[Перевод] Первое знакомство с Moon.js
Сегодня речь пойдёт об очередной JavaScript-библиотеке, предназначенной для разработки интерфейсов. Возникает такое ощущение, что такие библиотеки появляются всё чаще и чаще. В этом материале мы рассмотрим библиотеку Moon.js и раскроем её особенности, о которых нужно знать для того чтобы приступить к работе с ней. В частности, мы поговорим о том, как создавать новые Moon.js-проекты, о том, как создавать элементы интерфейсов, как обрабатывать события. Освоив это руководство, вы сможете пользоваться Moon.js для разработки собственных приложений.
Библиотека Moon.js
Moon.js — это минималистичная JavaScript-библиотека, предназначенная для разработки быстрых и функциональных интерфейсов. Она имеет сравнительно небольшие размеры, что позволяет создавать на её основе достаточно компактные приложения. Библиотека отличается очень высокой производительностью
В Moon.js используется подход к проектированию интерфейсов, основанный на компонентах. Для создания компонентов применяются шаблоны. Эта библиотека весьма похожа на Vue.js.
Сильные стороны Moon.js
- Moon.js отличается компактными размерами (в минифицированном и сжатом виде это — около 2 Кб). Это меньше, чем размеры других библиотек и фреймворков вроде React и Angular.
- Эта библиотека отличается высокой скоростью рендеринга интерфейсов.
- Moon.js — это библиотека, основанная на функциональных методах разработки. При работе с ней используется подход к проектированию интерфейсов, основанный на так называемых «драйверах».
Начало работы
Библиотеку Moon.js можно включить в проект двумя способами. Первый заключается в установке её из NPM. Второй — в её подключении непосредственно к странице, на которой её планируется использовать.
Если решено воспользоваться NPM-вариантом библиотеки, то сначала нужно будет установить пакет moon-cli
, инструмент командной строки:
$ npm i moon-cli -g
В данном примере этот инструмент устанавливается глобально, вызвать его можно из любой директории.
Для создания проекта, основанного на Moon.js, можно выполнить следующую команду:
$ moon create moon-prj
Эта команда создаёт новый проект в папке moon-prj
. После того, как будет завершено создание проекта, в вашем распоряжении окажется основа будущего приложения.
Второй вариант использования Moon.js предусматривает её подключение к странице, на которой её планируется использовать. У библиотеки есть модуль moon-browser
, который позволяет пользоваться её возможностями непосредственно на странице, к которой она подключена.
Итак, для подключения библиотеки к странице нам нужно включить в состав страницы два следующих тега:
Как видите, соответствующие скрипты загружаются с CDN unpkg. В первом теге импортируется основная библиотека. Во втором — библиотека moon-browser
. Она отвечает за компиляцию шаблонов Moon.js, за приведение их к виду, пригодному для вывода браузером.
Теперь, для того чтобы воспользоваться синтаксическими конструкциями Moon.js на странице, нужно будет включить их в тег , не забыв задать его атрибут
type
как text/moon
.
