[Перевод] Золотая эпоха компьютерных юзер-групп
Задолго до появления сабреддитов компьютерные энтузиасты собирались вместе — причём вживую!
Кружок любителей компьютеров Homebrew Computer Club, где зародился компьютер Apple I, имеет заслуженную известность — однако это далеко не единственное сообщество, члены которого собирались из-за своей любви к вычислительным машинам. С 70-х до 90-х группы по всём мире помогали беспомощным пользователям разобраться с их компьютерами, узнавали о новых технологических тенденциях, открывали для себя новейшие супер-приложения. И эти группы не ограничивались Slack, цепочками электронных писем или форумами — встречи часто происходили в реальности.
К моему ужасу, многие юнцы, увлечённые технологиями, совершенно не подозревают о существовании компьютерных юзер-групп и их важной роли в разработке персонального компьютера. Очень жаль. Возможно, наша текущая реальность и изолировала нас за экранами, однако эти организации помогли бессчётному множеству энтузиастов найти себе копанию. Компьютерные группы придерживались фундаментальных ценностей индустрии: восторга от возможностей технологии, желания делиться знаниями и неписаного правила, что люди должны помогать друг другу.
И это было очень весело.
К примеру, в 1975 году Дэвид Интерсаймон начал посещать встречи компьютерного общества Южной Калифорнии. На одной из встреч он приобрёл ранний набор IMSAI 8080 и спаял его дома. «Огоньки зажглись, но процессор не перезапускался и останавливался», — вспоминает Интерсаймон.
Поэтому на следующей встрече он познакомился с «компьютерным доктором», которого рекомендовали ему как человека, готового помочь новичкам. «Доктор» исправил ошибки пайки, и предложил Интерсаймон купить карточку-терминатор шины Godbout Electronics S-100. «Наконец, мой IMSAI 8080 заработал, — говорит Интерсаймон, — и работает до сих пор!»
Программисты старой школы могут помнить долгую карьеру Интерсаймона в компании Borland. Сегодня он вице-президент сообщества разработчиков в Evans Data Corporation. А компьютерным «доктором» был Джордж Тейт, один из основателей Ashton-Tate, где разработали программу dBase.
Подобное товарищество, часто приводившее людей к карьере в растущей индустрии ПК, было типичным для времени расцвета юзер-групп. Так пройдёмте вместе со мной в машину времени, чтобы снова взглянуть на них и понять, что делало их особенными.
Что собой представляли юзер-группы
Давным-давно использовать компьютер было сложно. Документации было мало (или вообще не было), ничего не было собрано заранее, а если у вас возникала проблема, помочь вам было некому. Вы могли найти ответ, дозвонившись до одной из ранних систем электронных досок объявлений (BBS), но ничто не сравнится с человеком, который смотрит вам через плечо и говорит: «Да ты ж его вверх ногами воткнул!»
Компьютерные юзер-группы были (и до некоторой степени остаются и сегодня) добровольными организациями, обычно не стремящимися к прибыли. Они возникали в малых и больших городах, насчитывая 25 или 2500 членов. Их услуги были разными, однако у самых ранних из них обычно было два главных аспекта: ежемесячные встречи и печатное новостное издание.
Новостные издания были важной частью сцены юзер-групп. Общество любителей компьютера Atari из Мичигана опубликовало этот шедевр в январе 1984 года.
Этот номер группы Apple 2000 (национальной юзер-группы поклонников компьютера Apple) от октября 1990 года содержал обзор игры «Moriarty’s Revenge»
Информационные бюллетени не должны были быть красивыми, как иллюстрирует эта публикация группы Commodore Eight Bit Boosters от октября 1994
Владельцам OS9 из Австралии повезло с этим бюллетенем, выходившим в 1989 году
Synchro Sette, листок юзер-группы, посвящённый ZX-81, имел подписчиков ещё в 1982
У Time Designs было очень много выпусков. Это сборник лучших материалов от энтузиастов компьютеров Timex и Sinclair, 1986 год.
«Для серьёзных программистов» из 1979 года
Некоторые журналы, издаваемые юзер-группами, выглядели профессионально. Это издание на 32 страницы привлекло подписчиков из 28 стран.
