[Перевод] Обзор базовых возможностей ES6
JavaScript сильно изменился за последние годы. Вот 12 новых возможностей, которые можно начать использовать уже сегодня!
История
Новые добавления в язык называются ECMAScript 6. Или ES6 или ES2015+.
С момента появления в 1995, JavaScript развивался медленно. Новые возможности добавлялись каждые несколько лет. ECMAScript появился в 1997, его целью было направить развитие JavaScript в нужное русло. Выходили новые версии — ES3, ES5, ES6 и так далее.
Как видите, между версиями ES3, ES5 и ES6 есть пропуски длиной в 10 и 6 лет. Новая модель — делать маленькие изменения каждый год. Вместо того, чтобы накопить огромное количество изменений и выпустить их все за раз, как это было с ES6.
Browsers Support
Все современные браузеры и среды исполнения уже поддерживают ES6!
Chrome, MS Edge, Firefox, Safari, Node и многие другие системы имеют встроенную поддержку большинства возможностей JavaScript ES6. Так что, все из этого пособия можно использовать прямо сейчас.
Поехали!
Главные возможности ES6
Все сниппеты можно вставлять в консоль браузера и запускать.
Block scope variables
В ES6 мы перешли от var
к let
/const
.
Что не так с var
?
Проблема var
в том, что переменная «протекает» в другие блоки кода, такие как циклы for
или блоки условий if
:
ES5
var x = 'outer';
function test(inner) {
if (inner) {
var x = 'inner'; // scope whole function
return x;
}
return x; // gets redefined on line 4
}
test(false); // undefined
test(true); // inner
В строке test(false)
можно ожидать возврат outer
, но нет, мы получаем undefined
. Почему?
Потому что даже не смотря на то, что блок if
не выполняется, на 4й строке происходит переопределение var x
как undefined
.
ES6 спешит на помощь:
ES6
let x = 'outer';
function test(inner) {
if (inner) {
let x = 'inner';
return x;
}
return x; // gets result from line 1 as expected
}
test(false); // outer
test(true); // inner
Изменив var
на let
мы откорректировали поведение. Если блок if
не вызывается, то переменная x
не переопределяется.
IIFE (immediately invoked function expression)
Давайте сначала рассмотрим пример:
ES5
{
var private = 1;
}
console.log(private); // 1
Как видите, private
протекает наружу. Нужно использовать IIFE (immediately-invoked function expression):
ES5
(function(){
var private2 = 1;
})();
console.log(private2); // Uncaught ReferenceError
Если взглянуть на jQuery/lodash или любые другие проекты с открытым исходным кодом, то можно заметить, что там IIFE используется для содержания глобальной среды в чистоте. А глобальные штуки определяются со специальными символами вроде _
, $
или jQuery
.
В ES6 не нужно использовать IIFE, достаточно использовать блоки и let
:
ES6
{
let private3 = 1;
}
console.log(private3); // Uncaught ReferenceError
Const
Можно также использовать const
если переменная не должна изменяться.
Итог:
- забудьте
var
, используйтеlet
иconst
. - Используйте
const
для всех референсов; не используйтеvar
. - Если референсы нужно переопределять, используйте
let
вместоconst
.
Template Literals
Не нужно больше делать вложенную конкатенацию, можно использовать шаблоны. Посмотрите:
ES5
var first = 'Adrian';
var last = 'Mejia';
console.log('Your name is ' + first + ' ' + last + '.');
С помощью бэктика () и интерполяции строк
${}` можно сделать так:
ES6
const first = 'Adrian';
const last = 'Mejia';
console.log(`Your name is ${first} ${last}.`);
Multi-line strings
Не нужно больше конкатенировать строки с + \n
:
ES5
var template = '\n' +
' \n' +
' \n' +
' \n' +
' \n' +
' \n' +
' \n' +
' ';
console.log(template);
В ES6 можно снова использовать бэктики:
ES6
const template = `
`;
console.log(template);
Оба блока кода генерируют одинаковый результат
Destructuring Assignment
ES6 desctructing — полезная и лаконичная штука. Посмотрите на примеры:
Получение элемента из массива
ES5
var array = [1, 2, 3, 4];
var first = array[0];
var third = array[2];
console.log(first, third); // 1 3
То же самое:
ES6
const array = [1, 2, 3, 4];
const [first, ,third] = array;
console.log(first, third); // 1 3
Обмен значениями
ES5
var a = 1;
var b = 2;
var tmp = a;
a = b;
b = tmp;
console.log(a, b); // 2 1
То же самое:
ES6
let a = 1;
let b = 2;
[a, b] = [b, a];
console.log(a, b); // 2 1
Деструктуризация нескольких возвращаемых значений
ES5
function margin() {
var left=1, right=2, top=3, bottom=4;
return { left: left, right: right, top: top, bottom: bottom };
}
var data = margin();
var left = data.left;
var bottom = data.bottom;
console.log(left, bottom); // 1 4
В строке 3 можно вернуть в виде массива:
return [left, right, top, bottom];
но вызывающему коду придется знать о порядке данных.
var left = data[0];
var bottom = data[3];
С ES6 вызывающий выбирает только нужные данные (строка 6):
ES6
function margin() {
const left=1, right=2, top=3, bottom=4;
return { left, right, top, bottom };
}
const { left, bottom } = margin();
console.log(left, bottom); // 1 4
Заметка: В строке 3 содержатся другие возможности ES6. Можно сократить { left: left }
до { left }
. Смотрите, насколько это лаконичнее по сравнению с версией ES5. Круто же?
