[Перевод] Возвращение эпохи винила
В США функционирует всего 21 завод по производству виниловых пластинок – одним из них является Cascade Record Pressing, расположенный недалеко от города Портленд, в штате Орегон. Многие заводы закрылись с появлением CD и MP3.
Очевидно, что в такой обители хипстеров как Портленд имеется множество музыкальных магазинов – столько, что Марк Рейни (Mark Rainey), владелец TKO Records в городе Хантингтон-Бич, Калифорния, быстро решился открыть ещё один. Рейни искал новое дело, чтобы начать работать за пределами Калифорнии, и, наслушавшись рассказов о спросе и предложении в сфере винила от своих друзей, которые управляли лейблами, принял решение, что ему необходимо открывать производство.
Открытый в мае 2015 года, Cascade Record Pressing стал 21-м действующим заводом по производству виниловых пластинок в США (во всем мире существует приблизительно 40) и первым заводом на западном побережье США.
«Движение в этом направлении казалось самым логичным, – сказал Рейни. – Взглянув на Портленд и местную культуру, я понял, что это действительно то самое место».
Портленд известен местными артистами и малым бизнесом, так как обладает сильной независимой музыкальной сценой, сформировавшейся несколько десятилетий назад.
Cascade Record Pressing работает с малыми и средними звукозаписывающими компаниями, с независимыми музыкантами и небольшим тиражом записей. Фото: Лиа Нэш (Leah Nash) для The Guardian
Завод Cascade, расположенный в городе Милуоки, штат Орегон, который граничит с Портлендом на юге, явился результатом труда трех партнеров: генерального директора Рейни, мастеринг-инженера Адама Гонсалвеса (Adam Gonsalves) и дипломированного бухгалтера Стива Лэннинга (Steve Lanning). Как меломаны и поклонники винила они понимали, что спрос на их услуги будет только расти.
Согласно отчету Nielsen, в период с января по март 2015 года продажи винила были на 53% выше, чем в аналогичный период прошлого года. В 2014 году продажи составили 9,2 млн пластинок, по сравнению с 6,1 млн в 2013 году.
Несмотря на шумиху вокруг винила, его продажи остаются незначительными по сравнению с цифровыми загрузками и CD, составляя всего 3,6% всех проданных альбомов в США в прошлом году. Тем не менее с 2009 года продажи винила увеличились на 260%.
Терри Куррье (Terry Currier), владелец известного музыкального магазина Music Millennium в Портленде, говорит, что возрождение винила состоялось благодаря молодому поколению, которое обнаружило этот ретро китч на гаражных распродажах. Пластинки требуют к себе внимания – впечатление об альбоме формирует не только музыка, но и широкоформатные иллюстрации к нему, которых так не хватает формату MP3 и стриминговым платформам.
Но Куррье считает, что переломным моментом стал учрежденный в 2007 году День музыкального магазина – ежегодное мероприятие в честь независимых магазинов. «До основания праздника в СМИ писали, что они [музыкальные магазины] обречены, но День музыкального магазина показал, что это не так, и поспособствовал возрождению пластинок», – сказал Куррье.
Каждый апрель в этот день происходит релиз 400 эксклюзивных пластинок, поэтому в инди-магазинах по всему миру выстраиваются длинные очереди. Новые альбомы и переиздания на виниле для коллекционеров выпускают не только инди-лейблы, но и крупные компании.
«Только в этом году лейблы Universal Music выпустят виниловые издания бессмертной классики от Rolling Stones до альбомов современных исполнителей, таких как Лана Дель Рей, и независимых исполнителей, таких как Halsey, – сказала Кендис Берри (Candace Berry), исполнительный вице-президент и директор отдела продаж в Universal Music Group. – Наше исследование показывает, что потребители ищут нечто большее в дополнение к цифровой музыке, которую они слушают каждый день, а винил может им в этом помочь».
Так, с резким скачком продаж винила приходит спрос на его производство. Беда в том, что заводы по производству пластинок не справляются с нагрузкой. После появления компакт-дисков в 90-х годах, за которыми пришел формат MP3, десятки заводов закрылись. Те, которые остались, завалены невыполненными заказами. В результате лейблы вынуждены переносить даты релиза.