В небольших группах презентация могла представлять собой выступление одного члена группы перед другими. Группы с большим количеством членов и хорошими связями могли привлекать производителей, (правильно) расценивавших их, как первых пользователей продукта, с которыми стоит считаться. К примеру, на типичной встрече пользователей Phoenix PC в начале 90-х человек 300 могли собраться в конференц-зале отеля. Затем производитель мог час показывать им последнюю версию ПО — WordPerfect или Photoshop. Эти выступления были больше похожи на продуманные обучающие материалы, чем на презентации, нацеленные на продажи. В любом случае, присутствующие обучались чему-то новому. За демонстрацией могла последовать лотерея с неплохим призом — если учесть, что коммерческое ПО продавалось по $495 за копию.
Качество новостных бюллетеней варьировалось между разными юзер-группами, как вы можете видеть по приведённым снимкам или в этом архиве. Некоторые представляли собой простой призыв прийти на следующую встречу. Другие (и мой в том числе) были журналами на глянцевой бумаге, одна подписка на которых оправдывала членство в группе.
Кроме этого, группы предлагали различные преимущества. Некоторые спонсировали проведение конференций, встреч по обмену опытом, или другие события — как ежегодная «компьютерная ярмарка» в Трентоне, Нью-Джерси. У самых крупных из них были специальные клубы, предлагавшие обучение и другие преимущества. Но по большей части группы сводили людей вместе и знакомили их с новыми технологиями.
Новая сенсационная технология
Когда индустрия микрокомпьютеров была меньше, доступ к членам влиятельных кругов было получить проще — и ещё до того, как они начинали на что-то влиять. Юзер-группы давали каждому возможность узнавать что-то о технологии, и часто непосредственно от её изобретателей.
Гарри Маккракен посещал встречи бостонского компьютерного сообщества в 1979 году, и с нежностью вспоминает их сессии вопросов и ответов. «Вопросы были очень сложными, — вспоминает журналист, давно работающий в сфере технологий. — Не было никакого поклонения героям, просто умные пользователи компьютеров задавали осмысленные вопросы». Видеозаписи с некоторых из этих встреч можно посмотреть и в онлайне — к примеру, форум по будущему персональных компьютеров от 1981 года.
В 1981 году бостонское сообщество любителей компьютеров убедило выступить на одной из его встреч молодого Билла Гейтса
«Звёздами были Microsoft, WordPerfect и Adobe, — вспоминает член оклахомской группы пользователей ПК 1980-е годы. — На их презентации приходили сотни людей. Они раздавали полные версии своего ПО. Можно всегда было ожидать, что презентация новой версии продукта будет большим событием — примерно как сегодня Samsung и Apple запускают новые продукты».
Помощь с удовольствием
Для большинства пользователей юзер-группы также служили источником технической информации. Знающий человек (или, по крайней мере, знающий больше, чем вы) мог объяснить, как работают модемы, показать модный трюк в Corel Draw, порекомендовать матричный принтер.
«Когда для поддержки работы Linux на настольном компьютере требовалось тратить всё рабочее время, — вспоминает член юзер-группы Triangle Linux, — было очень круто иметь доступ к сети людей с личным присутствием, с которыми можно было побеседовать, если ваше последнее откомпилированное ядро делало из вашей системы кирпич».
На общих встречах часто можно было получить неожиданные знания, и вы постоянно знакомились с различными технологиями. Вы могли ничего не знать о ПО для CAD, пока кто-нибудь не показал бы вам, что можно сделать с его помощью. В один месяц на презентации юзер-группы могли показывать графический редактор (Arts & Letters), в другой — инструмент для обслуживания компьютера (Norton Backup), в третий — объяснять принципы разбиения жёсткого диска на разделы.
Существовали и другие группы, специально посвящённые единой теме или продукту. К примеру, в сообществе Phoenix PC User Group существовало порядка десятка групп по интересам с ежемесячными встречами. Один из компьютерных магазинов в деловой части города разрешал им бесплатно встречаться на своей территории. Несколько десятков человек могли собираться там и делиться впечатлениями и советами по поводу Corel Draw, Lotus 1–2–3 или инструментов для веб-мастеров. Группа любителей OS/2 назначала «дни установки», во время которых члены юзер-группы помогали всем членам сообщества искать драйвера устройств и решать проблемы с установкой ОС. Несколько членов сообщества вызвались добровольцами для демонстрации в магазинах CompUSA своих любимых операционок.
