьютеров и мобильных устройств, что очевидно);
4) Верстка (не забудьте микро-разметку, подробнее здесь yandex.ru/support/webmaster/schema-org);
5) Первичная оптимизация (то, о чём писал выше);
6) Продвижение (ссылки, отзывы, контент).

2. Существует алгоритм Yandex — многорукий бандит (почитать можно здесь www.searchengines.ru/mnogorukiy_bandit_yandeks.html или просто загуглить), который временно закидывает ваш сайт в ТОП по высокочастотным запросам. Если показатель отказов низкий — сайт остаётся в ТОП. Вывод очевиден — стараемся понравиться пользователям сразу.

3. Идеальная связка в самом начале работы — SEO + контекст. На первых парах реклама даёт хороший толчок поведенческих факторов, что на данный момент одна из важнейших метрик поисковых систем.

Второй этап — контент


Кейсы


Рекомендация любому бизнесу (особенно начинающему) — делайте кейсы из всего. Поставили окно — делайте фотки, продали обучение — взяли обратную связь и т.д.

В первый месяц на сайте было всего 2–3 фотографии готовых работ по установке окон/лоджий/балконов.

Подготовили контент план по размещению работ. Коротко:

  • Фото реальных объектов (потому что была возможность)
  • Сбор отзывов (реальных) в соответственном разделе сайта;
  • Несколько инфо-статей, тексты на посадочные страницы.


Тексты


Разместили статьи на посадочные страницы (не на все, а только на посадочные). С текстами не пережимали. Не ставили строгих ТЗ копирайтерам, в некоторых даже не прописывали ключи. Старались делать максимально понятно для людей. Наше мнение — в этой тематике тексты большой роли не играют. Все понимают, что такое пластиковое окно. 500–700 символов будет достаточно, в них указываем особенности конкретной модели и как проще её приобрести.

Отзывы


Начали собирать отзывы. В нашем случаи — все 100% реальные, с указанием договора:
ip8lipwd-87bdbd13-2ec8dch8k.png
Если вы только начинаете — можно разместить фейковые. Только не 100 враз. И не обязательно положительные. Разбавляйте нейтральными. Негативные лучше не размещать.

Блог


На сайте нет блога, но я бы настоятельно рекомендовал всем владельцем бизнеса его вести. Самый лучший контент делает обычный телефон и фотографии + описание объектов. Необычные ситуации при заключении договоров, курьёзы, подводные камни, тонкости ценообразования. Всё это делает вашу компанию живой. Это лучше всяких поздравлений с Новым годом и другими праздниками (хотя и это хорошо).

Несколько рекомендаций для блога как SEO-инструмента:
1. Пишите своими словами, тематический жаргон и специфические слова — тоже ключи, которые зачастую не используются в «официальных» текстах на посадочных страницах, но люди по ним ищут;
2. Не нужно заморачиваться на качественные фотки если это трудозатратно. Фоткайте на телефон;
3. Для уникальности фоток рекомендуется вставлять аккуратный водяной знак;
4. Заголовок — 90% успеха. Что интересно вашей аудитории? Банальный пример:

  • Очередной стеклопакет в многоквартирном доме — неправильно
  • Стеклопакет № 647: почему снизили цену на установку — правильно


Наша задача (если говорим о SEO) увеличить глубину просмотра и время пребывания на сайте и уменьшить показатель отказов.

Глубина просмотра в Yandex − это количество страниц, которые пользователь просмотрел за один визит на сайте (https://yandex.ru/support/metrika/general/glossary.html)
Глубина просмотра в Google — аналогично.

Показатель отказов в Google — В Google Analytics отказом считается сеанс, в ходе которого был активирован только один запрос к серверу Google Analytics (например, если пользователь открыл одну страницу сайта и покинул его, не активировав других запросов). (https://support.google.com/analytics/answer/1009409? hl=ru)

Показатель отказов в Yandex — визит считается отказом, если для него одновременно выполнены следующие условия:

1) за время визита зафиксировано не больше одного просмотра страницы;
2) продолжительность визита меньше заданного для расчета отказов времени (по умолчанию 15 секунд);
3) не зафиксировано служебное событие «неотказ».
(https://yandex.ru/support/metrika/general/glossary.html)

По-простому — если человек читает только превьюшки в вашем блоге, а потом закрывает сайт — Google засчитает это как отказ, а Yandex как посещение, если он находится на странице более 15 секунд.

Третий этап — внешняя оптимизация


Yandex-справочник и Google-Бизнес


Проверили сайты в Google-бизнес и Yandex-справочнике (небольшая инструкция как там размещаться в этой статье vk.com/@nfdude-11-otvetov-pro-yandex-spravochnik). Коротко:
1) Верный ли адрес;
2) Присутствует ли логотип;
3) Заполнены ли все необходимые поля;
4) Присутствуют ли отзывы.

Закупили ссылки. Всего около 40 штук. Как мы закупаем ссылки написано в статье toptop.guru/news/rekomendacii-po-analizu-parametrov-rosta-sajta (её кстати можно почитать ещё и на официальном блоге GGL — одной из ссылочных бирж blog.gogetlinks.net/archives/2482).