«Мы были вынуждены работать с большим отставанием, так как увеличилось время между получением мастер-копии и выпуском альбома», – сказал Том Дэйвис (Tom Davies), руководитель отдела маркетинга Secretly Group – группы компаний американских независимых лейблов, основанной в городе Блумингтон, штат Индиана. В состав группы входят Secretly Canadian, Jagjaguwar, Dead Oceans и Numero Group, которые представляют таких исполнителей, как Antony and the Johnsons, Bon Iver, Dinosaur Jr и Шарон Ван Эттен.
Главный прессовщик Cascade Дэйв Мендоза (Dave Mendoza) проверяет пластинки. Фото: Лиа Нэш для The Guardian
Дэвис говорит, что из-за резкого увеличения спроса на пластинки также пострадало и их качество. «Некоторые виниловые пластинки просто приводили в ужас, – сказал он. – Из-за занятости заводов лейблам было очень тяжело получить сколько-нибудь хорошее качество пластинок».
Завод Gotta Groove Records, основанный в Кливленде, штампует 80000 записей в месяц – в основном это новые издания от инди-лейблов и (очень редко) переиздания. В настоящее время завод отстает от плана на три месяца.
Вице-президент Мэтт Ирли (Matt Earley) говорит, что проблема, отчасти, возникла из-за малого числа компаний, производящих металлические матрицы – негативные версии оригинальной записи. Матрицы используют для расплющивания виниловой «шайбы», которая впоследствии становится пластинкой. «В этом году промышленность нуждалась в матрицах больше, чем когда-либо», – сказал Ирли.
В Gotta Groove задействовано шесть прессов, причем некоторые из них выпущены в 50-х годах прошлого века. «Я не знаю ни один завод, который бы покупал новые прессы, – сказал Ирли. – Чтобы покрыть стоимость нового пресса, необходимо увеличить цену пластинок в четыре раза».
Последние месяцы новые прессы выпускала только корпорация Record Products of America, поставляющая детали всем заводам по производству пластинок в Соединенных Штатах. По словам Дэна Хемперли (Dan Hemperly), заведующего отделом сбыта в RPA, два ручных пресса, которые работают в тандеме, обойдутся в $130 000.
В настоящее время заводы уже несколько лет работают с устаревшей техникой, которая была в консервации долгое время. «Вы не можете запустить старое оборудование работать круглосуточно, – обращает внимание Хэмперли, – тогда и людям придется сопровождать его работу 24 часа в сутки».
Во время открытия Cascade был небольшим заводом. Они приобрели шесть прессов Miller 70-х годов, работавших в Hub Servall, старейшем заводе по производству виниловых пластинок на восточном побережье, закрытом в 2004 году.
На данный момент в Cascade работают три пресса, четвертый находится на испытаниях. В среднем за восьмичасовую смену производится 1500 единиц продукции (от 6000 до 7000 пластинок в неделю).
Также им удалось нанять прессовщика с большим опытом за плечами. «Сейчас трудно найти квалифицированного прессовщика. Это своего рода ремесло, – сказал Рейни. – Спрос на прессовщиков должен подтолкнуть больше молодых людей обучаться этой профессии, потому что опытные прессовщики уже выходят на пенсию».
Время изготовления одной пластинки с помощью автоматических прессов составляет примерно 35-40 секунд. После этого записи забирают в инспекционную комнату, где 10% пластинок слушают и проверяют. Через 24 часа после изготовления пластинки упаковывают ) это также происходит на заводе Cascade.
«Мы – не самый большой завод, поэтому пытаемся конкурировать по качеству, а не количеству, а также отличаться высоким уровнем обслуживания клиентов, – сказал Стив Лэннинг. – Наша главная цель – это найти независимые лейблы, с которыми мы хотим работать и укреплять отношения, а спрос на винил не так уж важен».
Cascade, являясь единственным заводом в регионе, работает со всеми лейблами на западном побережье – при местном производстве снижаются транспортные расходы.
У Лэннинга свои взгляды на будущее: «Надеюсь, что существование Cascade подтолкнет к созданию новых лейблов, потому что сейчас снова появилась возможность производить пластинки – это очень вдохновляет».