[Перевод] Почему же так тяжело привлекать деньги в опенсорс?
Это 4-я статья из цикла переводов текстов зарубежных представителей опенсорс движения. Значительная часть предыдущих статей была посвящена анализу причин, мешающих разработчикам активнее участвовать в OS проектах.
Сегодняшний текст посвящен поиску решения одной из ключевых проблем опенсорса: трудности финансирования проектов. Мне эта статья понравилась в первую очередь сравнительным анализом различных способов привлечения денег на опенсорс разработку — что, конечно, не умаляет прочих ее достоинств.
Было бы очень интересно узнать об опыте читателей — пользовались ли вы какими-либо из описанных автором сервисами/инструментами? Какие увидели преимущества/недостатки, что сработало/не сработало?
Приятного чтения!
В течение прошлых четырех месяцев я имел удовольствие заниматься созданием компании, сосредоточенной исключительно на монетизации опенсорс проектов. Code Sponsor преодолела путь от концепции до вполне жизнеспособного решения по поддержке проектов с открытым кодом.
Заработок разработчика в долларах по месяцам
Типы финансирования
«Опенсорс — очень странная вещь. Тот код, который я разрабытываю для опенсорс проекта — наиболее значимая работа из всего того, что я делаю. Но никто не хочет за нее платить. В то же время, когда я говорю про работу, за которую мне платят — никто не хочет слушать»
Активистка опенсорс движения Nadia Eghbal (Надя Эгбал) курирует Lemonade Stand — список источников финансирования открытых проектов. В этом списке собрано внушительное количество вариантов привлечения вкладов с указанием преимуществ и недостатков каждого из способов.
Почти каждое упомянутое решение относится к одной или нескольким категориям:
- Добровольные взносы. Попросите денег на поддержку проекта.
- Поддержка. Взымайте плату за продукты и услуги, имеющие отношение к поддержке продукта.
- Лицензирование. Получайте отчисления от использования проекта.
Давайте рассмотрим каждый из способов.
Добровольные взносы
Просьба о финансировании — пока что наиболее простой способ получения средств. Он не требует от разработчиков изменения модели поведения. Многие проекты достигли значительных успехов, выйдя на Open Collective.
Не меньше достижений и у тех, кто решил использовать прямые платежи. Patreon, Gratipay, и Liberapay позволяют добавлять кнопку оплаты в README проекта. BountySource и Gitcoin ориентированы на оплату решения конкретных проблем.
Что необходимо для привлечения существенных средств?
При наличии компетенций в проведении фандрейзинговых кампаний данный способ работает хорошо: Шон Т. Ларкин (Sean T. Larkin) поделился историей о том, как проект Webpack привлек $400 тыс. в течение одного года. Такой результат дался нелегко.
К сожалению, деньги не начинают прибывать сразу после выхода на Open Collective или добавления ссылки на Patreon.
Кэнт Си. Доддс (Kent C. Dodds) в течение года размещал кнопку «Donate» в своем репозитории. Он сообщил мне о том, что за это время сумма взносов составила $0. Но почему? Потому что опенсорс проекты просят денег у разработчиков, которые сами пытаются собрать деньги для своих проектов. Представьте себе сотню разработчиков, которые выстроились в кружок, и платят по доллару соседу слева.
Многие из моих проектов важны для IT инфраструктуры и широко используются. Но те проекты, за которые я мог бы что-то получить или относительно невелики, или уже завершены. Делать футболки, организовывать митапы или даже продолжать разработку по ним не имеет смысла. И не смотря на все на это, разработчики должны вознаграждаться за свои труды.
Кэнт Си. Доддс
Практика добровольных пожертвований хорошо работает для некоторых проектов. Но в большинстве случаев шансы на привлечение существенных средств очень малы. По крайней мере, если разработчик не переквалифицируется в евангелиста своего проекта.
Поддержка
В большинстве опенсорс проектов техподдержка предоставляется бесплатно. Разработчики отвечают на вопросы, решают технические проблемы и оказывают всяческую помощь исключительно по доброте душевной и из стремления внедрить разработанное ПО в массы.
Однако рост популярности проекта требует и расширения поддержки. Некоторые разработчики пытаются заработать посредством выпуска книг и сувениров, а также предоставления оплачиваемой поддержки.
