[Перевод] Поисковый риск или как Google почти убил ProtonMail
В последние два месяца многие из вас интересовались по поводу загадочных твитов, которые мы написали для Google в августе. Для ProtonMail прозрачность является ключевой ценностью, и мы пытаемся быть максимально открытыми с нашими пользователями. Т.к. много людей продолжают интересоваться вопросом, мы решили объяснить что именно произошло, чтобы в будущем избежать путаниц и спекуляций. В этой статье мы опишем развитие событий, чтобы пояснить что же случилось.
Около года Google скрывал ProtonMail из поисковых результатов для запросов «secure email», «encrypted email» и т.п. Это было крайне подозрительным, т.к. ProtonMail является мировым лидером в предоставлении услуг зашифрованной электронной почты.
В мае 2014 го, когда ProtonMail запустил бету, число наших пользователей быстро выросло, т.к. люди со всего мира собрались и поддержали нашу инициативу по защите конфиденциальности в цифровую эпоху. Наша краудфандинговая кампания побила рекорды и собрала более полумиллиона долларов, что дало нам ресурсы сделать ProtonMail конкурентоспособным против самых крупных игроков в бизнесе электронной почты.
К лету 2015 го ProtonMail уже пользовалось полмиллиона пользователей и у нас были хорошие позиции в Google — на первой или второй странице выдачи по большинству запросов типа «encrypted email» и «secure email». Однако, к октябрю 2015 го, ситуация радикально изменилась и ProtonMail таинственным образом исчез из результатов выдачи по основным запросам.
С начала лета до осени 2015 го ProtonMail претерпел много изменений. Мы зарелизили ProtonMail 2.0, полностью открыли исходные коды, запустили бета-версии мобильных приложений, обновили наш сайт и сменили TLD с .ch
на .com
. Также мы выросли вдвое по числу пользователей, которое составляло около миллиона к осени. Все эти изменения должны были помочь ProtonMail в поисковых позициях, т.к. мы становились все более релевантными для многих людей.
В ноябре 2015 го мы знали о проблеме и консультировались с многими SEO экспертами, но ни один из них не мог объяснить в чем причина, особенно принимая во внимание то, что ProtonMail никогда не использовал черные методы SEO, и мы не замечали чтобы кто-либо использовал черный SEO против нас. Странно, что эта аномалия была только в Google, в других поисковиках все было нормально. В таблице ниже представлены поисковые позиции для ProtonMail по запросам «secure email» и «encrypted email», на начало августа 2016 в главных поисковиках. Везде первая или вторая страница, кроме Google, в котором мы вообще не ранжировались.
На протяжении весны 2016 го мы усердно пытались связаться с Google. Мы создали два тикета для объяснения ситуации. Мы даже пытались связаться с директором EMEA Strategic Relationships, но не получили ни ответа, ни каких-либо улучшений ситуации. Примерно в это же время мы услышали о антимонопольной кампании, начатой Европейской Комиссией против Google, обвиняющей Google в использовании поисковой монополии для снижения поисковых позиций конкурентов Google. Это были тревожные новости, т.к. электронная почта, которая ставит конфиденциальность на первое место является главным конкурентом Gmail для тех, кто заботится о приватности своих данных.
В августе, оставшись без особого выбора, мы использовали Twitter для обнародования нашего случая. На этот раз мы наконец получили ответ, спасибо сотням пользователей ProtonMail, которые привлекли внимание к проблеме и сделали невозможным ее игнорировать. Несколькими днями позже Google информировало нас, что они «что-то пофиксили» («fixed something») без каких-либо деталей. Результаты появились сразу же.
На этом графике ось X это время, ось Y — поисковые позиции (меньше — лучше). Отрезки графика без точек означают, что в данный период мы вообще не ранжировась в Google. После того как Google что-то пофиксил, позиции ProtonMail немедленно восстановились и сейчас мы ранжируемся #1 and #3 по «secure email» и «encrypted email» соответственно. Без каких-либо дополнительных объяснений со стороны Google, мы никогда не узнаем почему ProtonMail не был в выдаче. В любом случае, мы брагодарны тому, что Google наконец принял действия по решению нашей проблемы, мы только хотели бы чтобы это произошло быстрее.
Опасность поискового риска
Этот случай говорит нам о незамеченной ранее опасности, которая носит название «поисковый риск» (Search Risk). Суть проблемы в том, что любой конкурирующий сервис, например ProtonMail, может быть легко подавлен поисковиками или правительством, которое контролирует эти поисковики. Это может случиться везде, невзирая на государственные границы. Например, даже учитывая то, что Google это американская компания, она контролирует больше 90% европейского поискового трафика. В нашем случае Google был причиной того, что показатели мирового роста ProtonMail были меньше на 25% на протяжении почти 10 месяцев.
Это значит, что доходы ProtonMail от пользователей также сократились на 25%, создав дополнительные финансовые трудности для нас. Мы дошли до того, что для покрытия месячных расходов, нам пришлось использовать ресурсы экстренного резервного фонда. Потери прибыли и финансовый ущерб составил несколько сотен тысяч швейцарских франков (1 CHF = 1.01 USD = 63.28 RUB) и никогда не будет возмещен.
Единственная причина, по который мы выжили и пишем эту историю это то, что ProtonMail стал так широко известен, переходя из уст в уста, и наше сообщество было слишком большое, чтобы его игнорировать. Многим другим компаниям повезет меньше. Этот случай наглядно показывает, что поисковый риск это серьезная проблема, и мы согласны с Европейской Комиссией, что из-за доминирующей позиции Google в поисковом бизнесе, его открытость и контроль критически важны.