Деструктуризация и сопоставление параметров
ES5
var user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'};
function getFullName(user) {
var firstName = user.firstName;
var lastName = user.lastName;
return firstName + ' ' + lastName;
}
console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia
То же самое (но короче):
ES6
const user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'};
function getFullName({ firstName, lastName }) {
return `${firstName} ${lastName}`;
}
console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia
Глубокое сопоставление
ES5
function settings() {
return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} };
}
var tmp = settings();
var displayColor = tmp.display.color;
var keyboardLayout = tmp.keyboard.layout;
console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty
То же самое (но короче):
ES6
function settings() {
return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} };
}
const { display: { color: displayColor }, keyboard: { layout: keyboardLayout }} = settings();
console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty
Это также называют деструктуризацией объекта (object destructing).
Как видите, деструктуризация может быть очень полезной и может подталкивать к улучшению стиля кодирования.
Советы:
- Используйте деструктуризацию для получения элементов из массива и для обмена значениями. Не нужно делать временные референсы — сэкономите время.
- Не используйте деструктуризацию массива для нескольких возвращаемых значений, вместо этого используйте деструктуризацию объекта.
Классы и объекты
В ECMAScript 6 мы перешли от «функций-конструкторов» к «классам» .
Каждый объект в JavaScript имеет прототип, который является другим объектом. Все объекты в JavaScript наследуют методы и свойства от своего прототипа.
В ES5 объектно-ориентированное программирование достигалось с помощью функций-конструкторов. Они создавали объекты следующим образом:
ES5
var Animal = (function () {
function MyConstructor(name) {
this.name = name;
}
MyConstructor.prototype.speak = function speak() {
console.log(this.name + ' makes a noise.');
};
return MyConstructor;
})();
var animal = new Animal('animal');
animal.speak(); // animal makes a noise.
В ES6 есть новый синтаксический сахар. Можно сделать то же самое с меньшим кодом и с использованием ключевых слов class
и construсtor
. Также заметьте, как четко определяются методы: construсtor.prototype.speak = function ()
vs speak()
:
ES6
class Animal {
constructor(name) {
this.name = name;
}
speak() {
console.log(this.name + ' makes a noise.');
}
}
const animal = new Animal('animal');
animal.speak(); // animal makes a noise.
Оба стиля (ES5/6) дают одинаковый результат.
Советы:
- Всегда используйте синтаксис
class
и не изменяйтеprototype
напрямую. Код будет лаконичнее и его будет легче понять. - Избегайте создания пустого конструктора. У классов есть конструктор по умолчанию если не задать собственный.
Наследование
Давайте продолжим предыдущий пример с классом Animal
. Допустим, нам нужен новый класс Lion
.
В ES5 придется немного поработать с прототипным наследованием.
ES5
var Lion = (function () {
function MyConstructor(name){
Animal.call(this, name);
}
// prototypal inheritance
MyConstructor.prototype = Object.create(Animal.prototype);
MyConstructor.prototype.constructor = Animal;
MyConstructor.prototype.speak = function speak() {
Animal.prototype.speak.call(this);
console.log(this.name + ' roars ');
};
return MyConstructor;
})();
var lion = new Lion('Simba');
lion.speak(); // Simba makes a noise.
// Simba roars.
Не будем вдаваться в детали, но заметьте несколько деталей:
- Строка 3, напрямую вызываем конструктор
Animal
с параметрами. - Строки 7–8, назначаем прототип
Lion
прототипом классаAnimal
. - Строка 11, вызываем метод
speak
из родительского классаAnimal
.
В ES6 есть новые ключевые слова extends
и super
.
ES6
class Lion extends Animal {
speak() {
super.speak();
console.log(this.name + ' roars ');
}
}
const lion = new Lion('Simba');
lion.speak(); // Simba makes a noise.
// Simba roars.
Посмотрите, насколько лучше выглядит код на ES6 по сравнению с ES5. И они делают одно и то же! Win!
Совет:
- Используйте встроенный способ наследования —
extends
.
Нативные промисы
Переходим от callback hell к промисам (promises)
ES5
function printAfterTimeout(string, timeout, done){
setTimeout(function(){
done(string);
}, timeout);
}
printAfterTimeout('Hello ', 2e3, function(result){
console.log(result);
// nested callback
printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3, function(result){
console.log(result);
});
});
Одна функция принимает callback чтобы запустить его после завершения. Нам нужно запустить ее дважды, одну за другой. Поэтому приходится вызывать printAfterTimeout
во второй раз в коллбеке.