Однако большая часть разработчиков не пользуются этими возможностями. В действительности маленьким проектам вряд ли стоит рассчитывать на данный способ получения дохода. Если масштабы проекта недостаточно велики, то и оплачиваемые тренинги, и книги мало кого интересуют.
Лицензирование
Сбор оплаты за лицензию на использование — один из наиболее доходных способов монетизации опенсорса. Отличный пример — Sidekiq Майка Перхама (Mike Perham). Это бесплатное решение с открытыми исподниками, но предлагая Профессиональную и Корпоративную версию, проект зарабатывает более $1 млн.
Главный вопрос, который разработчик должен задать себе, решив следовать этому пути финансирования, таков: «Хочу ли я превратить этот проект в бизнес?». Если ответ — да, и проект достаточно масштабен, такой подход будет отличным выбором.
Только вот большей части разработчиков не достает деловой хватки. Они предпочитают разработку финансам и маркетингу.
Готовы ли вы к смене роли?
Теперь, когда мы распределили решения по категориям, начинает проявляться закономерность. Складывающаяся картина, в числе прочего, хорошо объясняет сложности в монетизации современного опенсорса.
Увеличение объема финансирования требует от разработчиков смены ролей
Для повышения своих доходов от опенсорс проекта разработчик должен меняться, превращаясь из технического участника проекта в администратора, и, в итоге, во владельца бизнеса. И чем сильнее перемены, тем выше шансы привлечь хороший объем финансирования.
Но я убеждён, что разработчики не должны отказываться от своего призвания ради денег.
Реклама в опенсорсе
Проект Code Sponsor появился из мысли о том, что разработчиков можно обеспечить стабильным и масштабируемым источником финансовых вливаний через этичную рекламу. Это некая смесь Carbon Ads, Open Collective и Read the Docs (с налётом массового маркетинга, продемонстрированного Уэсом Босом (Wes Bos)).
Два примера успешного применения такого подхода — Read the Docs и Hoodie.
Идея проста
Существуют сотни компаний, для которых разработчики являются целевой аудиторией (см. список Heroku). У каждой есть рекламный бюджет. Огромное количество разработчиков посещает GitHub каждый день, чтобы ознакомиться с документацией или поработать над опенсорс проектами. Я знал, что если смогу убедить разработчиков продвигать услуги или товар таких компании в форме этичной рекламы, то компании предпочтут платить им, а не Гуглу.
В пользу этой идеи говорило несколько из ее следствий:
- Такая модель делала финансирование масштабируемым. Пока компания видит возвращение инвестиций, она будет продолжать вкладываться.
- Разработчикам не нужно менять поведение. Они могут начинать получать выплаты, добавив одну строчку кода в свой README файл.
- Участвовать может кто угодно. Эта модель монетизации была доступна любому разработчику даже с самым скромным по масштабу проектом. Количество получаемых денег зависело от популярности проекта. Это ключ к обширному финансированию.
Я чётко обозначил, что все размещаемые на GitHub сообщения должны быть:
- Ненавязчивыми — баннер отображается как документ, но достаточно узнаваем, чтобы не вводить в заблуждение.
- Релевантными — сообщение должно быть о том, что может заинтересовать разработчиков (исходя из языка программирования, используемого в проекте).
- Этичными — я не хотел отслеживать НИКАКИЕ персональные данные и не применял куки для повторного маркетинга. Я следовал принципам этичной рекламы Эрика Холшера (Eric Holscher«s Ethical Advertising).
Интенсивный рост
В течение четырёх месяцев Code Sponsor рос довольно быстро. Вот этот график показывает общее количество разработчиков в системе.
Ниже представлено общее количество показов за период в четыре месяца. Только в ноябре я отметил около 3,6 миллионов показов. Здесь следует отметить, что мы никогда и никого не отслеживали даже анонимно.
Разработчики получали выплаты на основе кликов. Мы наблюдаем стабильную тенденцию роста этого показателя.
Клики по ссылкам по дням (исключая ботов, дубликаты и нечестные клики)
Доходы разработчиков росли от месяца к месяцу. В ноябре этого года (*уже прошлого, статья за 2017-ый год) Code Sponsor сгенерировал $4 781.80 для опенсорс разработчков.
Вот некоторые финальные цифры:
- 1 471 репозиториев.
- 95 сайтов.
- 7 110 890 показов.
- 35 544 клика.