Некоторые группы по интересам в итоге отпочковывались, становясь отдельными юзер-группами. В 90-х Роберт, ныне — ведущий канала RetroCAD на YouTube, был сопредседателем юзер-группы пользователей AutoCAD юго-восточного Висконсина (CADDIES), где было 500 членов, 50 постоянных посетителей встреч и выпускавшийся на бумаге новостной бюллетень.
«Встречи были хорошо структурированы, — вспоминает он. — Было вступление, обновления, касающиеся событий в мире CAD (интернета тогда не было, поэтому большая часть посетителей узнавала всю информацию именно так). Мы часто демонстрировали инструменты, железо (дигитайзеры, видеокарты, модемы) и техники рисования. Несколько раз в год мы приглашали гостей из разных компаний типа Autodesk».
Предводители сообществ регулярно встречались для оттачивания лидерских качеств (на фото — 1990-й год).
Запуск карьер
В ранние дни персональных компьютеров юзер-группы были лучшим местом для обучения новым навыкам. Если вас интересовали компьютеры, достаточно было просто прийти и слушать. Многие люди, занимаясь там, получили опыт, впоследствии повлиявший на них с профессиональной стороны.
«Мне нравились социальные аспекты каждой из групп, но они ещё значительно повлияли и на мою карьеру, — говорит Джеральд Комбс. — В особенности юзер-группа UNIX из Канзаса, где я некоторое время был президентом». После доклада Комбса по поводу управления NNTP-серверами один из посетителей попросил провести консультации у местного интернет-провайдера. «После этого они меня наняли, но поскольку они не могли позволить себе Sniffer, я в итоге занялся разработкой анализатора протоколов для Solaris и Linux. А теперь у этого анализатора Wireshark есть активное онлайн-сообщество пользователей».
Дружественное отношение ко всем приходящим создало возможности для общения для интровертов.
«Эти группы были необходимы мне для поддержания моих навыков», — говорит Тони Алан, присоединившийся к юзер-группе по планированию загрузки производственных мощностей в 1990-х. Он поддерживал контакты с профессионалами в области IT, с которыми познакомился в то время, и которые работали с мейнфреймами, а теперь — с облачными технологиями. «Доклады на конференциях пользователей были отличным способом для распространения опыта и поддержания своего статуса в индустрии», — добавляет он.
У меня есть и своя история успеха. Я регулярно писала статьи для бюллетеня моего небольшого города, и в результате открыла в себе талант объяснения технических тем. Видите, к чему это привело?
Производители получали доступ к реальным пользователям
Компьютерная индустрия поняла, какие возможности таило в себе одобрение со стороны юзер-групп. Производители щедро описывали железо и ПО. Написанные добровольцами новостные статьи были предшественниками обзоров на Amazon. Производители знали, что неряшливо выглядящий посетитель встречи может оказаться закупщиком для крупной местной фирмы — и может порекомендовать сделать оптовый заказ.
В 90-е Бренда Кристенсен отвечала за связи с юзер-группами в компании GoldMine Software. «Приятнее всего было видеть неподдельный энтузиазм и невероятно честную обратную связь, — говорит она. — Они были честными и не имели скрытых целей. Полученная от них обратная связь была сравнимой с неискажёнными данными от фокус-группы, причём хорошо информированной и технически подкованной. А ещё они были очень дружелюбными!»
Это работало в обе стороны. Члены радовались возможности рассказать производителям, что они хотят. Через несколько PR-фильтров можно было достучаться до директора почти любой компании. Хотите спросить Питера Нортона, что он думает о будущем компьютеров? Пожаловаться на одно из свойств Quicken? Поднимите руку во время сессии вопросов и ответов, и задайте вопрос директору компании.
Мыслите глобально, мыслите как гик
Сообщества были открыты для всех посетителей. На них завязывалась долгая дружба, бизнес-союзы, появлялись возможности устроиться на работу и иногда даже найти себе пару.
