[Перевод] Пол Грэм: как справиться с патентными «оковами» без государства
Я никогда не был на 100 процентов уверен: патенты помогают техническому прогрессу или препятствуют ему? Ребенком я думал, что помогают. Я думал, патенты защищают изобретателя от больших компаний, которые могут украсть его идею. А, может быть, это и было правдой в прошлом, когда большинство вещей обладали физическими свойствами. Несмотря на то, что патенты, в целом, вещь хорошая, некоторые используют для плохих целей. А так как с таким использованием встречаешься все чаще и чаще, растет потребность и в реформе патента.
Проблема с патентами потому и проблема, что приходится в процессе задействовать правительство. Значит, дело будет идти медленно. Однако недавно я осознал, что мы можем подступиться к этой проблеме следующим образом: в некоторых случаях реально узнать, как используется патент, отслеживая место, где он был выпущен.
Один из способов использовать патент явно не для поддержки инноваций — имеет место быть тогда, когда корпорации, производящие плохой товар, имея патент, вытесняют мелкие компании с качественными продуктами. С этим мы можем справиться и без помощи государства.
Чтобы найти компании, которые выше таких фокусов, необходимо потребовать с них публичные обещания этого не делать. Тогда, те, кто не даст обещание, сразу будут казаться подозрительными. Потенциальные работники не захотят туда наниматься. Инвесторы же смогут увидеть, что компания на плаву благодаря судебным процессам, а не хорошим товарам.
Вот обещание:
Не применять первым патент на программное обеспечение компании, где работает меньше 25 человек. (No first use of software patents against companies with less than 25 people.)
Перевод: Лиза Ламова
Поддержка публикации — компания Edison, которая разрабатывает САПР электроэнергетических систем, а так же помогает исследовательскому институту с реализацией программного модуля, содержащего математический алгоритм нейронной сети для распознавания изображений.
Я намеренно привел точное высказывание для краткости. Это обещание не имеет юридической силы. Оно похоже на слоган Гугла «Не быть злом». Компания не определяет, что в их понимании зло, но заявила, что они хотят соответствовать стандарту, которого не придерживается «Алстриа» (американская компания, один из лидеров мирового рынка табачных изделий). Несмотря на сдерживающую сторону этого слогана, он принес Гуглу пользу. Технологические компании выигрывают, привлекая наиболее работоспособных людей, а этих людей интересуют работодатели, которые стремятся поднять стандарт качества, а не уменьшать требования.
Обещание, связанное с патентом, производит меньший эффект, но связано с понятным принципом — «Не будь злом». Я поддерживаю каждую компанию, которая возьмет этот принцип за основу. Если вы хотите помощь в решении проблемы патентов — поддержите вашего работодателя.
Большинство технологических компаний уже не будет опускаться до использования патентов на стартапы. Вы не увидите, как Гугл или Фейсбук подают в суд на стартапы за нарушение патентных прав. Им это не нужно. К счастью технологических компаний, обещание по патенту не требует перемен в поведении. Они просто заявляют делать то, что они и так обязаны. И когда все не использующие патенты на стартапы компании дадут это обещание, несогласные (не давшие его) будут бросаться в глаза.
Такого рода обещание не исчерпает проблему патентов. Оно не остановит тех, кто не соблюдает патент, например; они уже неприкасаемые. Но это поможет исправить то, что важнее патентных троллей — они всего лишь паразиты. Нескладный паразит иногда может убить хозяина, но не это его цель. Компании, возбуждающие судебные дела из-за нарушения патента стартапом, хотят добиться одного: чтобы продукт этого стартапа не вышел на рынок.
Компании предъявляющие требования по соблюдению патента к стартапам губят инновации на корню. Здесь каждый может сделать что-то, не ожидая правительства: спросить компании к какому лагерю они принадлежат.
Airbnb
Bump
CarWoo
DailyBooth
Disqus
Dropbox
DotCloud
Greplin
Heyzap
Hipmunk
Justin.tv
Loopt
Songkick
Stripe
Weebly
Wepay
Anybots
BakedCode
Hackruiter
InboxQ
TrailBehind, Inc.
Interviewstreet
Binpress
Earbits
urbantag
MogoTix
Jive Software
KangarooBox
XWiki
JobSpice
Grooveshark
Freshplum, Inc
Posthaven
Coinbase
www.thepatentpledge.org
Комментарии (10)
31 октября 2016 в 15:42 (комментарий был изменён)
0↑
↓
> Не применять первым патент на программное обеспечение компании, где работает меньше 25 человек
Либо плохой перевод, либо какая-то непонятная хрень. Попробуем разобрать:Что значит «не применять первым патент»? Не регистрировать его? Не использовать в работе? Идем дальше:
> на программное обеспечение компании
«ПО компании». Т.е. патент на алгоритм, который принадлежит некоей компании. Вроде понятно
> где работает меньше 25 человек
Кстати, а почему 25, а не 26? Когда компания перейдет этот порог, то ей посыпятся письма счастья, и ей придется тратиться на кучу адвокатов? Тогда будут регистрировать много мелких, по одной на каждое бизнес-подразделение.
