[Перевод] Слушать музыку или нет – вот в чем вопрос
Очевидно, что блогер CNET Джеффри Моррисон думает, что музыка приносит больше наслаждения, если использовать ее в качестве фона к другим видам деятельности. Ценители качественной музыки считают по-другому.
Вчера статья Джеффри Моррисона на CNET «Музыкальная многозадачность: как музыка «на фоне» улучшает жизнь» заставила пройти меня через некоторые перемены [перевод оригинальной статьи Джеффри Моррисона читайте здесь — прим. перев.]. Он говорил о многих вещах, которые, по моему мнению, абсолютно ошибочны, но я начну с этого: «Я не понимаю людей, которые не слушают музыку постоянно. Я слушаю ее во время работы и включаю в машине. Я слушаю музыку по пути в магазин или во время прогулки по незнакомому городу. Музыка придает новый импульс почти всему, что я делаю, и улучшает жизнь». Конечно, почему нет? Хоть он и пренебрегает сосредоточенным прослушиванием, я считаю, что фоновой музыки недостаточно «для улучшения жизни». Поддерживать ободряющую идею Моррисона не концентрироваться на музыке — почти то же самое, что говорить восьмилетнему племяннику, что необязательно есть овощи, ведь мороженое и конфеты куда как питательнее. Что за вздор!
Проблема фонового прослушивания состоит в том, что оно входит в привычку. Вы привыкаете к нему до такой степени, что само предположение, что вы, возможно, насладитесь музыкой более полно, если вдруг каким-то случайным образом прекратите разговаривать, набирать сообщения или выполнять любые другие параллельные действия, вызывает недоумение. Суждение Моррисона, что музыка не заслуживает вашего полного внимания, неуважительно по отношению к музыкантам, которые ее создали. Может быть, они в течение недель или месяцев отлаживали композицию, бились над каждой деталью, которая останется незамеченной большинством «слушателей».
Итак, если вы никогда по-настоящему не сосредотачивались на вашей любимой музыке, проведите этот простой эксперимент: в тихой комнате, в течение десяти минут просто слушайте ее с закрытыми глазами. Кто знает, возможно, чем больше внимания вы будете уделять прослушиванию музыки, тем больше вам захочется на ней концентрироваться.
Как я уже сказал, прослушивание в фоновом режиме входит в привычку: даже на живых концертах значительная доля аудитории либо разговаривает, либо «слушает», уткнувшись в свои девайсы. Музыка играет где-то там, на фоне, в то время как основной фокус внимания здесь, под носом. Таким образом, даже если люди платят большие деньги за билет на концерт Radiohead, Tom Petty или Arcade Fire, их музыка остается «на фоне», частично присутствуя только в быстро проходящих впечатлениях от концерта, который, по сути, прошел мимо.
До того, как возможность записи музыки изменила музыкальный мир, музыку играли вживую, люди сами ее создавали — и, конечно же, она не была фоновой, она была на первом плане. Люди творили свою собственную музыку, они пели и играли на музыкальных инструментах дома, и большая часть человечества никогда не слышала лучших из музыкантов. Они играли для королей и других богатых граждан. Простым людям музыка была доступна только благодаря им же самим.
Радио и пластинки изменили это и привели в повседневную жизнь обычных людей голоса и мелодии самых лучших исполнителей. Сначала музыка вошла в их дом, потом ее стали включать в машине — и все были очарованы и восхищены тем, что слышали. Когда человеку нравилась какая-то услышанная на радио, мелодия, он шел и покупал пластинку c этой песней. Правильно: оказалось, что музыка имела — только представьте! — свою цену. Музыканты зарабатывали, записывая свою музыку, поэтому они выпускали все больше пластинок.
Я не берусь утверждать, что все были заворожены музыкой постоянно, конечно нет. Музыка играла фоном на вечеринках, в машине, во время чтения или любых других занятий. Но в свободное время люди, которым нравилась музыка, слушали ее по-настоящему. И это совсем непохоже на то, что происходит сейчас.
Несколько лет назад я брал интервью у небольшой группы ребят, которые совсем недавно обзавелись своими первыми проигрывателями. Все в один голос заявили, что, слушая музыку с винила, они прекращали заниматься параллельными вещами и просто слушали. Большинство не было заинтересовано в высоком качестве и не считало себя меломанами, но винил изменил их отношение к музыке. То есть, они начали на самом деле к ней прислушиваться. И если вы будете вслушиваться в музыку как можно чаще, скорее всего, вас начнет заботить, как именно она звучит. А если вы не прислушиваетесь, то качество действительно не имеет особого значения. Может быть, именно поэтому эти маленькие Bluetooth-колонки паршивого качества так популярны: никто ведь на самом деле их не слушает.
Я разговаривал с братьями — восемнадцатилетним Эйденом (Aiden) и Шоном (Sean), которому 14, оба только недавно обратились к аналоговой музыке. Эйдену нравится ритуал: извлечь пластинку из футляра, поместить ее на опорный диск проигрывателя и поставить иголку в канавку. Он говорит, что «это делает прослушивание особенным и благодаря этому ты начинаешь ценить музыку больше». Без всяких подсказок с моей стороны, Эйден отметил, что ему гораздо легче различать игру каждого инструмента в отдельности, если он слушает музыку на пластинке, а не в любом другом формате. Также он добавил, что «это огромное преимущество». Шон признался, что когда он слушает музыку на iPod, иногда ему становится скучно и он пропускает некоторые песни, но с пластинкой так не получится.
Аналоговая музыка не идеальна, но она лучше передает эмоциональный посыл, который заложен в музыке, и это главная причина, по которой пластинки становится труднее игнорировать. Факт в том, что редко когда люди слушают цифровую музыку просто так, не занимаясь чем-нибудь параллельно. Очевидно, что цифровая музыка не в силах привлечь и удержать безраздельное внимание слушателя.