Подключение Moon.js-приложения к странице
Для подключения Moon.js-приложения к этому элементу используется драйвер Драйвер, предназначенный для работы с данными, отвечает за хранение данных приложения и позволяет пользоваться данными там, где они нужны. Другими словами, этот драйвер хранит глобальное состояние приложения. Задать начальные данные Moon.js-приложения можно с помощью API Мы возвращаем из коллбэка объект, у которого имеется свойство Механизм работы с данными в Moon.js мы рассмотрели. Теперь подробнее поговорим о работе с элементами интерфейса. Мы уже рассматривали фрагмент кода, повторённый ниже, в котором к элементу В Moon.js используется концепция виртуальной DOM и мощный алгоритм сравнения старой и новой версий интерфейса. Это позволят библиотеке принимать решения о том, когда нужно обновлять DOM, и о том, какие именно части DOM нуждаются в обновлении. У кнопки имеется обработчик события Создадим элемент Вот как создать текстовый элемент: Создадим пользовательский элемент: Предположим, у нас есть такая функция: Хочу напомнить о том, что рекомендуется, осваивая новые библиотеки и фреймворки, создавать с их помощью небольшие приложения. Это позволяет ускорить обучение и помогает понять особенности работы изучаемых инструментов. Поначалу речь идёт об их основах, но со временем приходит и понимание более сложных механизмов. Вот как выглядит страница этого приложения. На странице имеется заголовок, поле, кнопка, и список дел, который можно пополнять, вводя их описания в поле и нажимая на кнопку. Начнём работу с создания файла Функция Функция Обратите внимание на обработчики событий Событие Это приведёт к выполнению повторного рендеринга Запустите это приложение в браузере и поэкспериментируйте с ним. Мне кажется, что Moon.js — это приятная библиотека. И, если даже не говорить о других её достоинствах, она мне симпатична из-за её компактного размера. Пользовались ли вы Moon.js?
Moon.js, как и другие библиотеки и фреймворки, используемые для создания одностраничных приложений, подключается к определённому элементу страницы. Обычно роль контейнера для Moon.js-приложения играет элемент
Подобный элемент, являющийся корневым элементом Moon.js-приложения, размещают в коде файла index.html
, представляющего собой точку входа в проект.view
(ниже мы поговорим о драйверах подробнее): Moon.use({
view: Moon.view.driver("#root")
})
Данная конструкция сообщает библиотеке о том, что она должна подключить приложение к элементу с идентификатором root
. При необходимости указать библиотеке подобный элемент можно, воспользовавшись браузерным API, предназначенным для работы с DOM: Moon.use({
view: Moon.view.driver(document.getElementById("root"))
})
Теперь поговорим о том, как в Moon.js организована работа с данными, и о том, как с помощью этой библиотеки создавать элементы интерфейсов.Синтаксис описания элементов интерфейса
Для описания Moon.js-интерфейсов используется язык программирования Moon View Language (MVL), который был разработан специально для решения данной задачи. Он напоминает JSX. Этот язык применяется для описания элементов и для настройки их взаимоотношений. Вот пример:
Несложно заметить то, что в этом фрагменте Moon.js-кода, ответственного за формирование элемента Работа с данными
В Moon.js для управления визуальными представлениями элементов и для работы с данными используется концепция драйверов. Здесь мы взглянем на драйвер, позволяющий работать с данными, а в следующем разделе поговорим о драйвере, предназначенном для работы с элементами интерфейса.Moon.use
: Moon.use({
data: Moon.data.driver
})
Записывать новые данные в состояния можно, возвращая их из соответствующих функций: Moon.run(({ data }) => {
console.log(data) // undefined
return {
data: "Nnamdi"
}
})
API Moon.run
отвечает за запуск приложения. Коллбэк, переданный этому API, получает ссылку на глобальные данные в аргументе data
. Так как на момент вызова этой функции в data
пока ничего нет, команда console.log
из этого примера выведет undefined
.data
со значением Nnamdi
. Этот объект будет представлять собой новое состояние приложение, данными которого смогут воспользоваться любые другие функции, обращающиеся к data
.Работа с элементами интерфейса
В Moon.js имеется драйвер view
, который предназначен для создания элементов и для монтирования их в DOM.Moon.use({
view: Moon.view.driver("#root")
})
Именно тут производится монтирование элемента. Теперь функции могут возвращать элементы, которые способны заменять старые элементы. Их можно представлять в виде объектов, содержащих свойство view
, в которое записаны соответствующие данные. Библиотека берёт значение свойства view
из возвращаемого функцией объекта и записывает его в элемент, подключённый к элементу с идентификатором root
.function handleClick() {
return {};
}
Moon.run(() => ({
view:
}));
Здесь коллбэк, передаваемый Moon.run
, выводит в DOM кнопку. Происходит это из-за того, что функция возвращает объект со свойством view
. Значение, назначенное этому свойству, попадает в DOM.click
, представленный функцией handleClick
. Эта функция возвращает пустой объект, её вызов не приводит к внесению изменений в DOM.Создание элементов
Moon.js представляет разработчику большой набор вспомогательных функций, предназначенных для создания элементов интерфейсов. В результате оказывается, что элементы можно создавать, используя не язык описания интерфейсов Moon.js, а соответствующие функции: const { div, text, node, p } = Moon.view.m
Moon.js экспортирует функции, имена которых соответствуют именам создаваемых с их помощью элементов. Так, функция div
позволяет создавать элементы text
создаёт текстовые узлы. Функция node
позволяет создавать пользовательские элементы. Функция p
создаёт элементы . Как видите, имена этих функций ясно указывают на их предназначение.