Все становится совсем плохо когда нужно добавить третий или четвертый коллбек. Давайте посмотрим, что можно сделать с промисами:
ES6
function printAfterTimeout(string, timeout){
return new Promise((resolve, reject) => {
setTimeout(function(){
resolve(string);
}, timeout);
});
}
printAfterTimeout('Hello ', 2e3).then((result) => {
console.log(result);
return printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3);
}).then((result) => {
console.log(result);
});
С помощью then
можно обойтись без вложенных функций.
Стрелочные функции
В ES5 обычные определения функций не исчезли, но был добавлен новый формат — стрелочные функции.
В ES5 есть проблемы с this
:
ES5
var _this = this; // need to hold a reference
$('.btn').click(function(event){
_this.sendData(); // reference outer this
});
$('.input').on('change',function(event){
this.sendData(); // reference outer this
}.bind(this)); // bind to outer this
Нужно использовать временный this
чтобы ссылаться на него внутри функции или использовать bind
. В ES6 можно просто использовать стрелочную функцию!
ES6
// this will reference the outer one
$('.btn').click((event) => this.sendData());
// implicit returns
const ids = [291, 288, 984];
const messages = ids.map(value => `ID is ${value}`);
For…of
От for
переходим к forEach
, а потом к for...of
:
ES5
// for
var array = ['a', 'b', 'c', 'd'];
for (var i = 0; i < array.length; i++) {
var element = array[i];
console.log(element);
}
// forEach
array.forEach(function (element) {
console.log(element);
});
ES6 for…of позволяет использовать итераторы
ES6
// for ...of
const array = ['a', 'b', 'c', 'd'];
for (const element of array) {
console.log(element);
}
Параметры по умолчанию
От проверки параметров переходим к параметрам по умолчанию. Вы делали что-нибудь такое раньше?
ES5
function point(x, y, isFlag){
x = x || 0;
y = y || -1;
isFlag = isFlag || true;
console.log(x,y, isFlag);
}
point(0, 0) // 0 -1 true
point(0, 0, false) // 0 -1 true
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true
Скорее всего да. Это распространенный паттерн проверки наличия значения переменной. Но тут есть некоторые проблемы:
- Строка 8, передаем
0, 0
получаем0, -1
- Строка 9, передаем
false
, но получаемtrue
.
Если параметр по умолчанию это булева переменная или если задать значение 0, то ничего не получится. Почему? Расскажу после этого примера с ES6;)
В ES6 все получается лучше с меньшим количеством кода:
ES6
function point(x = 0, y = -1, isFlag = true){
console.log(x,y, isFlag);
}
point(0, 0) // 0 0 true
point(0, 0, false) // 0 0 false
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true
Получаем ожидаемый результат. Пример в ES5 не работал. Нужно проверять на undefined
так как false
, null
, undefined
и 0
— это все falsy-значения. С числами можно так:
ES5
function point(x, y, isFlag){
x = x || 0;
y = typeof(y) === 'undefined' ? -1 : y;
isFlag = typeof(isFlag) === 'undefined' ? true : isFlag;
console.log(x,y, isFlag);
}
point(0, 0) // 0 0 true
point(0, 0, false) // 0 0 false
point(1) // 1 -1 true
point() // 0 -1 true
С проверкой на undefined
все работает как нужно.
Rest-параметры
От аргументов к rest-параметрам и операции spread.
В ES5 работать с переменным количеством аргументов неудобно.
ES5
function printf(format) {
var params = [].slice.call(arguments, 1);
console.log('params: ', params);
console.log('format: ', format);
}
printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);
С rest ...
все намного проще.
ES6
function printf(format, ...params) {
console.log('params: ', params);
console.log('format: ', format);
}
printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);
Операция Spread
Переходим от apply()
к spread. Опять же, ...
спешит на помощь:
Помните: мы используемapply()
чтобы превратить массив в список аргументов. например,Math.max()
принимает список параметров, но если у нас есть массив, то можно использоватьapply
.
ES5
Math.max.apply(Math, [2,100,1,6,43]) // 100
В ES6 используем spread:
ES6
Math.max(...[2,100,1,6,43]) // 100
Мы также перешли от concat
к spread’у:
ES5
var array1 = [2,100,1,6,43];
var array2 = ['a', 'b', 'c', 'd'];
var array3 = [false, true, null, undefined];
console.log(array1.concat(array2, array3));
В ES6:
ES6
const array1 = [2,100,1,6,43];
const array2 = ['a', 'b', 'c', 'd'];
const array3 = [false, true, null, undefined];
console.log([...array1, ...array2, ...array3]);
Заключение
JavaScript сильно изменился. Эта статья покрывает только базовые возможности, о которых должен знать каждый разработчик.
Комментарии (1)
25 октября 2016 в 12:44
–1↑
↓
Кстати, наши онлайн-курсы учат новому стандарту с самого начала, с «основ программирования» :-)