К примеру, когда Дори Смит в начале 90-х переехала в Лос-Анджелес, она там почти никого не знала. «Я решила, что хорошим способом познакомиться с будущими друзьями будет вызваться добровольцем в местной группе пользователей Mac, — говорит она. — Я вступила в группу, попала на их BBS, нашла интересные встречи, и начала ходить».
Награда лучшему добровольцу юзер-группы Island/Reach на основе дискеты
На первой встрече Смит дала свои контакты Сюзи, исполнительному директору, и сказала, что хочет побыть добровольцем. Но на второй встрече она не получила ответа.
«На третьей встрече я пожаловалась Сюзи, что до сих пор ничего не слышала по поводу волонтёрской работы. Она сказала, что у LAMG пока нет координатора добровольцев — не хочу ли я занять это место? Вот так, всего через несколько недель после вступления в группу, без всяких связей, я благодаря своей надоедливости получила один из самых ответственных постов», — говорит Смит.
Большинство юзер-групп поощряли новичков на участие в их жизни. Нельзя сказать, что там были сплошь интеллигенты — в моей первой юзер-группе состояли серебряных дел мастер, почтальон и журналист на пенсии. Приветствовалось вступление в группы женщин. Интроверты правили бал. Никого не интересовал ваш возраст — главной характеристикой был энтузиазм.
Для молодых участников этот опыт часто выливался в пожизненную любовь к технологиям. К примеру, в городе Лондон штата Онтарио группу любителей Atari ST начал посещать 13-летний подросток со своим отцом. «Это реально заложило во мне основы, — говорит он сегодня. — От той группы до технологии BBS, которая просто снесла мне крышу, это была возможность познакомиться с миром, казавшимся мне волшебным».
Другой человек вспоминает о времени, проведённом в юзер-группе Tandy из города Талса: «Я делал несколько презентаций, и даже вёл курсы по ассемблеру на Z-80 для нескольких пожилых чуваков, интересовавшихся этой темой. Мне тогда было 16».
Юзер-группа OS/2 спонсировала техноконференции — такие, как эта, от 2000 года
Некоторые юзер-группы существуют и сегодня — на сайте Apple в 2020 году даже есть особое место для таких групп (хотя сейчас, наверное, личные встречи пока не проводятся)
Так что же случилось?
Исчезновению групп способствовали две вещи. Первой был интернет, а также предшествовавшие ему BBS. Если вы можете выразить вопрос письменно, вы можете найти веб-сайт с ответом на него.
Кроме того, компьютерами стало легче пользоваться. Когда персональные компьютеры стали мейнстримом, решение проблем с ними перестало быть эзотерическим предприятием.
Сегодня типичных юзер-групп уже нет. Исключения можно найти в неполном, и в основном, устаревшем списке ассоциации юзер-групп ПК, хотя если поискать в онлайне, вы, вероятно, найдёте и другие варианты. К примеру, Toronto PET Users Group (TPUG) является самой долгоживущей группой пользователей Commodore. Apple Pi из Вашингтона всё ещё удерживает позиции, как и Triangle Linux Users Group. Юзер-группа от IBM, SHARE, ведёт свою историю с 1950-х, и продолжает поддержку промышленных пользователей, хотя сегодня это в основном происходит посредством конференций.
Если вам хочется познакомиться с организацией сообщества, вы всё ещё можете найти что-то похожее. Надеюсь, что технологии продолжат вдохновлять на организацию встреч с другими людьми, разделяющими их энтузиазм, будь то встречи любителей Raspberry Pi, дни любителей хобби, или конференции по открытому коду типа Drupalcon или PyCon.
Вы также можете поддерживать дух юзер-групп, находя способы помогать вашим соседям-энтузиастам. К примеру, Hack Club обучает школьников техническим навыкам в школах, и существует в 35 штатах США и 17 странах — каждый год хакатоны и клубы посещает порядка 10 000 школьников.
Так что, даже если юзер-группы практически ушли в прошлое, их преимущества остаются с нами. Юзер-группы стали предшественниками сообщества открытого кода, поскольку были основаны на распространении знаний и взаимопомощи. Кто знает, возможно, без юзер-групп, распространявших дух сотрудничества, сообщество открытого кода не поднялось бы так сильно, как сегодня.