const Div = div({});
Назначать элементам атрибуты можно, передавая соответствующей функции объект со свойствами: const Div = div({
class: "DivClass"
});
Здесь мы описали элемент class
которого должно быть записано значение DivClass
.
const Text = text({ data: "A text node" });
В свойстве data
объекта, переданного функции text
, имеется текст для элемента.const CustomEl = node("custom-el");
Для того чтобы задать этому элементу какой-нибудь атрибут, можно поступить так: CustomEl({ "attr": "attr-value"})
События
Подключать к элементам обработчики событий можно, пользуясь конструкцией, в которой применяется символ @
: function handleClick() {
return {};
}
Moon.run(() => ({
view:
}));
В результате на страницу будет выведена кнопка с текстом Click Me
, по нажатию на которую будет вызвана функция handleClick
.Компоненты
В Moon.js функции — это компоненты. Это означает, что функции можно упоминать в описании элементов интерфейса. То, что возвращает функция, будет включено в состав элемента.function aView({ data }) {
return
Эта функция, aView
, возвращает элемент, который может быть отрендерен: Moon.run(() => {
view:
Имя функции в этом примере используется в роли имени элемента. В результате выполнения этого кода окажется, что то, что возвращает функция, будет помещено в тег Разработка приложений, основанных на Moon.js
Для того чтобы собрать воедино всё то, о чём мы только что говорили, давайте создадим на Moon.js простое TODO-приложение. Здесь мы воспользуемся соответствующим примером, который подготовлен разработчиками Moon.js.
Страница приложенияindex.html
. Здесь мы подключим Moon.js непосредственно к странице:
Функция viewTodos
выводит элементы, необходимые для ввода сведений о новых делах и для вывода их в виде списка. Её аргументами являются data
и view
.createTodo
создаёт новое дело и возвращает его в свойстве data
возвращаемого ей объекта.updateTodo
записывает новое дело в состояние приложения.@click
и @input
, которые имеются в функции viewTodos
. Событие @input
вызывается при вводе текста, описывающего дело, в соответствующее поле. При обработке этого события вызывается функция updateTodo
. Аргумент view
в этой функции представляет произошедшее событие. Пользуясь им, мы обращаемся к DOM и получаем данные, введённые в поле. Затем эти данные попадают в состояние в виде свойства todo
.@click
вызывается после нажатия на кнопку. Оно выполняет запись нового дела в список дел. Для решения этой задачи используется функция createTodo
. Эта функция обращается к свойству состояния todo
и записывает новые данные в свойство todos
, после чего, в свойстве view
возвращаемого ей объекта, возвращает элемент
, представленный соответствующей функцией, в атрибут data
которого записано значение dataNew
.viewTodos
и к обновлению DOM. В список дел, выводимый на странице, будет добавлено новое дело.Итоги
Мы разобрали основы Moon.js. А именно, поговорили о том, что пользоваться библиотекой можно, устанавливая её из NPM и подключая к страницам напрямую. Далее, мы обсудили внутренние механизмы библиотеки: работу с данными, обработку событий, разработку компонентов.