Крауд ссылки


В каждой нише есть свой форум/сайт/соц-сеть где сосредоточено большое количество аудитории. Оконная ниша — не исключение.

www.oknamedia.ru — самый крупный портал, где сосредоточены оконные компании и отзывы о них. Со всей России. Казалось бы — пиши там фейковые отзывы, получай лидов и всё в шоколаде. Но нет.

1. Сервис тесно связан с Yandex (если честно не знаю, принадлежит он им или просто сотрудничает), но иногда клиентам писали с Yandex поддержки и ругали за размещение «неправильных» отзывов;
2. Жесткие требования к отзывам www.oknamedia.ru/pravila. Номер договора, город (вычислят по IP!) и прочее.
3. Даже с реальными отзывами возникают сложности. С одного аккаунта размещать нельзя.

Однако мы всё равно пользовались этим порталом как могли. Выходило примерно по 10 отзывов в месяц. Пользовались двумя сервисами:
1. Workzilla.ru;
2. Advego.com.

Постановка задачи — отдельная тема для статьи. Это целая наука, которую нам ещё предстоит понять.

SEO — ссылки


SEO-ссылка — это ссылка, созданная с целью повлиять на поисковые алгоритмы. Возможность разместить SEO-ссылки на сайтах-посредниках часто покупают на специальных сервисах — ссылочных биржах или агрегаторах. Поэтому их часто называют «покупными» или «продажными».
SEO-ссылки представляют собой попытку обмануть поисковую систему, искусственно повысив авторитетность сайта. Они не улучшают качество сайта и не несут в себе положительного сигнала для ранжирования. Поэтому Яндекс считает SEO-ссылки поисковым спамом. (https://yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/algorithm-minusinsk.html).

Здесь был неприятный момент. Домен был с историей (к сожалению, мы не проверили это).

Проверить можно любым сервисом, например, serpstat.com/ru или тем же checktrust.
Фильтров не обнаружилось, но было большое количество мусорных ссылок.

ikzjg5f60tqjup3gw_54az0vo-c.png

Мусорная ссылка (наше определение) — это ссылка с некачественного с точки зрения дизайна, юзабилити, контента и смысла в целом ресурса. Пример — www.krasland.ru/cat/? n=29160&kt=1.

Часто такие сайты создаются специально под размещение арендных ссылок. Вероятно, ранее сайт функционировал, а потом его забросили на несколько лет. Возможно, тогда и были куплены данные ссылки.

Плюсы: у сайта есть ссылочная масса, с адекватным анкор листом (анкор — это текст ссылки). Что такое адекватный анкор-лист обсудим в следующих статьях.

Минусы: если это дешевые вечные ссылки, их крайне сложно снять:
1) Владельцы сайтов не идут на контакт;
2) Если каким-то чудом вы нашли вебмастера — нет гарантии, что он не попросит денег за снятие (в 90% случаев он попросит);
3) Всегда есть риск фильтра минусинск yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/algorithm-minusinsk.html

Если это арендные ссылки — дела ещё хуже.

После того как на бирже ссылок заканчиваются средства, ссылки становятся вида «Sleep».

SLEEP — ссылка заблокирована из-за нулевого баланса оптимизатора. Ссылка не размещается и не занимает места.
Деньги за ссылку с таким статусом не зачисляются. (https://help.sape.ru/sape/faq/36)

У меня был один старый кейс на эту тему (вывод из под минусинска), скрин из него:
2yuujjug1u-tyzsnlg2kjiinfr4.png
Это интерфейс системы SAPE. В таком состоянии ссылки могут находится месяцами (не знаю, какие правила у SAPE, я рассказываю о том, что было).

По-простому — Yandex видел эти ссылки, но их не было. Это как красная тряпка для автоматических алгоритмов пессимизации.

Пока никаких санкций на сайте не обнаружено, но мы продолжаем поиски доступов к биржам с целью последующего снятия всего этого безобразия.

Выводы


  1. SEO + контекст = идеальный старт;
  2. При прочих равных — контент решает;
  3. Проверяйте историю домена;
  4. Если ссылки — только вечные (а лучше крауд);
  5. Анализируйте свой трафик и расходы на него, выбирайте наиболее выгодный.


Статья не призвана принизить эффективность контекстной рекламы, очевидно — директ не менее эффективный инструмент если говорить о бизнесе в целом.

Я подчёркиваю важность постоянного поиска новых, эффективных каналов продаж. Часто слышу от знакомых и клиентов, что контекстная реклама работает в ноль или минус. Многие выживают только за счёт больших оборотов и бояться слазить с «иглы». Раньше похожая ситуация была с ссылочными биржами, типа SAPE. Клиенту двигали сайт арендными ссылками, а далее он платил абонентскую плату и поддержку, находясь в плену у системы. Особенно страшно — когда сайт это и есть весь твой бизнес-актив.

Чтобы не попасть в такую ситуацию — продолжайте тестировать новые инструменты маркетинга, не вливайте весь бюджет в одну сторону. Если сайт — это ваш магазин и источник дохода — закладывайте бюджет не только на рекламу, но и на непрерывное улучшение юзабилити, технических факторов и внешнюю оптимизацию.

Надеюсь было полезно. Благодарю за внимание!

© Habrahabr.ru