[Перевод] Типизированные eDSL на Go
В статье показано, как реализовать встраиваемый типизированный DSL на Go. Рассматриваемое представление будет типобезопасным, т.е. не позволит сконструировать некорректные выражения (термы), но допускает разные интерпретации выражений. Система типов DSL один-к-одному маппится на систему типов Go, поэтому весь type-checking производится компилятором.
Обычно для этого требуются GADT или HKT. В статье показан механизм кодирования выражений, который не зависит ни от первого, ни от второго.
В отличие от универсально квантифицированного кодирования Boehm-Berarducci [1] в данной статье используется экзистенциальное квантифицирование (без потребности в полиморфизме высшего порядка за счет того, что интерфейсы являются экзистенциальными типами).
Скрытый текст
Про экзистенциальные типы см. [2]
Как и алгебраические типы данных рассматриваемое кодирование закрыто (нельзя без доработки кода добавить новый statement), но типобезопасно и операции паттерн-матчинга проверяются на полноту в compile-time. Альтернативное кодирование GADT в стиле Tagless-final требует полиморфные термы, которые в Go могут быть только функциями, но функции не сериализуются. В данном случае закрытость кодирования это осознанный выбор в пользу большей type-safety, но при желании можно сделать кодирование открытым, чтобы решить expression problem.
Мы будем кодировать следующий GADT (пример на Haskell):
data Exp a where
Lit :: a -> Exp a
Add :: Exp Int -> Exp Int -> Exp Int
Or :: Exp Bool -> Exp Bool -> Exp Bool
Lt :: Exp Int -> Exp Int -> Exp Bool
If :: Exp Bool -> Exp a -> Exp a -> Exp a
Реализация DSL
Интерфейс Exp представляет сериализуемое выражение на нашем eDSL. Метод MatchExp распаковывает ADT для продолжения обработки. ExpBoolVars и ExpIntVars это множества продолжений (continuations). Возвращаемый тип ExpKind строго говоря не обязателен для кодирования, но так удобней сообщать какое из продолжений было выбрано для обработки.
type Exp interface {
MatchExp(ExpBoolVars, ExpIntVars) ExpKind
}
Введем небольшой костыль, ограничение ety
для денотационной семантики DSL
type ety interface {
bool | int
}
exp[t]
— выражение для DSL-ного типа t, который маппится на Go-тип t. Не является сериализуемым в отличие от Exp. Причина по которой мы можем сохранить сериализуемость Exp, заключается в том что t это фантомный тип (существует только в compile-time для проверки типов). Кодирование бестеговое (tagless), таким образом мы можем поместить его за экзистенциалом и использовать гетерогенные списки выражений.
type exp[t ety] interface {
Exp
}
ExpBoolVars, ExpIntVars
представляет проекции конструкторов ADT. Чтобы это работало множество внутренних типов у DSL должно быть конечным. Здесь не показано, но конструкторы все еще могут быть полиморфными.
// Продолжения для булевых выражений
type ExpBoolVars interface {
Lit(bool)
Or(exp[bool], exp[bool])
Lt(exp[int], exp[int])
If(exp[bool], exp[bool], exp[bool])
}
// Продолжения для int выражений
type ExpIntVars interface {
Lit(int)
Add(exp[int], exp[int])
If(exp[bool], exp[int], exp[int])
}
ExpKind
еще один ADT нужный чтобы классифицировать выражения по их типам. KindVars
— это возможные продолжения для обработки результата выражения.
type ExpKind interface {
MatchKind(KindVars)
}
type KindVars interface {
Bool(ExpBoolVars)
Int(ExpIntVars)
}
boolVal, intVal
захватывают продолжения для соответствующих выражений. Реализуют интерфейс ExpKind.
type boolVal struct{ ev ExpBoolVars }
type intVal struct{ ev ExpIntVars }
func (b boolVal) MatchKind(v KindVars) { v.Bool(b.ev) }
func (n intVal) MatchKind(v KindVars) { v.Int(n.ev) }
MatchIntExp, MatchBoolExp
— функции для переиспользования продолжений для тех операций для которых уже знаем их тип.