> Не применять первым
Первым нельзя? А вторым можно? Фейсбук первым подал на ООО «Капуста» в суд, а теперь можно и гуглу (он ведь уже не первый)? Или ООО «Капуста» подала в суд на Гугл, а теперь можно и Гуглу подавать на ООО «Капуста»?Вернемся к полной цитате:
> Не применять первым патент на программное обеспечение компании, где работает меньше 25 человек.Попробую адаптировать то, как я понял:
> Не подавать в суд на мелкие фирмы, которые используют чужие патенты, если в фирме работают 25 человек или меньше.> Вы не увидите, как Гугл или Фейсбук подают в суд на стартапы за нарушение патентных прав
Опять-же, «хорошим» компаниям это не надо, а проблема патентных троллей в том, что они тем и занимаются, что подают в суды на мелкие фирмы как паразиты. От того, что гугл или фейсбук не будут «кусаться» на мелкие компании, тролли никуда не денутся. Да и сейчас, насколько мне известно (т.е. неизвестно), гуглу не выгодно судиться с мелкими компаниями, т.к. отсудить получится всего пару тысяч долларов, что даже ЗП юристу не окупит, не то что затраты на весь судебный процесс.> в некоторых случаях реально узнать, как используется патент, отслеживая место, где он был выпущен.
Гениальный инженер зарегистрировал патент на гениальное ПО, но за бедностью продал патент на ПО компании, занимающейся исследованиями. А в будущем эта компания продала патент компании-троллю. Эта компания тролль теперь всех троллит, зато мы знаем «где он был выпущен». Что это нам даёт?31 октября 2016 в 16:28
+1↑
↓
Что значит «не применять первым патент»?
Я думаю, тут есть широко известная аналогия между патентами и ядерным оружием — регистрировать — производить оружие, применять оружие — подавать в суд. (см. так же взаимное гарантированное уничтожение у больших фирм)
Первым нельзя? А вторым можно? Фейсбук первым подал на ООО «Капуста» в суд, а теперь можно и гуглу (он ведь уже не первый)? Или ООО «Капуста» подала в суд на Гугл, а теперь можно и Гуглу подавать на ООО «Капуста»?
Когда на тебя напали можно ответить.
Опять-же, «хорошим» компаниям это не надо
Это зависит от того, какой KPI у юридического отдела, наверное:)
Гениальный инженер зарегистрировал патент на гениальное ПО, но за бедностью продал патент на ПО компании, занимающейся исследованиями. А в будущем эта компания продала патент компании-троллю. Эта компания тролль теперь всех троллит, зато мы знаем «где он был выпущен». Что это нам даёт?
Наверное имеется ввиду, что в каких-то случаях можно договориться с владельцами, в каких-то нет.
Хотя нет. Похоже процитированный фрагмент — отсебятина переводчика.
The problem with patent reform is that it has to go through the government. That tends to be slow. But recently I realized we can also attack the problem downstream. As well as pinching off the stream of patents at the point where they’re issued, we may in some cases be able to pinch it off at the point where they’re used.
@MagisterLudi вероятно торопился и не посмотрел в словаре что такое pinch off
31 октября 2016 в 15:47
–1↑
↓
Инвесторы же смогут увидеть, что компания на плаву благодаря судебным процессам, а не хорошим товарам.
Крупным инвесторам обычно наплевать за счет чего компания приносит прибыль, важен лишь ее размер и перспективы получения ее в дальнейшем.31 октября 2016 в 15:53
0↑
↓
+1
Обычно очень крупные компании всегда с кем-то судятся, это вполне обычное дело. То какая-то сумасшедшая посчитает, что ютуб сломал ей жизнь, то фирма недополучила прибыль, то проблема во взаиморасчетах.К тому-же:
> Это обещание не имеет юридической силы.
Поэтому инвестор даже если захочет, но благодаря такому «волшебному слову» ничего нового не увидит.31 октября 2016 в 17:04
0↑
↓
перспективы получения ее в дальнейшем
как раз и зависят от того, в тролля мы инвестируем или в развитие.31 октября 2016 в 17:08
0↑
↓
Самые известные и крупный IT-компании, (не буду тыкать пальцем) не гребуют зарабатывать патентным троллингом. Инвесторов от этого у них меньше не становиться.Не подумайте, что я за троллинг, я категорически против. Но деньги у тех, кто не чувствует их запаха.
31 октября 2016 в 15:51
0↑
↓
Компании, возбуждающие судебные дела из-за нарушения патента стартапом, хотят добиться одного: чтобы продукт этого стартапа не вышел на рынок.
Думаю им плевать на то, выйдет ли продукт на рынок. Важно то, что стартап получил N-миллионов инвестиций и не плохо бы чтобы он ими поделился.31 октября 2016 в 16:56
0↑
↓
Альтернативный вариант: работать в странах, где не признаются патенты на ПО.31 октября 2016 в 17:01
0↑
↓
Я так понимаю, что инвесторам в стартапы жалко платить денег за патенты.31 октября 2016 в 17:11
0↑
↓
Проблема с патентами в том, что слишком часто патентуют то, что им не принадлежит.