[Перевод] Скандал вокруг Volkswagen и роль программистов в нём
Вам известно имя Майкла Хорна? Он генеральный директор Volkswagen of America.
Вы в курсе, что происходит сейчас с Фольксваген? Дизельгейт? (отсылка к Уотергейту) То, что софт, управляющий дизельным двигателем в некоторых их машинах, был заточен на прохождение тестов на выхлопные газы? Да, видимо, этот софт мог определить, что проводится тест на выхлопы, и перевести двигатель в режим, когда он выбрасывает в сорок раз меньше вредных оксидов углерода по сравнению с обычным режимом.
Несколько дней назад Майкл Хорн давал показания перед конгрессом по этой проблеме. Знаете, что он сказал? Он сказал законотворцам следующее:
Это была пара программистов, которые сделали так по какой-то причине...
(оригинал: «This was a couple of software engineers who put this in for whatever reason,»)
Вы можете послушать как он это сказал на 1:11:40 секунде этой записи.
Не столь важно, что никто в своем уме не поверит в эту чепуху. Последствия могут быть весьма серьезными.
1. Теперь то, станут ли разработчики ПО козлами отпущения, зависит от показаний в конгрессе. Конкретно в это обвинение невозможно поверить, но в следующий раз это может быть не так. В самом деле, как только менеджеры прокачаются в этой игре, они смогут предоставлять куда более убедительные доказательства должностного преступления программиста.
2. Общественности дали понять, что программисты могут быть преступниками. Это приведет к тому, что в следующий раз, когда что-то пойдет не так — авиакатастрофа, пожар или потоп, — общественность обвинит во всем программиста. Конечно, это произойдет не сразу, но не так давно и самого понятия причастности программиста к бедствию не существовало.
Впрочем, это всё лишь моя параноидальная болтовня. Да, меня волнует, что общественность и политики однажды осознают, что зависят от программистов слишком сильно, но слишком слабо контролируют их. Вы уже слышали мое предостережение об этом раньше.
Забейте на всё, что написано выше. Здесь есть проблема куда глубже.
Некие программисты на самом деле сделали это.
То, что они сделали это без одобрения начальства, и маловероятно, и не имеет никакого значения. Они это сделали.
Неважно, что их начальники сказали им так поступить. Они это сделали.
Неважно, что им за это платили. Они это сделали.
Вы могли бы возразить, что эти программисты не знали, что делают на самом деле. Им просто дали некие спецификации, и они их реализовали в коде, не зная, что являются сообщниками в деле о мошенничестве в особо крупном размере.
Я думаю, это еще более нелепый довод, чем у Майкла Хорна. Они знали. А если нет, то им стоило бы знать. Они были ответственны за то, чтобы знать.
Если бы у нас была настоящая профессия (видимо, здесь имеется в виду формальная причастность с сертификацией и лицензией, как у врачей — прим.перев.), то они бы предстали перед профессиональной комиссией, было бы проведено расследование, и если бы их признали виновными — выпнули бы из профессии с позором.