func MatchIntExp[tv ExpIntVars](e exp[int], v tv) tv {
e.MatchExp(nil, v)
return v
}
func MatchBoolExp[tv ExpBoolVars](e exp[bool], v tv) tv {
e.MatchExp(v, nil)
return v
}
lit[t], add, or, lt, if_
кодируют типизированные выражения. Если ADT это абстрактное представление, то здесь мы уточняем конкретные типы значений.
type lit[t ety] struct{ val t }
type add struct{ a, b exp[int] }
type or struct{ a, b exp[bool] }
type lt struct{ a, b exp[int] }
type if_[t ety] struct {
c exp[bool]
t exp[t]
f exp[t]
}
Методы MatchExp
реализуют exp[t]
. Каждая функция выбирает соответствующие продолжения, исполняет их. Мы используем switch по типам чтобы обойти ограничения Go и отсутствие универсальной квантификации для методов. Компилятор Go не может понять что набор case веток полон (exhaustive) и требует указать default. На уровне пользователя DSL никаких switch не требуется.
func (l lit[t]) MatchExp(bv ExpBoolVars, nv ExpIntVars) ExpKind {
switch v := interface{}(l).(type) {
case lit[bool]:
bv.Lit(bool(v.val))
return boolVal{bv}
case lit[int]:
nv.Lit(int(v.val))
return intVal{nv}
default:
panic("unreachable")
}
}
func (n add) MatchExp(_ ExpBoolVars, v ExpIntVars) ExpKind {
v.Add(n.a, n.b)
return intVal{v}
}
func (b or) MatchExp(v ExpBoolVars, _ ExpIntVars) ExpKind {
v.Or(b.a, b.b)
return boolVal{v}
}
func (b lt) MatchExp(v ExpBoolVars, _ ExpIntVars) ExpKind {
v.Lt(b.a, b.b)
return boolVal{v}
}
func (e if_[t]) MatchExp(bv ExpBoolVars, nv ExpIntVars) ExpKind {
switch interface{}(*new(t)).(type) {
case bool:
bv.If(e.c, e.t.(exp[bool]), e.f.(exp[bool]))
return boolVal{bv}
case int:
nv.If(e.c, e.t.(exp[int]), e.f.(exp[int]))
return intVal{nv}
default:
panic("unreachable")
}
}
Реализуем fmt.Stringer
для конструкторов значений.
func (l lit[t]) String() string { return fmt.Sprintf("(lit %v)", l.val) }
func (n add) String() string { return fmt.Sprintf("(add %v %v)", n.a, n.b) }
func (b or) String() string { return fmt.Sprintf("(or %v %v)", b.a, b.b) }
func (b lt) String() string { return fmt.Sprintf("(lt %v %v)", b.a, b.b) }
func (e if_[t]) String() string { return fmt.Sprintf("(if %v %v %v)", e.c, e.t, e.f) }
Реализуем конструкторы значений как функции вместо того, чтобы дать пользователю создавать типы напрямую, потому что вывод типов в Go работает лучше в этом случае. К сожалению, это все еще не работает для If
, что удручает. Если бы Go использовал вывод типов по алгоритму Хиндли — Милнера, то проблем бы не было.
func Lit[t ety](v t) lit[t] { return lit[t]{v} }
func Add(a, b exp[int]) add { return add{a, b} }
func Or(a, b exp[bool]) or { return or{a, b} }
func Lt(a, b exp[int]) lt { return lt{a, b} }
func If[t ety](c exp[bool], tr, fl exp[t]) if_[t] {
return if_[t]{c, tr, fl}
}
Использование DSL
Все что было рассмотрено до этого раздела было внутренней реализацией. Далее будем рассматривать код с точки зрения потребителя DSL. Мы хотим написать интерпретацию ADT в которой будет определена операционная семантика большого шага (big-step). Мы можем выбрать и другие интерпретации — данный подход не заставляет делать конкретный выбор. Как пример мы может написать интерпретацию которая компилирует в native код.
Разберем интерпретацию eval.