- $24 370 общего дохода (из них — $1 500 возврата).
- $23 474.55 общего дохода с кликов.
- $12 387.65 общей прибыли.
- $11 086.90 суммарная выплата разработчикам.
- $1 051.55 общая сумма, перечисленная спонсорам.
Вот скриншот моего дашборда — это данные о всей жизни Code Sponsor.
Стабильное и масштабируемое финансирование опенсорса — это просто
Я уверен, что Code Sponsor показал способ обширного, масштабного и стабильного финансирования опенсорс проектов. Он основывается на предоставлении канала распространения рекламы, прибыль с которого будет направлена напрямую в опенсорс. Этот способ позволяет проектам не зависеть от благотворительности. Спонсоры видят возврат инвестиций, а разработчики получают оплату и имеют возможность продолжать заниматься тем, что их увлекает.
Друзья из PSA, @codesponso r- это превосходный ресурс для опенсорс сообщества. С его помощью нам удалось привлечь деньги для своего проекта и рассказать о @Rollbar более широкой аудитории. После того как мы поняли выгоды участия в проекте, решение было очень простым…
Майк Смит (Mike Smith), руководитель развития Rollbar однажды сказал мне, что Code Sponsor за несколько месяцев привлёк больше клиентов, чем любой другой канал маркетинга.
Code Sponsor был успешным проектом.
Что усложняет финансирование опенсорса?
Я полагаю, основные сложности связаны с двумя обстоятельствами.
1. Разработчики не хотят менять роль
Я верю, что большинство разработчиков в открытых проектах хотят продолжать заниматься разработкой. Они не хотят ни выступать в роли поддержки, ни строить бизнес вокруг своего проекта.
К сожалению, без определённой гибкости, привлечение финансирования будет пустой затеей.
2. GitHub не обеспечивает динамическое спонсирование
Основная причина успеха Code Sponsor в том, что участвовать мог каждый. У нас были проекты с рейтингом от 0 и до 70 тысяч звёзд. А это возможно только благодаря динамическому спонсированию. Иначе говоря, спонсируемые сообщения могли меняться в зависимости от бюджета и пожеланий спонсора.
Я люблю GitHub. Я считают, что это превосходная платформа и компания. Я также понимаю их решение убрать баннеры Code Sponsor со своей платформы.
Я искренне надеюсь, что они интегрируют части Code Sponsor в свою платформу или позволят Code Sponsor продолжить обслуживание динамических изображений, размещённых в README.
Code Sponsor закрывает платформу
Я ценю всю помощь и поддержку, которую получал проект. Стабильность финансирования — важная проблема, и я надеюсь, что мы сможем продолжить общение и совместную работу по поиску ее решения.
«Code Sponsor закрывается 8 декабря»
24 ноября я разослал письмо о предстоящем закрытии Code Sponsor.
Я предвидел возможность того, что GitHub скажет «Хватит» и запланировал некоторые действия на этот случай. Было бы несложно скрыть баннеры на GitHub, но продолжить показывать их на других сайтах, которые используют README.
Оплачиваемые клики по доменам
На этом графике видно, какие сайты сгенерировали трафик, который привёл к кликам. 53.49% дохода приходится на GitHub. 16.73% — на виджеты iframe. 11.99% сгенерировали браузеры с включёнными блокираторами рекламы.
Ознакомившись с этими данными, я понял, что, вопреки всем стараниям, обеспечивать стабильную поддержку опенсорса в значимом масштабе без GitHub не получится. Они были и остаются ключом к решению этой проблемы.
Что дальше?
Code Sponsor стал частью моей жизни. Я хочу и дальше помогать разработчикам.
С января Code Sponsor примерит новую роль — мы станем своего рода связующим звеном между спонсорами и разработчиками. Финансирование будет предоставляться помесячно. Code Sponsor будет представлять разработчиков как агент и вести переговоры о самых высоких ставках. Цель — привлечь как можно больше денег в опенсорс проекты. Разработчики будут получать 85% спонсорского дохода.
Я, в свою очередь, собираюсь отойти от предпринимательства. Я соскучился по семье. Новый вектор деятельности не потребует так много моего участия. Я ухожу с текущей работы и надеюсь с приходом января найти новую. Если вы ищете сотрудников, буду рад обсудить это с вами.
От переводчика: на текущий момент Эрик работает в GitCoin.