EvalInt
это множество взаимно рекурсивных определений, которые определяют значение выражений типа int. EvalInt
реализует ExpIntVars
, поэтому компилятор проверяет, что мы реализуем все требуемые продолжения (варианты паттерн-матчинга), а иначе код не скомпилируется. По аналогии добавляем EvalBool
.
type EvalInt int
type EvalBool bool
func (ev *EvalInt) Lit(n int) { *ev = EvalInt(n) }
func (ev *EvalInt) Add(a, b exp[int]) {
*ev = evalInt(a) + evalInt(b)
}
func (ev *EvalInt) If(c exp[bool], t, f exp[int]) {
if evalBool(c) {
*ev = evalInt(t)
return
}
*ev = evalInt(f)
}
func evalInt(e exp[int]) EvalInt {
// Компилятор знает, что мы работаем с exp[int],
// так что здесь нельзя вызвать MatchBoolExp по ошибке.
return *MatchIntExp(e, new(EvalInt))
}
func (ev *EvalBool) Lit(b bool) { *ev = EvalBool(b) }
func (ev *EvalBool) Or(a, b exp[bool]) {
*ev = evalBool(a) || evalBool(b)
}
func (ev *EvalBool) Lt(a, b exp[int]) {
if evalInt(a) < evalInt(b) {
*ev = EvalBool(true)
return
}
*ev = EvalBool(false)
}
func (ev *EvalBool) If(c, t, f exp[bool]) {
if evalBool(c) {
*ev = evalBool(t)
return
}
*ev = evalBool(f)
}
func evalBool(e exp[bool]) EvalBool {
return *MatchBoolExp(e, new(EvalBool))
}
Eval
предоставляет все необходимые продолжения, которые требуются ADT: ExpBoolVars, ExpIntVars, ExpKind. Мы не можем забыть какую-то имплементацию. Это не скомпилируется.
type Eval struct {
EvalInt
EvalBool
val interface{}
}
Функция eval
вычисляет значение выражения. В отличие от evalBool
и evalInt
, которые принимают exp[t]
, eval принимает Exp, что позволяет ему работать с гетерогенными списками выражений. Внутри Exp содержится достаточно информации для обработки. А exp[t]
мы вводили для большей типобезопасности.
func eval(e Exp) interface{} {
var ev Eval
// После этого вызова мы знаем что сделан правильный выбор продолжения
// Но не знаем какой именно
ek := e.MatchExp(&ev.EvalBool, &ev.EvalInt)
// А после этого вызова узнаем и вернем значение
ek.MatchKind(&ev)
return ev.val
}
func (ev *Eval) Bool(ExpBoolVars) {
ev.val = ev.EvalBool
}
func (ev *Eval) Int(ExpIntVars) {
ev.val = ev.EvalInt
}
Мы можем создавать и комбинировать выражения. У всех выражений какой-то подтип exp[t]
. Комбинировать их можно только если проходит проверка типов.
var e00 = Lit(false)
var e01 = Lit(42)
var e02 = Add(e01, Lit(22))
var e03 = Or(e00, Lit(true))
var e04 = Lt(e02, e01)
var e05 = If[int](e04, e01, e02)
var e06 = If[bool](e03, e03, e00)
Мы можем сохранить выражения в гетерогенном списке:
var progs = []Exp{
e01,
e02,
e03,
e04,
If[int](e04, e01, e02),
If[bool](e03, e03, e00),
}
Для каждого выражения (не зная его конкретный тип) запустим унифицированную процедуру eval
func main() {
for _, p := range progs {
fmt.Printf("%v=%v\n", eval(p), p)
}
}
Получим следующий результат:
42=(lit 42)
64=(add (lit 42) (lit 22))
true=(or (lit false) (lit true))
false=(lt (add (lit 42) (lit 22)) (lit 42))
64=(if (lt (add (lit 42) (lit 22)) (lit 42)) (lit 42) (add (lit 42) (lit 22)))
true=(if (or (lit false) (lit true)) (or (lit false) (lit true)) (lit false))
Ссылки
Beyond Church encoding: Boehm-Berarducci isomorphism
Роман Душкин. Мономорфизм, полиморфизм и экзистенциальные типы